ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-77/13-2022 от 28.02.2022 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

№ 12-77/13-2022г.

46RS0030-01-2021-014048-12

Р Е Ш Е Н И Е

28 февраля 2022 года г. Курск

Судья Ленинского районного суда г. Курска Аверинрова А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе ФИО1 на постановление начальника отдела охотничьего надзора комитета природных ресурсов Курской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ, в отношении охотоведа <адрес> ОКУ «Курскохотрыбцентр» ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника отдела охотничьего надзора комитета природных ресурсов Курской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ охотовед <адрес> ОКУ «Курскохотрыбцентр» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения по ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2500 руб.

Считая данное постановление незаконным, ФИО1 обратился в Ленинский районный суд <адрес> с жалобой, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. При этом указав, что порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов не является объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ.

В судебном заседании ФИО1 и его защитник Халин Р.Н. доводы жалобы поддержали в полном объеме и просили ее удовлетворить. Указав, что протокол об административном правонарушении и постановление вынесены одним и тем же должностным лицом, что противоречит п.2 ч.1 ст. 29.2 КоАП РФ. Кроме того, начальник отдела не может быть отнесен к лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях. Вмененное деяние, выразившееся в нарушении заполнения формы бланков разрешений на добычу пушных животных, не являются нарушением правил пользования объектами животного мира и не образуют состав административного правонарушения. ФИО1 не является субъектом административного правонарушения. Также указав, что ФИО1 привлечен к дисциплинарной ответственности, а двойное назначение наказания противоречит конституционным нормам.

Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его защитника, исследовав доводы жалобы, выслушав показания свидетеля, изучив материалы дела об административном правонарушении в их совокупности, прихожу к следующему.

В соответствии с п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с ч.2 ст.24.1, 26.11 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении судья обязан всесторонне, полно и объективно выяснить обстоятельства дела и разрешить его в соответствии с законом. Событие административного правонарушения, виновность лица в его совершении, обстоятельства, исключающие производство по делу, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела подлежат обязательному выяснению (ст.26.1 КоАП РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 2 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в нарушении правил пользования объектами животного мира.

Отношения в области охраны и использования животного мира и среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды урегулированы Федеральным законом от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире».

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. №52-ФЗ «О животном мире» пользование животным миром - это юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира; пользователи животным миром - граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром.

Объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным Законом о животном мире и федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов (статья 33 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. №52-ФЗ «О животном мире»).

Статьей 34 указанного Федерального закона определены виды пользования животным миром: охота; рыболовство; добыча объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам; использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира; изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира; получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.

Пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания (часть 4 статьи 35 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. №52-ФЗ «О животном мире»).

В силу статьи 40 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. №52-ФЗ «О животном мире» пользователи животным миром обязаны: соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром; проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира; обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира.

Согласно статье 34 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. №52-ФЗ «О животном мире» одним из видов пользования животным миром является охота.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» охотой признается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой (пункт 5); разрешение на добычу охотничьих ресурсов - документ, удостоверяющий право на добычу охотничьих ресурсов (пункт 16).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» право на добычу охотничьих ресурсов возникает у физических лиц и юридических лиц по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом. Физические лица и юридические лица осуществляют право на добычу охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу.

На основании части 1 и части 3 статьи 29 данного Федерального закона разрешения на добычу охотничьих ресурсов выдаются физическим лицам и юридическим лицам, у которых возникло право на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с настоящим Федеральным законом; бланк разрешения на добычу охотничьих ресурсов является документом строгой отчетности, имеет учетные серию и номер.

Статьей 30 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в разрешении на добычу охотничьих ресурсов указываются: 1) сведения об охотнике и охотничьем билете; 2) вид охоты, который предполагается осуществлять; 3) сведения о добываемых охотничьих ресурсах; 4) количество добываемых охотничьих ресурсов; 5) сроки охоты и места охоты.

Согласно ч. 4 ст. 31 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешение на добычу охотничьих ресурсов действует в указанном в нем месте охоты и в указанные в нем даты и сроки, которые не могут превышать срок сезона охоты.

Порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 августа 2014 года № 379.

Согласно положениям, содержащимся в пунктах 4 и 7 Порядка оформления и выдачи разрешения, бланки разрешений на добычу охотничьих ресурсов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные в соответствии с федеральным законодательством полномочия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Правила пользования объектами животного мира установлены, в частности, Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире».

В силу положения статьи 57 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», лица, виновные в нарушении законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из предоставленных материалов, ФИО1 является охотоведом <адрес> ОКУ «Курскохотрыбцентр», уполномочен на выдачу физическим лицам разрешения на добычу охотничьих ресурсов.

ОКУ «Курский областной центр по охоте и рыболовству» создан на основании распоряжения администрации Курской области от ДД.ММ.ГГГГ-ра, согласно которого одним из видов деятельности ОКУ «Курский областной центр по охоте и рыболовству» является выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов.

В границах охотничьих угодий <адрес> местами охоты определены: общедоступные охотничьи угодья <адрес>; закрепленные охотничьи угодья ООО «Велье», закрепленные охотничьи угодья ФГБУ «Санаторий Марьино» и закрепленные охотничьи угодья ОО «КОООиР-ФРС «Ассоциация Росохотрыболовсоюз».

<адрес> территории охотничьих угодий <адрес> составляет 149.5 тыс.га.Территория общедоступных охотничьих угодий <адрес> составляет 38,65 тыс.га.

Согласно заключенным охотхозяйственным соглашениям охотничье угодье, расположенное в <адрес> предоставлено охотпользователю:1) общественной организации «Курское областное Общество охотников и рыболовов- Федерация рыболовного спорта «Общественной ассоциалиции общественных объединений охотников и рыболовов «Ассоциация Росохотрыболовсоюз» (№20 от 27.02.2018 г.), 2)- Федеральному государственному бюджетному учреждению «Санаторий Марьино» Управления делами Президента РФ( №19 от 01.02.2018 г.); 3) ООО «Велье» ( №8 от 09.09.2015 г.).

ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 15 мин. по адресу: <адрес>, был выявлен факт выдачи ФИО1 (охотоведом <адрес> ОКУ «Курскохотрыбцентр») ДД.ММ.ГГГГ разрешения на добычу пушных животных серии 46ФИО4 с нарушением заполнения формы бланков разрешений на добычу пушных животных, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.08.2014 г. №379: срок на бобра указан с нарушением граф раздела сроки осуществления охоты; законодательством Курской области не устанавливается норма добычи (особей) за день на одного охотника на бобра ( графа в бланке разрешения не подлежит заполнению); в бланке разрешения отсутствует подпись охотника; в бланке разрешения допущено исправление в разделе дата выдачи охотничьего билета; не указано место охоты( что свидетельствует о нарушении ст. 30 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов».

Вина охотоведа <адрес> ОКУ «Курскохотрыбцентр» ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждается: разрешением на добычу пушных животных от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, должностной инструкцией охотоведа, приказом о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ, трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, личной карточкой работника от ДД.ММ.ГГГГ, а также иными материалами дела.

Действия охотоведа <адрес> ОКУ «Курскохотрыбцентр» ФИО1 правильно квалифицированы по ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ.

Назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 2500 руб. соответствует санкции ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ и определено с учётом фактических обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения и в соответствии с правилами, установленными ст. 3.5 КоАП РФ.

Довод жалобы об отсутствии состава административного правонарушения является несостоятельным, поскольку основан на неверном толковании норм действующего законодательства.

Опрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО2 показал, что ст. 34 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» охота является один из видов пользования животным миром, ст. 40 указанного закона устанавливаются права и обязанности пользователей животного мира в части соблюдения установленных правил, нормативов и сроков пользования животным миром. Ст. 29 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ установлено, что любой вид охоты может осуществляться после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, требования к которым определены ст. 30 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ, в нем указываются: сведения об охотнике, охотничьем билете, виде охоты, сведений о добываемых охотресурсах, количестве охотресурсов, сроков и места охоты. Субъект – охотовед ФИО1 Нарушения при заполнении разрешения серии 46 №072793 образуют состав административного правонарушения по ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ, нарушение ст. 30 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ влекут нарушения правил пользования объектами животного мира и предусматривают ответственность по ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ. Комитет природных ресурсов Курской области является отраслевым органом. Положения о комитете, структура и численность определены Губернатором Курской области, свою деятельность осуществляет во взаимодействии с территориальными органами самостоятельно и непосредственно через подведомственные орган госучреждения. обеспечивает реализацию полномочий по вопросам охраны и объектов и использования объектов животного мира. В целях осуществления и выполнения переданных полномочий создано ОКУ «Курскохотрыбцентр». При выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов ФИО1 руководствуется должностной инструкцией и осуществляет выдачу разрешений на территорию общедоступных охотничьих угодий. при этом является представителем уполномоченного органа и охотпользователем не является. ФИО1 имел право выдать разрешение на проведение любительской и спортивной охоты на территорию общедоступных охотничьих угодий, т.к. он является работником уполномоченным на выдачу разрешений органа, в соответствии с порядком действующего законодательства: соблюдать правила учета, хранения и дополнения, использования бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов. Разрешение на добычу охотничьих ресурсов на территорию закрепленных угодий или территорию не охраняемую, ФИО1 не мог выдать.

Данные показания свидетеля последовательны, непротиворечивы и подтверждены соответствующими письменными доказательствами.

Ссылка на ст. 29.2 КоАП РФ является несостоятельной, поскольку составление протокола об административном правонарушении не исключает возможность рассмотрение дела об административном правонарушении этим же должностным лицом. Запретов, касающихся составлению протокола об административном правонарушении и вынесению постановления одним и тем же должностным лицом применительно к данной категории дел, КоАП РФ не содержит. В соответствии со статьями 22.2, 23.26, 28.3 КоАП РФ должностное лицо вправе составлять как протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ, так и, являясь начальником отдела охотничьего надзора комитета природных ресурсов Курской области, вправе выносить постановления о привлечении лиц к административной ответственности, предусмотренной указанной статьей КоАП РФ. Постановлением Губернатора Курской области от 07.10.2020 г. №299-пг утверждено Положение о комитете природных ресурсов Курской области, п.1.1. которого определено, что комитет природных ресурсов Курской области (далее - комитет) является отраслевым органом исполнительной власти Курской области, осуществляющим реализацию государственной политики Курской области в закрепленной сфере деятельности, а также переданных Российской Федерацией полномочий. Пунктом 1.5 Положения, комитет осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные областные государственные учреждения. Согласно п. 2.3. Положения обеспечение реализации полномочий Курской области по вопросам лесных отношений, охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и в области обращения с животными.

Само по себе привлечение ФИО1 к дисциплинарной ответственности не является основанием к прекращению производства по делу об административном правонарушении по ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ.

Оснований для освобождения ФИО1 от административной ответственности в силу ст. 1.5 КоАП РФ не установлено. Оснований для прекращения производства по делу не имеется.

Вопреки утверждениям жалобы, постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены необходимыми допустимыми доказательствами. Нормы материального права применены правильно, нарушений требований процессуальных норм КоАП РФ, являющихся основаниями к отмене судебного постановления, не допущено.

Таким образом, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ не имеется, в связи с чем, доводы жалобы удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 30.7-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника отдела охотничьего надзора комитета природных ресурсов Курской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ, в отношении охотоведа <адрес> ОКУ «Курскохотрыбцентр» ФИО1, оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня получения его копии.

Судья: