ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-77/18 от 07.12.2018 Кирилловского районного суда (Вологодская область)

Дело № 12-77/2018

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

г. Кириллов 07декабря 2018 года

Судья Кирилловского районного суда Вологодской области Веденина Е.В., рассмотрев жалобу ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 01ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 от 01 ноября 2018 годаФГБУ «Национальный парк «Русский Север» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, т.е. за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Оспаривая правомерность привлечения к административной ответственности, ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» (далее – Учреждение) обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит вынесенное постановление признать незаконным и отменить, применив положения ст. 2.9 КоАП РФ. В обоснование жалобы указывает, что в данном случае отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, поскольку в ходе исследования было установлено, что взятая проба отходов является практически неопасной. Кроме того, к ответственности Учреждение за данное нарушение привлекается впервые. Значительный размер штрафа, налагаемый без учета конкретных обстоятельств дела, носит неоправданно карательный характер и не соответствует тяжести правонарушения и степени вины привлекаемого лица.

Государственный инспектор Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области ФИО1 в судебное заседание не явилась, представила отзыв, в котором просит жалобу ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» оставить без удовлетворения, рассмотреть дело без ее участия.

В судебном заседании представитель ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» ФИО2 на доводах жалобы настаивает по тем же основаниям. Дополнительно указала, что постановлением Управления Росприроднадзора по Вологодской области 01 ноября 2018 года Учреждение привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ также по факту несвоевременной сдачи технического отчета по обращению с отходами.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, суд приходит к следующему выводу.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Как следует из материалов дела, 23 октября 2018 года государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Вологодской области ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении , в соответствии с которым ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» не предоставило в адрес Управления Росприроднадзора в установленные законом сроки технический отчет по обращению с отходами. Федеральным законом от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами, распространяющие на субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы. В соответствии с нормами Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц–природопользователей, устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. 17 марта 2016 года Учреждением утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение. Согласно Порядку разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденному Приказом Минприроды России от 25.02.2010 №50, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами. Технический отчет представляется непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Технический отчет представлен в адрес Управления Росприроднадзора по Вологодской области 29 августа 2018 года, т.е. несвоевременно. Соответственно, в период с 16 марта 2018 года по 29 августа 2018 года в Учреждении отсутствовали нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, и оно не подтверждало неизменности производственного процесса и используемого сырья.

Государственный инспектор ФИО1, рассматривая материалы данного дела, признала ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и 01 ноября 2018 года вынесла соответствующее постановление с назначением наказания в виде административного штрафа.

Вместе с тем, согласно материалам дела в рамках рассмотрения настоящей жалобы, установлено, что в отношении ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» 01 ноября 2018 года государственным инспектором ФИО1 также было вынесено постановление по ст.8.5 КоАП РФ, из которого следует, что ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» не предоставило в адрес Управления Росприроднадзора по Вологодской области в установленные законом сроки технический отчет по обращению с отходами. При осуществлении основного вида деятельности Учреждения образуются отходы, что подтверждается журналами учета в области обращения с отходами за 1, 2, 3, 4 кварталы 2017 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2018 года, техническим отчетом по обращению с отходами за 2017 год. Федеральным законом от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами, распространяющие на субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы. В соответствии с нормами Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц–природопользователей, устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. Учреждением 17 марта 2016 года утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещения. Согласно Порядку разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденному Приказом Минприроды России от 25.02.2010 №50, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами. Технический отчет представляется непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Крайний срок сдачи Технического отчета – 30 марта 2018 года. Технический отчет представлен в адрес Управления 29 августа 2018 года, т.е. с нарушением сроков.

Согласно ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.

При этом в силу положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Как следует из материалов указанных дел об административных правонарушениях, вмененные ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» нарушения правовых норм были допущены им в результате совершения одного действия – непредставления в адрес Управления Росприроднадзора в установленные законом сроки технического отчета по обращению с отходами.

Таким образом, указанные нарушения образованы одними фактическими обстоятельствами, и они вытекают из одного действия Учреждения.

При рассмотрении государственном инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 01 ноября 2018 года дел об административном правонарушении по протоколам и в отношении Учреждения вопрос о возможности применения положения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ рассмотрен не был.

Неприменение ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ является существенным нарушением процессуальных норм, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Таким образом, учитывая, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения к административной ответственности не истек, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 01ноября 2018 года подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, а дело - направлению на новое рассмотрение.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 01ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, вынесенное в отношении ФГБУ «Национальный парк «Русский Север», отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Вологодской области.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Кирилловский районный суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья Е.В.Веденина

Копия верна:

Судья Е.В.Веденина