ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-77/14 от 24.12.2014 Белокурихинского городского суда (Алтайский край)

Дело № 12-77/2014

РЕШЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Судья Белокурихинского городского суда, <адрес>ФИО6 рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГг. о привлечении должностного лица ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника Межрайонной инспекции ФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. должностное лицо генеральный директор ФИО8ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ и на нее наложено взыскание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб. за то, что ДД.ММ.ГГГГФИО9, являясь платежным агентом, во исполнение субагентского договора на реализацию санаторно-курортных путевок ФИО30» от ДД.ММ.ГГГГ. приняв платеж от физического лица ФИО3 на общую сумму <данные изъяты> рублей 00 копеек за санаторно-курортную путевку в санаторий «ФИО41» с <данные изъяты>. сроком на <данные изъяты> дней, не сдало эти денежные средства в кредитную организацию для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет, ка то предусмотрено Федеральным Законом № 103-ФЗ от 03.06.2009г. «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Не согласившись с указанным постановлением, должностное лицо ФИО2 подала в суд жалобу, в которой просит постановление о признании ее виновной в совершении административного правонарушения и назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГг. отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ. Полагает, что в рамках заключенного с ФИО3 договора ФИО10 обязались оказать туристическую услугу ФИО3 по подбору, бронированию и реализации санаторно-курортной путевки в санатории «»ФИО51. ФИО11 оказывает широкий спектр туристических услуг, такие как экскурсии, трансферы и пр. ФИО3 приобретая путевку в санаторий «Белокуриха» у ФИО12 не имела ни каких обязательств перед санаторием, она произвела оплату не в погашение денежного обязательства, а за туристический товар.

По мнению заявителя ошибочным является вывод налогового органа о том, что субагентский договор на реализацию санаторно-курортных путевок ФИО31» от ДД.ММ.ГГГГ. является смешенным договором, содержащим признаки договора на прием платежей от физических лиц, поскольку этот договор предполагает помимо оказания основной услуги по реализации санаторно-курортных путевок и оказания ряда дополнительных услуг как то подача заявок, бронирование, оказание информационных и консультационных услуг, проведение рекламных мероприятий. ФИО13 оказывая эти дополнительные услуги получает за них оплату.

ФИО1 полагает, что ФИО14 не является платежным агентом в рамках понятия Федерального закона 103-ФЗ, поэтому не должно зачислять денежные средства полученные от физических лиц за проданные путевки на специальный счет.

В судебном заседании лицо в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1, ее защитник ФИО4 настаивали на удовлетворении жалобы по изложенным в ней основаниям.

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО5 старший государственный налоговый инспектор отдела оперативного контроля Межрайонной ИФНС России по <адрес> пояснил, что в ходе проверки ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГг. установлено, что ДД.ММ.ГГГГг. ФИО16 во исполнение субагентского договора на реализацию санаторно-курортных путевок ФИО32» от ДД.ММ.ГГГГ. в счет оплаты за санаторно-курортную путевку (в санаторий «Белокуриха» с <данные изъяты>. на <данные изъяты> дней), приняло платеж от физического лица ФИО3 в сумме <данные изъяты> копеек и не сдало в кредитную организацию для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет по причине его отсутствия. Денежные средства полученные от ФИО3 были внесены ФИО17 на свой расчетный счет, что является нарушением положений Закона 103-ФЗ, поскольку ФИО18 является платежным агентом.

Проверив дело в полном объеме прихожу к следующему.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 (до брака ФИО42) Н.Ю. назначен на должность генерального директора ФИО19ДД.ММ.ГГГГ., таким образом ФИО1 является должностным лицом ответственным за соблюдение финансовой дисциплины.

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. в вину должностного лица ФИО1 контролирующим органом вменяется, исполнение ФИО20ДД.ММ.ГГГГ субагентского договора на реализацию санаторно-курортных путевок ФИО33» в счет оплаты за санаторно-курортные путевки, а именно приняло платеж от физического лица ФИО3 на сумму <данные изъяты> копеек за путевку в санаторий «ФИО52» ФИО34» с заездом ДД.ММ.ГГГГ. на <данные изъяты> дней, без использования специального банковского счета, являясь при этом платежным агентом в понимании Федерального Закона 103-ФЗ, что является нарушением ч. 18 ст. 4, ч. 4 ст. 8 ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежным агентом».

Признавая должностное лицо ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ начальник Межрайонной ИФНС России по АК исходил из того, что ДД.ММ.ГГГГг. между ФИО43» (агент) и ФИО44 (субагент) заключили субагентский договор на реализацию санаторно-курортных путевок ФИО35».

На основании ч. 5 ст. 2 Закона 103-ФЗ и п. 1.1. субагентского договора от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО21 является субагентом по приему платежей физических лиц по поручению агента (ФИО45 за вознаграждения, по поручению последнего, посредством совершения от своего имени и за свой счет юридических и иных действий связанных с распространением и реализацией санаторно-курортных путевок на оказание санаторно-курортных и дополнительных услуг в санаториях ФИО36».

Согласно выводу административного органа, санаторно-курортные услуги оказывает ФИО37», которое является поставщиком, а ФИО22 оказывает только дополнительные информационные, консультационные и иные услуги.

В соответствии с ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Частью 18 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ установлено, что поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

В силу ч.4 ст.8 указанного закона получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи настоящего Федерального закона, не допускаются.

В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №103-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

Статьей 2 данного закона установлены следующие понятия:

поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;

плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;

платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.

При этом под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №103-ФЗ).

Из содержания вышеприведенных норм следует, что деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг, а также не оказывает самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» турагентская деятельность это деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем; туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

Согласно материалам дела ДД.ММ.ГГГГг. между ФИО46 и ФИО23 заключен субагентский договор на реализацию санаторно-курортных путевок ФИО38» по условиям которого, ФИО24 (Субагент) обязуется за вознаграждение совершить по поручению Агента (ФИО47 от своего имени и за свой счет, юридические и иные действия, связанные с распространением и реализацией санаторно-курортных путевок на оказание санаторно курортных и дополнительных услуг в санаториях ФИО39».

В соответствии с разделом 2 Субагентского договора, Субагент обязан реализовывать санаторно-курортные путевки по ценам предоставленным Агентом; подавать заявки на санаторно-курортные путевки в строгом соответствии с оговоренным порядком в настоящем договоре, но в любом случае не позднее, чем за 10-15 дней до предполагаемого заезда Клиента Субагента; оплачивать забронированные санаторно-курортные путевки в течение 10 дней с момента получения счета на предоплату Агента и документально подтверждать факт оплаты; уведомлять Клиентов об установленном в санаториях ФИО40» едином расчетном часе ; согласовывать срок заезда; проводить рекламные мероприятия; нести ответственность перед Клиентом за соответствие информации, предоставленной Агентом, о санаторно-курортных путевках, за их достоверность и полноту; осуществлять продвижение санаторно-курортных путевок санаториев «ФИО48», «ФИО49», «ФИО50» и дополнительных услуг и пр.

Кроме того, деятельность ФИО25 заключается также в предоставлении самостоятельных услуг физическим лицам, а именно, экскурсии трансферы, туры.

Таким образом, основной деятельностью турагента является продвижение и реализация туристского продукта, прием платежей от физических лиц направлен на исполнение последним денежных обязательств не перед туроператором, сформировавшим туристский продукт, а перед турагентом, осуществляющим реализацию туристических путевок, следовательно, по смыслу вышеприведенных норм ФИО26 не является платежным агентом и на него не распространяется действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Следовательно, должностное лицо ФИО1 не является субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах постановление начальника Межрайонной инспекции ФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законными, в связи с чем оно подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия в действиях генерального директора ФИО27ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление начальника Межрайонной инспекции ФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности должностное лицо – генерального директора ФИО28ФИО1 по ч. 2 ст.15. 1 КоАП РФ, отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица генерального директора ФИО29ФИО1 прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Белокурихинский городской суд <адрес> в течение десяти суток со дня вручения и получения копии настоящего решения.

Судья Белокурихинского

городского суда ФИО6