Дело № 12-774/2020
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
11 декабря 2020 года г. Хабаровск
Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Владимирова Н.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю ФИО2 от 18.09.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.29 КоАП РФ в отношении должностного лица - заместителя директора КГКУ «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю ФИО2 от 18.09.2020 должностное лицо - заместитель директора КГКУ «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.29 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица административного органа отменить, производство по делу прекратить на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. В обоснование указал, что КГКУ «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ края» 27.08.2018 заключен контракт №Ф.2018.408556 с ООО «Контэм-Инжиниринг» на выполнение инженерных изысканий для корректировки проекта объекта «Водозабор для водоснабжения населения хозяйственно-питьевой водой в поселке Многовершинный Николаевского района». 05.03.2020 заключен контракт №ЭА 04/03 с ООО «Контэм-Инжиниринг» на выполнение работ по корректировке проектной и рабочей документации по объекту «Водозабор для водоснабжения населения хозяйственно-питьевой водой в поселке Многовершинный Николаевского района Хабаровского края», 14.04.2020 заключен контракт № ЭА 18/04 с ЗАО «Форпост» на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Водозабор для водоснабжения населения хозяйственно-питьевой водой в поселке Многовершинный Николаевского района». В ходе осуществления строительно-монтажных работ на объекте учреждением принято решение заключить контракт на оказание услуг по осуществлению авторского надзора за строительством данного объекта, в связи с чем учреждением в соответствии с Положениями об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений, утвержденных Приказом Минстроя России от 19.02.2016 № 98/пр в адрес ООО «Контэм-Инжиниринг» направлено письмо с предложением об осуществлении данного вида услуг. ООО «Контэм-Инжиниринг» письмом отказано в заключение контракта на оказание услуг по осуществлению авторского надзора. Учреждением было принято решение заключить контракт на оказание услуг по осуществлению авторского надзора с ООО «ПСК «Вымпел» (№ ЕП 29/07 от 16.07.2020, цена контракта - 239 996,00 рублей). Заказчик выбирает способ определения исполнителя в соответствии с положениями Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Учреждением выбран способ определения исполнителя на данный объект закупки в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ с соответствующей регистрацией позиции лота плана-графика, заведением бюджетного обязательства и последующей регистрацией контракта в ЕИС в сфере закупок. Исполнителем выбрано ООО «ПСК «Вымпел», имеющее членство в СРО, выполняющим инженерные изыскания, с подтвержденным наличием права выполнять инженерные изыскания по договору подряда на выполнение инженерных изысканий. Так как цена рассматриваемого контракта не превышает 600 тысяч рублей, у Учреждения имелась возможность заключить данный контракт в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ, однако принято решение заключить данный контракт по п. 19 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ, с целью соблюдения принципа открытости и прозрачности закупок (ст. 7 Федерального закона № 44-ФЗ), полагает, что имеются основания для применения ст.2.9 КоАП РФ.
В судебное заседание ФИО1, не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Согласно поступившего ходатайства просил об отложении рассмотрения дела. Должностное лицо, вынесшее постановление, ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Разрешая ходатайство об отложении рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дел о в отсутствии ФИО1, поскольку последний о дне, времени и месте рассмотрения жалобы извещен в установленном законном порядке, подтверждающих документов об уважительности неявки в судебное заседание не представил. Кроме того, мог воспользоваться правом, на обеспечение в судебное заседание своего защитника. В связи с чем, суд, полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие, при отсутствии документов, подтверждающих уважительность причины об отложении рассмотрения дела.
Представитель Хабаровского УФАС России ФИО3 полагает обоснованным вывод о наличии в деянии ФИО1 состава вменяемого административного правонарушения, считает, что отсутствуют основания для применения ст.2.9 КоАП РФ. Просил постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Выслушав представитель Хабаровского УФАС России ФИО3, изучив жалобу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 4 настоящей статьи.
Согласно ст.6 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу ч.1 ст.24 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (ч.5 ст.24 Федерального закона № 44-ФЗ).
Перечень случаев, при наличии которых заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), закреплен ч.1 ст.93 Федерального закона № 44-ФЗ.
При не наступлении ни одного из случаев, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан заключить контракт по итогам конкурентных способов определения поставщика.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях: осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающей шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей шестисот тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.
Пунктом 19 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения контракта на оказание услуг по осуществлению авторского контроля за разработкой проектной документации объекта капитального строительства, проведению авторского надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объекта капитального строительства соответствующими авторами, на проведение технического и авторского надзора за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации авторами проектов.
Указанным положением закона предусмотрена возможность осуществления закупки у единственного исполнителя услуг по проведению авторского надзора за строительством объекта капитального строительств. При этом, в качестве обязательного условия для реализации такого права Заказчика, определено осуществление такой закупки у автора проекта, авторский надзор за которым планируется осуществлять. Заключение контракта с иными лицами, на основании п. 19 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ не соответствует закону.
Авторский надзор: контроль лица, осуществившего подготовку проектной документации, за соблюдением в процессе строительства требований проектной документации и подготовленной на ее основе рабочей документации (п. 3.1 Положения об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений, утв. Приказом Минстроя России от 19.02.2016 № 98/пр).
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее - Указ Президента Российской Федерации № 204) поручено Правительству Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов принять национальный проект (программу) по развитию малого и среднего предпринимательства и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы.
Протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 № 16 утвержден паспорт национального проекта «Экология» в составе которого реализуется федеральный проект «Чистая вода», задачей которого является повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения и водоподготовки с использованием перспективных технологий, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса.
Целью настоящего проекта является повышение качества питьевой воды для населения, в том числе для жителей населенных пунктов, не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения.
Порядок заключения муниципальных контрактов установлен Федеральным законом № 44-ФЗ.
Из материалов дела следует, что в результате проверки прокуратурой г.Хабаровска выявлен факт несоблюдения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» должностным лицом - руководителем контрактной службы - заместителем директора КГКУ «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» ФИО1
27.08.2018 КГКУ «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» заключен контракт№ Ф.2018.408556 с ООО «КОНТЭМ-ИНЖИРИНГ» на выполнение инженерных изысканий для корректировки проекта объекта «Водозабор для водоснабжения населения хозяйственно-питьевой водой в поселке Многовершинный Николаевского района» на сумму 1 584 026,40 рублей, который исполнен 31.12.2018.
Также 05.03.2020 КГКУ «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» заключен контракт № ЭА 04/03 с ООО «КОНТЭМ-ИНЖИРИНГ» на выполнение работ по корректировке проектной и рабочей документации по объекту «Водозабор для водоснабжения населения хозяйственно-питьевой водой в поселке Многовершинный Николаевского района» на сумму 4 244 042,40 рублей.
По результатам закупки на основании, подготовленной ООО «КОНТЭМ-ИНЖИРИНГ» проектной документации, прошедшей государственную экспертизу, КГКУ «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» 14.04.2020 заключен контракт № ЭА 18/04 с ЗАО «Форпост» (далее - Подрядчик) на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Водозабор для водоснабжения населения хозяйственно-питьевой водой в поселке Многовершинный Николаевского района», со сроком исполнения 30.11.2020. Цена контракта – 26502,0 тыс. руб.
В ходе осуществления работ на объекте КГКУ «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» принято решение заключить контракт на осуществление авторского надзора за строительством данного объекта, в связи с чем, КГКУ «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» в адрес ООО «КОНТЭМ-ИНЖИНИРИНГ» направлено соответствующее письмо.
Поскольку ООО «КОНТЭМ-ИНЖИНИРИНГ» отказало в заключение данного контракта, КГКУ «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» 16.07.2020 на основании п.19 ч.1 ст.93 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с единственным поставщиком заключен контракт № ЕП 29/07 с ООО «Проектно-строительная компания «Вымпел». Цена - 239 996,0 рублей, срок исполнения - 30.11.2020.
Так как цена контракта не превышает 600 тыс. рублей, у КГКУ «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» было право заключить контракт с единственным поставщиком, но не по п. 19 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 13.08.2020 прокурором г. Хабаровска дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.29 КоАП РФ, в отношении должностного лица – руководителя контрактной службы - заместителя директора КГКУ «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» ФИО1
Факт совершения и вина должностного лица ФИО1 подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 13.08.2020; постановлением о назначении административного наказания от 18.09.2020; объяснением 18.09.2020; карточками контракта от 23.07.2020; контрактом № ЕП 29/07 от 16.07.2020г., приложением № 1 к контракту № ЕП 29/07 от 16.07.2020, приложением № 2 к контракту № ЕП 29/07 от 16.07.2020, приложением № 3 к контракту № ЕП 29/07 от 16.07.2020; актом об оказании услуг приложение № 4 к контракту № ЕП 29/07 от 16.07.2020; требованием; объяснением ФИО1 от 13.08.2020; объяснением ФИО4 от 13.08.2020; приказом о приеме на работу ФИО1 № 1 лс от 10.01.2012; трудовым договором от 10.01.2012; уведомлением; приказом о переводе ФИО1 № 10 лс от 31.03.2017; дополнительным соглашением № 2 к трудовому договору; должностной инструкцией; приказом № 60 к от 15.07.2020; приказом № 215-к от 15.07.2020; приказом о направлении работника в командировку № 211-лс от 15.07.2020; приказом об организации деятельности по осуществлению закупок № 38 от 01.10.2018; положением о Единой комиссии по осуществлению закупок приложение № 1 к приказу № 38 от 01.10.2018; приложением № 2 к приказу № 38 от 01.10.2018 структура контрактной службы и состав работников, выполняющих функции контрактной службы; приложением № 3 к приказу № 38 от 01.10.2018 положение о контрактной службе; объяснительной ФИО5; приказом №8 лс от 10.05.2018; трудовым договор от 10.05.2018.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В силу ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Приказом директора Учреждения от 01.10.2018 № 38 «Об организации деятельности по осуществлению закупок» утверждена структура контрактной службы и состав работников, осуществляющих функции контрактной службы, а также положение о контрактной службе.
Согласно приложению № 2 к Приказу руководителем контрактной службы назначен ФИО1.
Подпунктом 2 пункта 12 закреплено, что руководитель контрактной службы утверждает проекты контрактов, технические задания. Также ФИО1 на основании приказа от 15.07.2020 № 215-к в период с 16 по 17 июля 2020 года исполнял обязанности директора КГКУ «Служба заказчика топливно - энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» и 16.07.2020 подписал указанный контракт.
Являясь должностным лицом - руководителем контрактной службы - заместителем директора КГКУ «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» подписавшим контракт с единственным поставщиком ООО «Проектно-строительная компания «Вымпел» на осуществление авторского надзора за строительством объекта, за допущенные нарушения Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ФИО1 обосновано привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.7.29 КоАП РФ.
Довод заявителя жалобы о том, что принято решение заключить контракт с целью соблюдения принципа открытости и прозрачности закупок, отклоняется, поскольку характер совершенного правонарушения, объектом посягательства которого является установленный законом единый порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушений в указанной сфере. В силу ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Оснований для признания совершенного должностным лицом ФИО1 деяния малозначительным и освобождения от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ не установлено.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью лица, рассматривающего дело. При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.
Нарушение порядка заключения контрактов, установленный Федеральным законом № 44-ФЗ ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, приводит к необоснованному сокращению числа участников закупки и не способствует выявлению лучших условий поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Исходя из установленных конкретных обстоятельств дела, допущенные должностным лицом ФИО1, нарушения не могут быть признаны формальными, не представляющими существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, что исключает признание деяния малозначительным.
Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и жалобу на постановление, не допущено.
Наказание назначено в соответствии с санкцией ч.1 ст.7.29 КоАП РФ.
Таким образом, обжалуемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю ФИО2 от 18.09.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.29 КоАП РФ в отношении должностного лица - заместителя директора КГКУ «Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края» ФИО1 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня его получения, вручения через Центральный районный суд г.Хабаровска.
Судья Н.В. Владимирова