ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-778/2021 от 14.09.2021 Альметьевского городского суда (Республика Татарстан)

УИД 16RS0036-01-2021-009747-58

Дело № 12-778/2021

РЕШЕНИЕ

Судья Альметьевского городского суда Республики Татарстан ШайдуллинР.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Племенное дело» на постановление старшего государственного инспектора труда ФИО1 от 30 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ходатайство о восстановлении срока обжалования данного постановления

УСТАНОВИЛ:

постановлением старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республики Татарстан ФИО1 от 30 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, общество с ограниченной ответственностью «Племенное дело» (далее - ООО «Племенное дело», Общество) было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за нарушение требований трудового законодательства с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 33 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Племенное дело» в лице представителя по доверенности ФИО4 обратилось в суд с жалобой, указывая на то, что обжалуемое постановление вынесено неправомерно и необоснованно, поскольку привлекая ООО «Племенное дело» к административной ответственности и назначая наказание, государственный инспектор труда не учёл, что 26 января 2021 года ООО «Племенное дело» направило в адрес Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан отказ от присоединения к региональному соглашению о минимальном заработной плате. К отказу приложены предложения о планируемом рассмотрении вопроса повышения минимальном заработной платы в организации (Приложение № 2), где указано, что предложения по увеличению минимального размера заработной платы до уровня Республики Татарстан планируется рассматривать в 2022 году. Таким образом, Общество при расчете и выплате заработной платы придерживается минимального размера оплаты труда Российской Федерации (далее – МРОТ РФ), установленного в размере 12792 рубля. В связи с изложенным, представитель ООО «Племенное дело» просит оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить. Кроме того, представителем заявителя заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования.

В силу ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного ч.1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Суд признает причину пропуска срока обжалования уважительной, поскольку из материалов дела следует, что первоначально ООО «Племенное дело» подало жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в установленные законом сроки, однако определением Альметьевскогогорсуда Республики Татарстан от 30 июня 2021 года жалоба заявителя была возвращена, поскольку к ней не были приложены документы, подтверждающие полномочия директора. После устранения данных недостаток заявитель повторно направил в суд жалобу.

В связи с изложенным, ходатайство заявителя о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении подлежит удовлетворению.

В судебном заседании представитель ООО «Племенное дело» ФИО5 жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям, просила ее удовлетворить, путём отмены обжалуемого постановления.

При этом ФИО7 на вопрос суда пояснила, что заработная плата работникам ООО «Племенное дело» ФИО6 и иным работникам до сих выплачивается в размере менее 15400 рублей, то есть в размере меньше МРОТ, установленного в Республике Татарстан, задолженность перед ними не погашена; в соответствии со ст. 236 ТК РФ выплата компенсации за нарушение установленных сроков выплат не начислялась и не выплачивалась, поскольку ООО «Племенное дело» считает, что не обязано выплачивать денежные средства в соответствии с МРОТ, установленным в Республике Татарстан.

Представитель Государственной инспекции труда в Республике Татарстан в суд не явилась, о дате и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. При этом старший государственный инспектор ФИО1 направила в суд ходатайство о рассмотрении данной жалобы в ее отсутствие.

Выслушав заявителя, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса (далее – ТК) РФ работник, помимо прочего, имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Согласно ч. 2 ст. 22ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В порядке ст. 133.1ТК РФ, в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета; после заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

Соглашением между Федерацией профсоюзов Республики Татарстан, Координационным советом объединений работодателей Республики Татарстан, Кабинетом Министров Республики Татарстан от 30 декабря 2020 года о минимальной заработной плате в Республике Татарстан с 01 января 2021 года минимальная зарплата установлена в размере 15400 рублей.

Как усматривается из материалов дела, старшим государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Республики Татарстан ФИО1 была проведена внеплановая проверка по соблюдению требований трудового законодательства в ООО «Племенное дело», зарегистрированное по адресу: <адрес>.

В ходе проверки должностным лицом выявлено, что в нарушение ст.ст. 21, 22, 133.1 ТК РФ, Соглашения между Федерацией профсоюзов Республики Татарстан, Координационным советом объединений работодателей Республики Татарстан, Кабинетом Министров Республики Татарстан о минимальной заработной плате в Республике Татарстан от 30 декабря 2020 года, работодателем ООО «Племенное дело» выплата заработной платы работникам (в частности, ФИО8. и др.) с 01 января 2021 года производится меньше минимального размера оплаты труда, установленного в Республике Татарстан.

Кроме того, согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

В нарушении ст. 236 ТК РФ работодателем выплата компенсации за нарушение установленных сроков выплат не начислена и не выплачена.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются следующими доказательствами: распоряжением (приказом) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля от 01 июня 2021 года, которым было принято решение о проведении внеплановой документальной проверки в отношении ООО «Племенное дело», актом проверки от 30 июня 2021 года, где изложены выявленные нарушения требований трудового законодательства, протоколом об административномправонарушении от 30 июня 2021 года, составленным в отношении ООО «Племенное дело» по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, и содержащим сведения об обстоятельствах совершенного правонарушения, письмом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 04 февраля 2021 года за исх. № 22-24/1137, согласно которому работодателем ООО «Племенное дело» направлен отказ от присоединения к Соглашению между Федерацией профсоюзов РеспубликиТатарстан, Координационным советом объединений работодателей Республики Татарстан, Кабинетом Министров Республики Татарстан о минимальной заработной плате в Республике Татарстан от 30 декабря 2020 года, однако организация не выполнила требования ч. 8 ст. 133.1 ТК РФ, а именно к указанному отказу не приложены предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашение, приказами о приеме работника на работу, трудовыми договорами, платежными поручениями, и другими материалами дела, достоверность и допустимость которых как доказательств, сомнений не вызывает.

Изучением материалов дела в совокупности с материалами дела об административном правонарушении в отношении ООО «Племенное дело» показывает, что событие, состав и вина во вменяемом правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ имеется.

Доводы жалобы представителя юридического лица о незаконном привлечении ООО «Племенное дело» к административной ответственности по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ в связи с тем, что при рассмотрении дела и назначении административного наказания должностным лицом административного органа не приняты во внимание все обстоятельства дела, не дана надлежащая оценка имеющимся доказательствам и представленным доводам, являются необоснованными, поскольку они основаны на неправильномтолковании норм действующего законодательства и неверной трактовке фактических обстоятельств произошедшего события. Изложенные доводы полностью противоречат обстоятельствам, установленным в ходе производства по делу, и опровергаются вышеприведенными доказательствами.

Помимо этого, доводы представителя ООО «Племенное дело» о том, что 26 января 2021 года Общество направило в адрес Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан отказ от присоединения к региональному соглашению о минимальном заработной плате, при этом отказу приложены предложения о планируемом рассмотрении вопроса повышения минимальном заработной платы в организации (Приложение № 2), где указано, что предложения по увеличению минимального размера заработной платы до уровня Республики Татарстан планируется рассматривать в 2022 году, являются несостоятельными и не влекут освобождение ООО «Племенное дело» об административной ответственности по следующим основаниям.

Так, из материалов дела следует, что ООО «Племенное дело» действительно направило в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан отказ от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате. Однако ООО «Племенное дело» не выполнило требование ч. 8 ст. 133.1 ТК РФ, а именно к указанному отказу не приложены предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

Согласно п. 6 ст. 1 Соглашения между Федерацией профсоюзов Республики Татарстан, Координационным советом объединений работодателей Республики Татарстан, Кабинетом Министров Республики Татарстан от 30 декабря 2020 года о минимальной заработной плате в Республике Татарстан в целях поэтапного повышения размера минимальной заработной платы, установленного для работников, предусмотренных пунктом 1 настоящего Соглашения, до стоимостной величины минимального потребительского бюджета в Республике Татарстан (в рамкахреализации статьи 6 Закона Республики Татарстан от 23 июля 2008 года N 31-ЗРТ «О минимальном потребительском бюджете в Республике Татарстан») следующий срок повышения размера минимальной заработной платы устанавливается с 1 января 2022 года, определяемого в процентном соотношении от стоимостной величины минимального потребительского бюджета в целом по Республике Татарстан за II квартал 2021 года. Таким образом, предложения по срокам повышения минимальной заработной платы определяются работодателями в течение 2021 года. Данные обстоятельства также подтверждаются имеющимся в материалах дела письмом из Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан за исх. № 22-24/1137 от 01 февраля 2021 года.

В связи с этим, вопреки доводам заявителя, приложение ООО «Племенное дело» к отказу от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате предложения о планируемом рассмотрении вопроса повышения минимальной заработной платы в организации в 2022 году является нарушением ч. 8 ст. 133.1 ТК РФ и не влечет отсутствие в действиях Общества состава вмененного правонарушения.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, могут быть должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица, допустившие противоправные действия (бездействие), образующие объективную сторону состава указанного административного правонарушения.

Анализ представленных материалов дела в совокупности позволяет сделать вывод о том, что ООО «Племенное дело», будучи юридическим лицом и работодателем, не приняты все зависящие от него меры для недопущения нарушения требований трудового законодательства, поэтому его противоправные действия (бездействие) образуют состав административного правонарушения ответственность, за совершение которого предусмотрена ч.6 ст.5.27 КоАП РФ.

При производстве по делу об административном правонарушении все процессуальные действия должностными лицами административного органа совершались с соблюдением требований действующих нормативных актов и в рамках полномочий, установленных законом.

Правонарушение, совершенное ООО «Племенное дело», было выявлено уполномоченным должностным лицом административного органа в ходе осуществления контрольных функций, возложенных на него законом.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО «Племенное дело» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, и последующего привлечения названного юридического лица к административной ответственности по указанной норме.

Протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Племенное дело» составлен с соблюдением требований ст.ст.28.2 и 28.3 КоАП РФ.

Доказательства, положенные в основу виновности ООО «Племенное дело» в совершении данного административного правонарушения, получены в установленном законом порядке. Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не содержится и с жалобой не представлено.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену постановления должностного лица, по делу не имеется.

Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что должностным лицом ООО «Племенное дело» привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 33000 рублей.

Вместе с тем санкция ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ для юридических лиц предусматривает наказание в виде штрафа от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

При этом должностное лицо, назначая ООО «Племенное дело» наказание в виде административного штрафа в размере, превышающем его минимальную величину, которая предусмотрена санкцией ч. 6 статьи 5.27 КоАП РФ, не мотивировал, почему назначил штраф именно в вышеуказанной сумме. Учитывая, что в материалах дела отсутствуют сведения о наличии отягчающих обстоятельств в деянии ООО «Племенное дело», в целях исключения избыточного ограничения прав привлекаемого лица, судья полагает возможным снизить назначенное ООО «Племенное дело» административное наказание в виде штрафа до 30000 рублей.

При этом суд считает, что назначение ООО «Племенное дело» такого административного наказания (штрафа) основано на данных, подтверждающих необходимость применения к названному юридическому лицу указанной меры ответственности и ее соразмерность целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При таких обстоятельствах, назначение должностным лицом административного органа наказания в виде административного штрафа основывается на фактических данных, установленных по делу, подтверждающих действительную необходимость применения к указанному юридическому лицу такой меры ответственности, в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

С учетом характера и общественной опасности совершенное названным юридическим лицом правонарушение не может быть оценено как малозначительное правонарушение.

По данному делу отсутствуют основания для применения в отношении правонарушителя положений ч.2 ст.3.4 и ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 5.27, 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

ходатайство представителя ООО «Племенное дело» о восстановлении срока обжалования постановления старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республики Татарстан ФИО1 от 30 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении ООО «Племенное дело» удовлетворить.

Жалобу ООО «Племенное дело» удовлетворить частично.

Постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республики Татарстан ФИО1 от 30 июня 2021 года в отношении ООО «Племенное дело» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, снизив сумму назначенного ООО «Племенное дело» наказания в виде штрафа до 30000 рублей.

В остальной части постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республики Татарстан ФИО1 от 30 июня 2021 года оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья: Р.Р. Шайдуллин