ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-77/20 от 04.08.2020 Ленинскогого районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело № 12-77/2020

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новороссийск 04 августа 2020 года

Судья Ленинского районного суда г. Новороссийск Краснодарского края Пупынина С.М.

при секретаре Абрамовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации муниципального образования г.Новороссийск на определение заместителя главного государственного инспектора г.Новороссийска по использованию и охране земель Морозова К.Е. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 21.02.2020г. по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ,

установил:

Определением заместителя главного государственного инспектора г.Новороссийска по использованию и охране земель Морозова К.Е. от 21.02.2020 года было отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Лукьяненко Н.М. по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, поскольку материалами проверки событие и состав административного правонарушения, не установлены.

Представитель администрации г.Новороссийска Мокин И.Я. обратился в суд с жалобой на данное определение, в которой просит отменить определение от 21.02.2020г. и направить дело на новое рассмотрение. Восстановить срок на обжалование определения от 21.02.2020г.

В обоснование жалобы указано, что в ходе проведенной органами муниципального земельного контроля города Новороссийска проверки соблюдения требований земельного законодательства собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, Лукьяненко Н.М., были выявлены признаки нецелевого использования указанного земельного участка, что подпадает под состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст.8.8 КоАП РФ - использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.

А именно, указанный земельный участок, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, Лукьяненко Н.М. использовала для ведения коммерческой деятельности, эксплуатировала магазин ритуальных услуг.

Вместе с тем, размещение таких коммерческих объектов в жилой зоне, подлежащей застройке индивидуальными жилыми домами, не предусмотрено действующими на территории муниципального образования город Новороссийск градостроительными регламентами, в том числе Правилами застройки и землепользования г.Новороссийска.

Однако, определением от 21.02.2020 государственный инспектор - Новороссийска по использованию и охране земель, ведущий специалист- эксперт отдела государственного надзора Управления Росреестра по Краснодларскому краю Морозов К.Е. отказал в возбуждении дела об административном правонарушении, мотивируя свой отказ положениями п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - отсутствием состава административного правонарушения.

При этом, государственным инспектором, в качестве обоснования своего решения, было указано на отсутствие в прилагаемом материале проверки объяснений проверяемого лица, недоказанность факта размещения и использования на земельном участке строений, используемых в коммерческих целях, фотоматериалов и материалов произведенных измерений.

Указанные выводы не соответствуют требованиям закона, определение от 21.02.2020 вынесено с грубым нарушением действующего законодательства, регламентирующего земельные отношений, в связи с чем подлежит отмене.

Ст. 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

Пунктом 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в п. 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным дня них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 названного Кодекса).

Зонирование территории для строительства регламентируется "Градостроительным кодексом РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и тройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и следующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов • читального строительства, а также ограничения использования земельных 2стков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).

Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 ГрК РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст. 37 указанного Кодекса.

В соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 37 ГрК РФ применительно к кажжой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Таким образом, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст. 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (ст. ст. 35 - 40 ГрК РФ, ст. 85 ЗК РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).

Таким образом, использование нежилого помещения в качестве магазина напрямую касается вопроса об использовании земельного участка, на котором этот объект недвижимости расположен.

Нормы земельного законодательства обязывают использовать по целевому назначению весь земельный участок. При этом отсутствуют исключения в виде возможности использования части земельного участка не по целевому назначению (не в соответствии с разрешенным использованием).

Представитель администрации МО г.Новороссийска, будучи уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, причины не явки не известны.

Должностное лицо представитель Управления Роспеестра по Краснодарскому краю государственного земельного надзора, в судебное заседание также не явился, причины не явки не известны.

Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в жалобе, суд приходит к выводу о том, что ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования подлежит удовлетворению, а определение заместителя главного государственного инспектора г.Новороссийска по использованию и охране земель Морозова К.Е. от 21.02.2020г., подлежит оставить без изменений, по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 2 статьи 30.3 КоАП РФ, в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.29.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно положениям статей 30.3 и 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти суток, а по делам, перечисленным в части 3 статьи 30.3 КоАП РФ, - пяти дней со дня вручения или получения копии постановления, если оно не было обжаловано либо опротестовано.

Из материалов дела следует, что определение заместителя главного государственного инспектора г.Новороссийска по использованию и охране земель Морозова К.Е. от 21.02.2020г., поступило в администрацию муниципального образования г.Новороссийска 30.06.2020г. (вх. ).

После получения копии определения от 21.02.2020г. в установленный законом срок Администрация МО г.Новороссийска обжаловала указанное определение в Октябрьский районный суд г.Новороссийска. Определением Октябрьского районного суда г.Новороссийска от 13.07.2020г. жалоба Администрации МО г.Новороссийска возвращена заявителю. Копия определения Октябрьского районного суда г.Новороссийска от 13.07.2020г. поступила в Администрацию МО г.Новороссийска 23.07.2020г. Таким образом, процессуальный срок пропущен по уважительной причине и ходатайство о восстановлении срока обжалования подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч.4 ст. 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30 КоАП РФ.

В соответствии с ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно абзацу первому п. 2 ст. 7 указанного Кодекса земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

В силу абзацев первого и второго статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В силу п.2 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, в том числе категории населенных пунктов, используются в соответствии с установленными для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1, пункты 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (ред. от 04.02.2019) "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.09.2014 N 33995). Классификатор видов разрешенного использования земельных участков содержит описание каждого вида разрешенного использования земельного участка.

В соответствии с пунктом 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

В случае использования земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель, указанные лица могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель (почв).

Под использованием земель не по целевому назначению без соблюдения установленных для каждой категории режимов использования законодатель понимает изменение режима земель, нарушение землеустроительных проектов, результатов отводов и предоставления земельных участков; осуществление непредусмотренных видов деятельности, например, когда вместо производства сельскохозяйственной продукции осуществляется строительство какого-либо объекта и др.

В связи с этим объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, будет заключаться в совершении действий, направленных на использование земельного участка без соблюдения установленного для него режима эксплуатации, сознательного изменения его целевого назначения.

Субъектами административного правонарушения могут выступать граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из ч.3 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В соответствии с п. 2 ч1. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В соответствии с ч.1,5,6,7 ст. 72 Земельного кодекса РФ, под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора. В срок не позднее, чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии акта проверки, орган государственного земельного надзора обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления. Порядок взаимодействия органов государственного земельного надзора с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок оформления первичных документов, порядок рассмотрения материалов проверки соблюдения земельного законодательства определен «Методическими рекомендациями по порядку взаимодействия органа, осуществляющего муниципальный земельный контроль, и управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по субъекту Российской Федерации», содержащимися в Письме Роснедвижимости от 20.07.2005 N ММ/0644 "О взаимодействии органов государственного земельного контроля с органами муниципального земельного контроля".

Акт должен содержать следующие необходимые данные: дату, номер и место составления акта; фамилию, имя, отчество и должность лица, составившего акт; номер распоряжения о проведении проверки; данные о понятых, присутствовавших при осмотре земельного участка и составлении акта; данные о других лицах, участвовавших в проведении проверки; сведения о земельном участке, на котором проводится проверка; сведения о лице, использующем проверяемый земельный участок; объяснения лица, использующего проверяемый земельный участок; подписи всех лиц, участвовавших при проведении проверки соблюдения земельного законодательства.

В целях укрепления доказательной базы и подтверждения достоверности полученных в ходе проверки сведений, в случае выявления достаточных данных, указывающих на наличие события нарушения земельного законодательства, к Акту прилагаются: фототаблица с нумерацией каждого фотоснимка (Приложение N 3), обмер площади земельного участка (Приложение N 4) и иная информация, подтверждающая или опровергающая наличие нарушения земельного законодательства.

При поступлении материалов проверки из органа муниципального земельного контроля государственный инспектор в присутствии лица, в отношении которого была проведена проверка соблюдения земельного законодательства, рассматривает материалы проверки и в случае выявления достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, составляет протокол об административном правонарушении.

В случае отсутствия состава административного правонарушения в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ государственным инспектором выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении административного дела.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В судебном заседании установлено, что органами муниципального земельного контроля города Новороссийска была проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, Лукьяненко Н.М.

По результатам проверки был составлен акт от 16.12.2019г.

Определением от 21.02.2020 государственный инспектор - Новороссийска по использованию и охране земель, ведущий специалист- эксперт отдела государственного надзора Управления Росреестра по Краснодарскому краю Морозов К.Е. отказал в возбуждении дела об административном правонарушении, мотивируя свой отказ положениями п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - отсутствием состава административного правонарушения.

При этом, государственным инспектором, в качестве обоснования своего решения, было указано на отсутствие в прилагаемом материале проверки объяснений проверяемого лица, недоказанность факта размещения и использования на земельном участке строений, используемых в коммерческих целях, фотоматериалов и материалов произведенных измерений.

Как видно из материалов дела и приложенных документов к данной жалобе, суду, как и Управлению Росреестра не приложены объяснения Лукьяненко Н.М., фотоматериалы и материалы произведенных измерений. Кроме того, суду не приложен и сам акт проверки соблюдения земельного законодательства от 16.12.2019г. №025.

Также из представленных суду материалов невозможно проверить порядок уведомления Лукьяненко Н.М. о проведении проверки.

Таким образом, доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого определения.

На основании изложенного, оснований для отмены определения заместителя главного государственного инспектора г.Новороссийска по использованию и охране земель Морозова К.Е. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 21.02.2020г. по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ не имеется, его следует оставить без изменений, а жалобу Администрации муниципального образования г.Новороссийск – без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.7 КоАП РФ, суд

решил:

Определения заместителя главного государственного инспектора г.Новороссийска по использованию и охране земель Морозова К.Е. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 21.02.2020г. по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу Администрации муниципального образования г.Новороссийск - без удовлетворения.

Судья Ленинского

районного суда г.Новороссийска подпись С.М.Пупынина