№12-779/2018
РЕШЕНИЕ
14 ноября 2018 года г.Уфа
Судья Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан Турьянова Т.М. рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя управляющего Отделением – Национального банка по ... – Отделение Уральского главного управления Центрального Банка Российской Федерации ... от < дата >г. о назначении ей административного наказания по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Национального банка по ...... от < дата >г. по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, ФИО1 была признана виновной в совершении административного правонарушения, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.
ФИО1 обратилась в Кировский районный суд ... с жалобой на указанное постановление, в котором ставит вопрос об отмене данного постановления и прекращении производства по делу, указывая, что не является надлежащим субъектом вменяемого ей административного правонарушения, ее действия не образуют объективную сторону данного правонарушения, в действиях (бездействии) ФИО1 отсутствует объективная сторона, а значит и состав вменяемого ей административного правонарушения.
Определением судьи Кировского районного суда ... от < дата >г. жалоба ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении направлена в Советский районный суд ....
ФИО1, ее представитель ФИО2 в судебном заседании доводы жалобы поддержали, просили удовлетворить. Пояснили, что счета указанным организациям открылись сотрудниками, которые не находятся в подчинении ФИО1 В автоматическом режиме операции не могли быть выявлены. За организацию внутреннего контроля отвечает каждый руководитель подразделения банка. В должностные обязанности ФИО1 входит автоматическая проверка. Банк должен был сообщить об этих операциях. В банке существует служба финансового мониторинга, у которой есть руководитель, который должен был организовать проверку. Во время проведения некоторых операция ФИО1 находилась в отпуске. Стаж работы ФИО1 в банке составляет 18 лет. Просили признать правонарушение малозначительным.
Представитель Национального банка по ... – Отделение Уральского главного управления Центрального Банка Российской Федерации ФИО3 (по доверенности от < дата >.) в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, просила постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения. Пояснила, что ФИО1 возглавляет подразделение на которое возложено выявление и формирование сведений финансового мониторинга. Согласно должностной инструкции ФИО1 она осуществляет общее руководство, занимается планированием, организацией работы, формирует заявку на модификацию. Сделки, которые подлежат финансовому контролю, не были своевременно выявлены. В < дата > году по результатам аудиторской проверки уже было выявлено идентичное правонарушением. ФИО1 к руководству не обращалась с предложением об исключении данных ошибок программы. Актуализация сведений не производилась. Субъект правонарушения определен правильно, ФИО1 свои должностные обязанности не выполнены.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующему выводу.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 2 ст. 15.27 КоАП РФ - неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, установлено, что административным правонарушением признаются действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи (неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля), повлекшие, в том числе, представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
В соответствии с примечанием 2 за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, сотрудники организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в обязанности которых входит выявление и (или) представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, несут ответственность как должностные лица.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от < дата > N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" (далее - Федеральный закон от < дата > N 115-ФЗ) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами, в том числе сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица;
сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.
Как усматривается из материалов дела в ходе рассмотрения должностным лицом заместителем управляющего Отделением – Национальным банком по ... главного управления Центрального Банка Российской Федерации ФИО6 протокола об административном правонарушении от < дата > №... и материла дела об административном правонарушении №..., возбужденного в отношении ФИО1 были выявлены следующие нарушения.
В нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ ПАО «БАНК УРАЛСИБ» в уполномоченный орган не были представлены сведения по следующим операциям, подлежащим обязательному контролю:
- код вида операции 4002 «Открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме» - открытие вклада (депозита) ФИО7 в пользу третьего лица (вкладчика) ФИО8 с размещением в него денежных средств в наличной форме в сумме ... руб.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона №115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает ... руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной ... руб., или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится, в том числе, к следующему виду операции: открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме. Дата совершения нарушения < дата >.
- код вида операции 9002 «Операция по расходованию некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества»- операции расходования денежных средств: по расчетному счету ..., открытому Федоровскому заготовительному потребительскому обществу «ЗАГОТСБЫТСЕРВИС», по расчетному счету ..., открытому Березовскому сельскому потребительскому обществу.
Согласно п.1.2 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает ... руб., либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной ... руб., или превышает ее.
Даты совершения нарушения: < дата >, < дата >, < дата >, < дата >, < дата >, < дата >, < дата >, < дата >, < дата >, < дата >, < дата >, < дата >, < дата >, < дата >, < дата >, < дата >, < дата >, < дата >, < дата >, < дата >.
Согласно пункту 5.4 Порядка подготовки, формирования и направления сведений в Федеральную службу по финансовому мониторингу (версия 3.0), утвержденного Приказом Председателя Правления Банка от < дата >..., обязанности по формированию Сообщений об операциях, сведения о которых подлежат направлению в Уполномоченный орган, возлагаются на Дирекцию обязательного контроля Управления обязательного контроля.
В соответствии с приказом ПАО «БАНК УРАЛСИБ» от < дата >...-к руководителем Дирекции обязательного контроля Управления обязательного контроля Службы финансового мониторинга ПАО «БАНК УРАЛСИБ» с < дата > является ФИО1
Должностной инструкцией руководителя Дирекции обязательного контроля Управления обязательного контроля Службы финансового мониторинга, утвержденной < дата > руководителем Службы финансового мониторинга ФИО9, определены следующие должностные обязанности ФИО1:
- консультирует работников подразделения по вопросам применения ПВК, обеспечивает выполнение в полном объеме работниками задач и функций, возложенных на подразделение;
- в соответствии с программой выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю ПВК, обеспечивает выявление операций, подлежащих обязательному контролю, посредством анализа автоматических выборок, запуск специальной операции в АБС Банка с целью проведения анализа исправительных проводок на наличие операций, подлежащих обязательному контролю;
- еженедельный сбор и проверка информации об операциях (сделках) клиентов с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, подготовленной работниками структурных подразделений Банка;
- в соответствии с требованиями Положения Банка России ...-П обеспечивает подготовку отчетов в виде электронных сообщений для направления сведений в уполномоченный орган.
Разделом 7 должностной инструкции руководителя Дирекции обязательного контроля Управления обязательного контроля Службы финансового мониторинга предусмотрена ответственность за нарушение и ненадлежащий контроль соблюдения непосредственно подчиненными работниками требований внутренних нормативных документов Банка, а также ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей.
Действия ФИО1 квалифицированы по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Факт совершения руководителем Дирекции обязательного контроля Управления обязательного контроля Службы финансового мониторинга ПАО «БАНК УРАЛСИБ» ФИО1 административного правонарушения и ее виновность подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; докладной запиской о результатах проверки от < дата >. №...; копией приказа ...-к от < дата > о переводе ФИО1 на должность руководителя дирекции Службы финансового мониторинга Управления обязательного контроля Дирекции обязательного контроля ПАО «БАНК УРАЛСИБ»; должностной инструкцией, иными материалами.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, у суда оснований не имеется, в связи с чем они обоснованно положены должностным лицом в основу обжалуемого постановления.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо правильно установил все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал правильную юридическую оценку действиям руководителя Дирекции обязательного контроля Управления обязательного контроля Службы финансового мониторинга ПАО «БАНК УРАЛСИБ» ФИО1 и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, и виновности руководителя Дирекции обязательного контроля Управления обязательного контроля Службы финансового мониторинга ПАО «БАНК УРАЛСИБ» ФИО1 в его совершении.
Вина ФИО1 выразилась в необеспечении выполнения филиалом ПАО «БАНК УРАЛСИБ» требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части осуществления внутреннего контроля, а именно: требования подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Довод жалобы о том, что в обжалуемом постановлении неверно определен субъект правонарушения, поскольку выявление операций, подлежащих обязательному контролю производится в автоматическом режиме, сотрудники банка, проводившие идентификацию клиентов Федоровское заготовительное потребительское общество «Заготсбытсервис» и Березовское сельское потребительское общество, и открывавшие счета, неверно указали в АБС банка вид деятельности данных организаций «коммерческий» и открыли данным клиентам счета на балансовой статье «40702», предназначенной для открытия счетов коммерческим организациям, в результате данной ошибки, выявить операции, совершенные указанными клиентами и подпадающие под признаки операций, подлежащих обязательному контролю, в автоматическом режиме было невозможно, не является основанием для освобождения руководителя Дирекции обязательного контроля Управления обязательного контроля Службы финансового мониторинга ПАО «БАНК УРАЛСИБ» ФИО1 от административной ответственности. В соответствии с должностной инструкцией руководителя Дирекции обязательного контроля Управления обязательного контроля Службы финансового мониторинга ПАО «БАНК УРАЛСИБ» именно на ФИО1 возложены обязанности по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, посредством анализа автоматических выборок, запуску специальной операции в АБС Банка с целью проведения анализа исправительных проводок на наличие операций, подлежащих обязательному контролю; еженедельному сбору и проверке информации об операциях (сделках) клиентов с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, подготовленной работниками структурных подразделений Банка; по подготовке отчетов в виде электронных сообщений для направления сведений в уполномоченный орган.
Административная ответственность должностных лиц установлена ст. 2.4 КоАП РФ, согласно которой административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Примечанием к данной статье, в частности, установлено, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом руководитель Дирекции обязательного контроля Управления обязательного контроля Службы финансового мониторинга ПАО «БАНК УРАЛСИБ» ФИО1 правомерно привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ за нарушение пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от < дата > N 115-ФЗ, поскольку не представила в уполномоченный орган сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю. При этом возможность для соблюдения вышеприведенных требований Федерального закона от < дата > N 115-ФЗ у заявителя имелась.
В должностные обязанности ФИО1 входит в том числе подготовка отчетов в виде электронных сообщений для направления сведения в Федеральную службу финансового мониторинга, а также выявление операций, подлежащих обязательному контролю.
Довод жалобы о малозначительности правонарушения, совершенного ФИО1 ввиду незначительного количества выявленных операция в общем количестве финансовых операций в банке, - не является основанием для освобождения руководителя Дирекции обязательного контроля Управления обязательного контроля Службы финансового мониторинга ПАО «БАНК УРАЛСИБ» ФИО1 от административной ответственности.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от < дата > N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Вместе с тем исходя из характера и степени потенциальной опасности, а также обстоятельств совершения руководителем Дирекции обязательного контроля Управления обязательного контроля Службы финансового мониторинга ПАО «БАНК УРАЛСИБ» ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, оснований для признания указанного деяния малозначительным и освобождения должностного лица от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии существенного нарушения охраняемых общественных отношений, в материалах дела нет и заявителем не представлено.
С учетом изложенного, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью административного правонарушения у суда не имеется.
Административное наказание ФИО1 назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, в соответствии с требованиями КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения.
Оспариваемые постановление должностного лица по настоящему делу соответствуют требованиям КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
С учетом изложенного, прихожу к выводу о том, что обжалуемое постановление должностного лица является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление заместителя управляющего Отделением Национальным банком по ... главного управления Центрального Банка Российской Федерации ... от < дата >, вынесенное в отношении должностного лица ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу должностного лица руководителя Дирекции обязательного контроля Управления обязательного контроля Службы финансового мониторинга ПАО «БАНК УРАЛСИБ» ФИО1 - без удовлетворения.
Решение по жалобе может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Т.М. Турьянова