ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-77/16 от 14.04.2017 Гурьевского районного суда (Калининградская область)

Мировой судья Байдак Е.В. Дело №12-77/16

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

14 апреля 2017 года г.Гурьевск

Гурьевский районный суд Калининградской области

в составе:

председательствующего – судьи Олифер А.Г.,

с участием:

лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, - директора <данные изъяты> Харина ФИО6

прокурора Витрового В.Н.,

при секретаре Сараевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Гурьевского района Калининградской области на постановление мирового судьи судебного участка № Гурьевского района Калининградской области от ДД.ММ.ГГ года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, в отношении директора <данные изъяты> Харина ФИО7

у с т а н о в и л:

Постановлением от ДД.ММ.ГГ года прокурора Гурьевского района Калининградской области возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в отношении директора <данные изъяты> Харина ФИО8 с направлением дела для рассмотрения по существу мировому судье с/у № Гурьевского района Калининградской области.

Поводом к возбуждению дела послужило выявление в ходе проведенной прокурором проверки в деятельности Предприятия нарушений законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, выразившихся в проведении предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров водителей медицинскими работниками Предприятия в отсутствие у последнего лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Постановлением мирового судьи судебного участка № Гурьевского района Калининградской области от ДД.ММ.ГГ года производство по делу прекращено по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, за отсутствием в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу, состава административного правонарушения.

В принесенном протесте прокурор полагает указанное постановление мирового судьи незаконным и необоснованным, подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение, указывая, в частности, что поскольку уставом Предприятия, помимо организованных перевозок детей к месту обучения, предусмотрено осуществление коммерческой деятельности по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам, на него в полной мере распространяются лицензионные требования, во исполнение которых Предприятие вправе либо заключить договор на проведение предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров водителей с медицинским учреждением, либо ввести в свой штат для этих целей дополнительную единицу штатного медицинского работника и самостоятельно получить лицензию на право проведения медицинских осмотров водителей, а потому вывод мирового судьи об отсутствии в действиях директора Предприятия состава вменяемого правонарушения только на том основании, что Предприятие не является учреждением здравоохранения, медицинская деятельность не входит в перечень основных видов его деятельности, равно как и о том, что Предприятие не оказывало услуг по проведению медицинских осмотров на возмездной основе иным хозяйствующим субъектам, является несостоятельным.

В судебном заседании прокурор Витровой В.Н. протест поддержал в полном объеме по приведенным в нем доводам.

Лицо в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - директор <данные изъяты> Харин ФИО9. в судебном заседании наличие формальных оснований для привлечения его к ответственности не отрицал, в то же время, обратив внимание суда на то обстоятельство, что отсутствие у Предприятия лицензии на право осуществления медицинской деятельности обусловлено обременительностью финансового характера, в силу чего лишь единственное в регионе аналогичное предприятие, подведомственное Правительству Калининградской области, имеет лицензию; в частности, получение такой лицензии повлечет увеличение расходов Предприятия в <данные изъяты> раз.

Заслушав доводы протеста, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, суд приходит к следующему.

Как установлено мировым судьей и подтверждается материалами дела, <данные изъяты> является коммерческой организацией, целями деятельности которой являются создание условий организации транспортного обслуживания населения и получение прибыли, для достижения которых Предприятие осуществляет, в числе прочего, регулярные (в том числе специальные) перевозки школьными автобусами, внутригородские, пригородные и междугородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки.

Предрейсовые, послерейсовые медицинские осмотры водителей Предприятия производились штатными медицинскими работниками, имеющими документы, подтверждающие наличие медицинского образования, и прошедшими профессиональную подготовку по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих осмотров водителей.

Лицензии на право осуществления медицинской деятельности Предприятие не имеет.

Диспозицией части 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Таким образом, объективная сторона данного правонарушения предполагает осуществление лицом предпринимательской деятельности, для которой и только для которой предусмотрено в обязательном порядке получение лицензии (разрешения) на право её осуществления, в отсутствие такой лицензии (разрешения).

В свою очередь, для разрешения вопроса о том, образуют ли действия лица состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ подлежит выяснению вопрос о наличии в них признаков предпринимательской деятельности, применительно к которой установлены лицензионные требования, перечисленных в пункте 1 статьи 2 ГК РФ.

Так, в силу приведенной нормы предпринимательской является деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя.

Учитывая это, отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом не образуют состав вышеуказанного административного правонарушения при условии, если количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли.

Прекращая производство по делу за отсутствием в действиях директора Предприятия состава правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, мировой судья, основываясь на анализе положений подпункта 96 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ года № «О лицензировании отдельных видов деятельности», пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ года №, пункта 20 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», пунктов 1.2, 1.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, утвержденного Минздравом Российской Федерации/Минтрансом Российской Федерации ДД.ММ.ГГ года, с учетом совокупности обстоятельств дела пришел к выводу, что требование о необходимости иметь лицензию на право осуществления медицинской деятельности распространяется на тех юридических лиц, для которых данный вид лицензируемой деятельности является основным, в то время как Предприятие не является учреждением здравоохранения; его основным видом деятельности является осуществление регулярных и иных пассажирских перевозок; не установлен факт оказания услуг по проведению медицинских осмотров иным хозяйствующим субъектам с получением при этом прибыли, из чего следует, что медицинская деятельность Предприятия не была направлена на систематическое получение прибыли, а. следовательно, не осуществлялась им в рамках предпринимательской деятельности.

С данным выводом мирового судьи соглашается и вышестоящий суд, учитывая следующее.

В соответствии с п.3 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ года № «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Согласно п.3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ года №, медицинскую деятельность, подлежащую лицензированию, составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, в числе прочего при проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В указанный перечень медицинских работ (услуг) включены медицинские предрейсовые (послерейсовые) осмотры.

В соответствии с п.46 ч.1 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ года № «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит обязательному лицензированию.

Согласно п.1 ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ года № «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

В соответствии со ст.23 указанного Федерального закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в частности, в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.

В соответствии с пунктами 1.2, 1.3, 1.4, 1.6 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, утвержденного Минздравом РФ и Минтрансом РФ от ДД.ММ.ГГ года, предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организаций, а также медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения, предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию.

Целью предрейсовых медицинских осмотров водителей является выявление лиц, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению автомобилем как с позиции обеспечения безопасности дорожного движения, так и охраны здоровья водителя и пассажиров.

Предрейсовые медицинские осмотры проводятся медицинским работником как на базе организации, так и в условиях медицинского учреждения.

В соответствии с пунктом 7 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденным Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГ года № (далее – Порядок), проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров осуществляется за счет средств работодателя.

Действительно, согласно пункту 8 Порядка предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя) (далее - медицинская организация) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).

При этом, в силу пункта 9 Порядка организация проведения обязательных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров возлагается на работодателя.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что предрейсовые медицинские осмотры водителей Предприятия осуществляются штатными медицинскими работниками самого Предприятия, имеющими дипломы медицинских образовательных учреждений, сертификаты специалистов предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.

Указанные медицинские работники осуществляли предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств - исключительно работников Предприятия.

Доказательства оказания Предприятием услуг по проведению медицинских осмотров иным хозяйствующим субъектам и получения прибыли от указанной деятельности в материалах дела отсутствуют.

Из приведенных обстоятельств следует, что деятельность предприятия по проведению медицинских осмотров, сама по себе не является основной, преследующей уставные цели, и направлена лишь на обеспечение основной деятельности Предприятия, связанной с пассажирскими перевозками.

В действиях предприятия отсутствует такой признак объективной стороны как осуществление предпринимательской деятельности в сфере оказания медицинских услуг, применительно к которой установлены лицензионные требования, в целях квалификации действий директора по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, вывод мирового судьи об отсутствии в действиях директора Предприятия состава вменяемого административного правонарушения обоснован, в связи с чем оснований к отмене опротестованного решения по доводам протеста вышестоящий суд не находит.

Одновременно суд отмечает, что в опротестованном постановлении мирового судьи имеются ссылки на нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГ года № «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ года №, которые утратили силу.

Вместе с тем, данное обстоятельство на правильность установления значимых для дела обстоятельств и обоснованность положенных в основу опротестованного постановления выводов не повлияло.

В остальном, нарушений норм КоАП РФ, регламентирующих производство по делу об административном правонарушении, влекущих изменение или отмену постановления мирового судьи, вышестоящий суд не усматривает.

Руководствуясь ст.ст.30.4- 30.8 КоАП РФ, суд

р е ш и л:

постановление мирового судьи судебного участка № Гурьевского района Калининградской области от ДД.ММ.ГГ года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, в отношении директора <данные изъяты> Харина ФИО10 оставить без изменения, а протест - без удовлетворения.

Судья А.Г.Олифер