ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-77/16 от 11.01.2016 Новозыбковского городского суда (Брянская область)

№ 12-77/16

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новозыбков 27 декабря 2016 года

Судья Новозыбковского городского суда Брянской области Мотырева О.В.,

с участием представителя заявителя Администрации Новозыбковского района - ФИО1, действующей на основании постоянной доверенности № 01 от 11 января 2016 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе врио главы Администрации Новозыбковского района на постановление №268 от 14.11.2016 года, вынесенное государственным инспектором в области окружающей среды РФ по Брянской области по делу об административном правонарушении по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Новозыбковского района

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора в области окружающей среды РФ по Брянской области от 14.11.2016 года Администрация Новозыбковского района признана виновной в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, выразившееся в несоблюдении экологических требований при обращении с отходами производства и потребления и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

В настоящей жалобе врио главы Администрации Новозыбковского района ФИО2 просит изменить постановление №268 от 14.11.2016 г. о привлечении Администрации Новозыбковского района к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в части назначения наказания, просит снизить штраф в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ до <данные изъяты>, ссылаясь на тяжелое финансовое положение, в связи с тем, что бюджет Новозыбковского района с 2014 года испытывает значительные трудности с обеспечением первоочередных расходов по собственным полномочиям, расходы районного бюджета на 80% состоят из выплат заработной платы и начислений на нее, имеется кредиторская задолженность по расходам, которая составляет <данные изъяты>, в 2015 году объем бюджетных обязательств был сокращен еще на 10%. Бюджет Новозыбковского района высокодотационнный (доля МБТ более 90%) и зависит от финансовой помощи из областного бюджета и привлеченных кредитных ресурсов, что приводит к ограничению принятия решений не связанных с первоочередными расходами.

В судебном заседании представитель юридического лица - Администрации Новозыбковского района ФИО1, действующая на основании постоянной доверенности №01 от 11.01.2016 года, поддержав доводы жалобы, по основаниям, изложенным в ней, просила об изменении постановления №268 от 14.11.2016 года о привлечении Администрации Новозыбковского района к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в части назначения санкции в виде штрафа в размере не превышающем <данные изъяты>.

При этом пояснила, что факт совершения административного правонарушения признают, однако, администрацией района в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 года №681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» принято постановление от 20.10.2016 года №579 «Об утверждении порядка сбора ртутьсодержащих отходов на территории Новозыбковского района и типовой инструкции по обращению с ртутьсодержащими отходами в учреждении (организации)». Администрацией района 01.07.2016 года заключен договор №504 на утилизацию отходов производства и потребления. В бюджет района на 2017 год будут заложены денежные средства на услуги по утилизации отходов производства и потребления 1-1V классов опасности.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Брянской области в судебное заседание не явился, представив в суд возражение на жалобу Администрации Новозыбковского района, согласно которого, выражает несогласие с поданной жалобой, поскольку при назначении наказания было учтено, что Администрация Новозыбковского района ранее к административной ответственности за аналогичные правонарушения не привлекалась и назначен нижний предел административного штрафа. В связи с чем, просит постановление №268 от 14.11.2016 года о привлечении Администрации Новозыбковского района к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ оставить без изменения.

Выслушав объяснение представителя юридического лица, исследовав предоставленные материалы, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон об отходах производства и потребления).

В соответствии со ст. 1Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Частью 1 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета; юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии с ч.4 ст. 18 указанного выше Федерального закона индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, и разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании распоряжения руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Брянской области от 05.10.2016 г. №247 была проведена плановая выездная проверка соблюдения Администрацией Новозыбковского района требований законодательства Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды в период с 12 октября по 01 ноября 2016 года. По результатам проверки, согласно протоколу об административном правонарушении государственного инспектора РФ по Брянской области от 09.11.2016 года №268 установлено, что Администрацией Новозыбковского района при осуществлении деятельности в области обращения с отходами производства и потребления нарушены следующие требования:

- несоблюдение и нарушение экологических требований к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов (не проведена инвентаризация образующих отходов производства и потребления);

- несоблюдение и нарушение требований к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами 1-1V классов опасности (у лиц, допущенных к обращению с отходами 1-1V классов опасности, отсутствуют документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами 1-1V классов опасности;

- несоблюдение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (не имеет утвержденных лимитов на размещение отходов, не получен документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

- несоблюдение порядка учета и отчетности в области обращения с отходами, не представлена в установленные сроки статистическая отчетность по форме №2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2015 год, для образующихся в процессе хозяйственной деятельности отходов 1-1V классов опасности не представлены паспорта опасных отходов, отсутствуют свидетельства о классе опасности отходов для окружающей природной среды.

Выявленные нарушения в области обращения с отходами, организации системы производственного экологического контроля, в области платы за негативное воздействие на окружающую среду отражены в акте проверки №101 от 01.11.2016 г.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 14.11.2016 года №268 юридическое лицо - Администрация Новозыбковского района признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования по ст. 8.2 КоАП РФ, выразившееся в несоблюдении экологических требований при обращении с отходами потребления, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты>.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются исследованными в ходе судебного заседания материалами дела об административном правонарушении № 268 в отношении Администрации Новозыбковского района: актом проверки № 101 от 01.11.2016 г., протоколом об административном правонарушении №268 от 09.11.2016 г., постановлением №268 от 14.11.2016 г. о назначении административного наказания, сведениями о юридическом лице.

Достоверность и допустимость доказательств сомнений не вызывает, поскольку они последовательны, согласуются между собой и дополняют друг друга, получены с соблюдением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, действия Администрации Новозыбковского района образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Постановление о привлечении Администрации Новозыбковского района к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ.

Вместе с тем, согласно статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Тем не менее, применительно к административным штрафам, минимальные размеры которых сопряжены со значительными денежными затратами, установленное в части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях общее правило назначения наказания может при определенных обстоятельствах противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

В связи с этим размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации.

Впоследствии Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанная норма, определяющая общие правила назначения административного наказания, дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3, в силу которых при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 названного Кодекса размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.

Юридическим лицом - Администрацией Новозыбковского района предоставлены судье доказательства сложного финансового положения организации, кроме того факт совершения административного правонарушения Администрация Новозыбковского района признала, предприняты меры по устранению допущенных нарушений, в частности принято постановление от 20.10.2016 года №579 «Об утверждении порядка сбора ртутьсодержащих отходов на территории Новозыбковского района и типовой инструкции по обращению с ртутьсодержащими отходами в учреждении (организации)», 01.07.2016 года заключен договор №504 на утилизацию отходов производства и потребления, в бюджет района на 2017 год заложены денежные средства на услуги по утилизации отходов производства и потребления 1-1V классов опасности.

Таким образом, с учетом изложенных выше правовых положений и установленных обстоятельств, при отсутствия существенного вреда, судья приходит к выводу о наличии несоответствия назначенного административного наказания характеру совершенного административного правонарушения, конкретным обстоятельствам дела и в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, полагает, что назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до <данные изъяты>.

При таких обстоятельствах, постановление старшего государственного инспектора РФ по Брянской области по охране природы №268 от 14.11.2016 года, вынесенное государственным инспектором в области окружающей среды РФ по Брянской области по делу об административном правонарушении по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Новозыбковского района подлежит изменению, путем снижения назначенного наказания в виде административного штрафа до <данные изъяты>.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ судья,

Р Е Ш И Л:

Постановление старшего государственного инспектора РФ по Брянской области по охране природы №268 от 14.11.2016 года по делу об административном правонарушении по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Новозыбковского района, изменить, снизить размер наказания, назначив наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10

суток.

Судья О.В. Мотырева