ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-777/20 от 21.12.2020 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

УИД63RS0040-01-2020-006013-60

номер производства 12-777/2020

Р Е Ш Е Н И Е

город Тольятти, Самарская область, 21 декабря 2020 года

ул.Белорусская,16

Судья Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области Ахтемирова С.Ю., с участием Юранец О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Юранец О.В. в интересах должностного лица – члена аукционной комиссии ФГБУ санаторий «Лесное» Министерства здравоохранения РФ ФИО1 на постановление №063/04/7.30-629/2020 заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 22.09.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением №063/04/7.30-629/2020 заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 22.09.2020 должностное лицо – член аукционной комиссии ФГБУ санаторий «Лесное» Министерства здравоохранения РФ ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.30 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, за нарушение порядка рассмотрения заявок при проведении электронного аукциона на выполнение работ по поставке хозяйственных перчаток (извещение № 0342100014720000011, начальная (максимальная) цена контракта – 40 207 рублей 65 копеек).

Не согласившись с указанным постановлением ФИО1 в лице представителя по доверенности Юранец О.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить, подробно приведя мотивы не согласия с вынесенным постановлением, указав, что заявитель следовал требованиям Закона о контрактной системе и законодательства РФ. ООО «СМ» при заполнении заявки должно было указать количество товара, так как это один из конкретных показателей, однако это сделано не было, в связи с чем, единой комиссией по осуществлению закупок было принято решение отказать ООО «СМ» в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме.

В судебном заседании Юранец О.В. поддержала доводы, изложенные в жалобе и просила ее удовлетворить, вместе с тем, пояснила, что Арбитражный суд признал правомерными решение и предписание Самарского УФАС России от 16.03.2020 в отношении ФГБУ санаторий «Лесное».

Представитель Самарского УФАС России в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, предоставил письменные возражения на жалобу, в которых возражая против удовлетворения доводов жалобы, просил постановление должностного лица оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, выслушав Юранец О.В., суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.30.7 КоАП РФ обжалуемое постановление может быть отменено в случае существенного нарушения процессуальных требований КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Часть 2 статьи 7.30 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Отношения в сфере закупок, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, урегулированы Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», целью правового регулирования которого согласно статье 1 является повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе, в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из указанного Федерального закона

№ 44-ФЗ и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч.1 ст.1 Федерального закона № 44-ФЗ.

Согласно пункта 2 части 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;

Согласно подпункту «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федеральною закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе определено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.

Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае пепредоставлсния информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федеральною закона, или предоставления недостоверной информации, нссоотвстствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.

Как следует из материалов дела, 27.02.2020 ФГБУ санаторий «Лесное» Министерства здравоохранения РФ на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет было опубликовано извещение № 0342100014720000011 и документация об аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 40 207 рублей 65 копеек.

Для участия в аукционе по окончании срока подачи подано одиннадцать заявок, в том числе, порядковый номер 102 - ООО «СМ».

Согласно протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе «Поставка хозяйственных перчаток» от 06.03.2020 (№ извещения 0342100014720000011) единой комиссией в составе: председатель ФИО2, заместитель председателя ФИО3, член комиссии ФИО1, принято решение об отказе заявки под номером 102 (ООО «СМ»).

Заявка ООО «СМ» была отклонена на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона 44-ФЗ (непредставление информации, предусмотренной п. 2 ч. 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям технического задания документации об аукционе, а именно: в заявке участника отсутствуют конкретные показатели (не указан объем поставляемого товара).

ООО «СМ» обратилось в УФАС по Самарской области с жалобой на действия аукционной комиссии.

При проведении проверки по жалобе ООО «СМ», Комиссией Самарского УФАС России был установлен факт нарушения аукционной комиссией ФГБУ санаторий «Лесное» Минздрава России порядка рассмотрения заявок при проведении электронного аукциона по извещению № 0342100014720000011, а именно: ООО «СМ» (заявка № 102) было необоснованно отказано в допуске к участию в электронном аукционе, в связи с чем, в действиях аукционной комиссии усмотрено нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе, о чем было принято решение от 16.03.2020 и выдано предписание на устранение нарушений законодательства.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.09.2020 года указанное решение УФАС по Самарской области оставлено без изменения.

Сведения об устранении нарушений в материалах дела отсутствуют.

Согласно части 2 ст. 12 Закона о контрактной системе должностные лица заказчиком несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными с частях 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.

Примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ установлено, что лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работники контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29-7.32, частями 7, 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Судья ознакомился с положениями Информационной карты аукциона в электронной форме.

Пункт 19. Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе. Требования к содержанию, составу заявок на участие в электронном аукционе.

Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: 1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки); 2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар: а) наименование страны происхождения товара; б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в разделе IV. Техническое задание документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Пункт 40. Инструкция но заполнению заявки на участие в электронном аукционе.

Показатели товаров должны быть заполнены в строгом соответствии с настоящей инструкцией, за исключением случаев, если в части IV настоящей аукционной документации «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» указан иной порядок описания покупателей.

Согласно документации об электронном аукционе, заказчиком ФГБУ санаторий «Лесное» Минздрава России предусмотрена рекомендуемая форма для заполнения заявки на участие в аукционе.

Рекомендательная форма 2. «Сведения о функциональных, технических и качественных характеристиках товара, эксплуатационных характеристиках товара (при необходимости), размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено докуметацией об электронном аукционе».

Участник закупки вправе оформить предложение о функциональных и качественных характеристиках товара в соотвстствии с настоящим разделом Документации или по своему усмотрению, но в соответствии с данной Документацией.

Таким образом, ни Информационная карта докумешации аукциона, ни Инструкция но заполнению первой части заявки (рекомендуемая форма по заполнению первой части заявки), ни проект контракта, не содержат прямого требования на указание количества товара в заявке участника.

Как следует из части 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе. Однако в законе определения понятия «конкретный показатель» не дано. Вместе с тем, по смыслу положения ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе данные показатели предназначены для конкретизации товара, предлагаемого участниками аукциона, для сравнения с требованиями к закупаемому товару, установленными заказчиком.

Правила описания объекта закупки установлены в ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которым описание объекта закупки должно носить объективный характер. Заказчик при описании в документации о закупке указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Заказчик в зависимости от своих потребностей должен установить конкретные требования к качеству, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара в целях определения соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика.

Вместе с тем, количество закупаемого товара функциональной, технической, качественной или эксплуатационной характеристикой товара как объекта закупки не является, не конкретизирует товар и его свойства, а определяет объем закупки, который установлен заказчиком и не может быть изменен участником аукциона. Участник, подавая заявку на участие в аукционе, даст согласие на поставку товара в требуемом объеме.

Таким образом, у ООО «СМ» не имелось оснований для указания сведений о количестве товара при подаче заявки. ООО «СМ» в первой части заявки подтвердило свое согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, тем самым принимая условия контракта и спецификации к нему, являющиеся частью аукционной документации, то есть участник подтвердил поставку товара требуемого количества в соответствии с условиями аукционной документции.

Судья также отмечает, что в Обзоре разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России oт 30.06.2019 указано, что Закон о контрактной системе не содержит требования об указании в составе заявки количества товара. Отсутствие в заявке на участие в электронном аукционе информации о количестве товара не является основанием для отклонения заявки.

В Письме экономического развития Российской Федерации от 04.12.2015г. N ОГ- Д28-15152 указано что, количество предлагаемого к поставке товара не относится к конкретным показателям, в связи с чем заявка на участие в электронном аукционе не подлежит отклонению в случае отсутствия в ней сведений о количестве товара.

Таким образом, вина ФИО1 и фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами: протоколом проведения итогов электронного аукциона от 06.03.2020, решением по жалобе ООО «СМ» от 16.03.2020 года, предписанием от 16.03.2020.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ. Административное наказание назначено в соответствии с санкцией части 2 статьи 7.30 КоАП РФ, нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=9ABA7D7B0FAEBB06C77432227B3A6197E9B42525933D4BA48C08BF402456EB54118342FFC0A6FFC456x1M" 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление №063/04/7.30-629/2020 заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 22.09.2020 о признании должностного лица - члена аукционной комиссии ФГБУ санаторий «Лесное» Министерства здравоохранения РФ ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.30 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, за нарушение порядка рассмотрения заявок при проведении электронного аукциона на выполнение работ по поставке хозяйственных перчаток (извещение № 0342100014720000011, начальная (максимальная) цена контракта – 40 207 рублей 65 копеек), оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 - Юранец О.В. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья Ю.С.Ахтемирова