ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-77/20 от 19.03.2020 Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

РЕШЕНИЕ

19 марта 2020 года г. Ростов-на-Дону

Судья Ворошиловского районного суда г.Ростова-на-Дону Писарев А.Н., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление зам. руководителя Ростовского УФАС России /номер обезличен/ от /дата обезличена/ о привлечении врио руководителя ...ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Ростовского УФАС России /номер обезличен/ от /дата обезличена/ врио руководителя ...ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3.000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением ФИО1 подал жалобу, в которой просит отменить постановление Ростовского УФАС России /номер обезличен/ от /дата обезличена/, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием события правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ. В обоснование жалобы ФИО1 указал, что ему как руководителю вменяется утверждение документации об электронном аукционе на закупку бумаги для офисной техники с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, а именно указание в техническом задании характеристик товара «Бумаги для офисной техники», конкретные показатели которого определяются путем проведения испытаний готовой продукции. Заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки правилами ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. В отношении бумаги для офисной техники существует два стандарта: ГОСТ Р /номер обезличен/ и ГОСТ Р /номер обезличен/ При формировании документации об аукционе были применены показатели, предусмотренные ГОСТами, а именно: белизна, плотность, непрозрачность. Указанные ГОСТ Р /номер обезличен/ и ГОСТ Р /номер обезличен/, содержат в том числе технические требования к бумаге. Так, согласно данных стандартов показатель товара «непрозрачность» определяется по ГОСТ /номер обезличен/, показатель «белизна» - по ГОСТ Р ИСО /номер обезличен/, «плотность» - по ГОСТ Р ИСО /номер обезличен/. Производители бумаги осуществляют входной производственный контроль произведённой продукции на соответствие требованиям ГОСТ или утвержденным внутренним техническим регламентам, в том числе установленных технических требований путем проведения испытаний. По результатам соответствующих испытаний производители товара устанавливают характеристики произведённого товара, которые размещаются на сайтах производителей, а также содержатся на упаковке товара. Заказчиком (Управлением) в документации об аукционе на закупку бумаги офисной техники указаны унифицированные показатели товара в целях избежания установления несуществующих требований к товару. Вопреки доводам УФАС по РО, у участника электронного аукциона отсутствовала обязанность иметь заранее определённый товар для участия в данном аукционе. Кроме того, при заполнении первой части заявки участнику закупки также не требуется проводить испытания, а достаточно указать характеристики и значения показателей характеристик товара в соответствии с требованиями документации об аукционе, показатели и характеристики в которой соответствуют техническим регламентам и требованиям в области стандартизации. Составление первой части заявки не вызывало затруднений у участников закупки, что подтверждается состоявшимися аукционами. Таким образом, вывод УФАС по РО о том, что характеристики товара «белизна», «плотность», «непрозрачность» не являются показателями товара при описании объекта, является не состоятельным, противоречит нормам законодательства и имеющейся судебной практике. Управлением (Заказчиком) правомерно использованы характеристики бумаги для офисной техники, предусмотренные государственными стандартами на данный товар, в связи с чем отсутствует событие правонарушения, предусмотренное ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.

Представитель заявителя ФИО1 по доверенности - ФИО 1, в судебное заседание явилась, доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила жалобу удовлетворить, постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события правонарушения.

Представитель УФАС по РО ФИО 2 в судебное заседание явилась просила суд в жалобе отказать в силу необоснованности, а также указала, что решение судьи Ростовского областного суда от /дата обезличена/ обжаловано УФАС в кассационном порядке.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав жалобу, изучив материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующим выводам.

Согласно п.4 ч.1 ст.30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с п.8 ч.2, ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и обязан проверить дело в полном объеме.

Согласно ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

Как установлено в судебном заседании, в ходе проведения проверочного мероприятия на основании поручения Генеральной прокуратуры РФ в ЮФО /номер обезличен/ от /дата обезличена/ выборочной проверки исполнения положений Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ..., Ростовское УФАС России установила в действиях должностного лица заказчика нарушения положений Закона.

Заказчиком /дата обезличена/ на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок опубликовано извещение /номер обезличен/ о проведении электронного аукциона «Бумага для офисной техники» с начальной максимальной ценой контракта 32.674,50 рублей.

В силу п.1 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно п.1,2 ч.1 ст.33 Закона Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с ч.2 ст.33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Определяя минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявок. При этом, Заказчик должен учитывать ранее обозначенный запрет на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявку в соответствии с потребностями заказчика.

Согласно действующему законодательству, Закон не содержит норм, которые обязывали бы участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, а также норм, обязывающих участников закупки подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.

Заказчик разместил в документации об аукционе Приложение №1 к документации об электронном аукционе «Наименование и описание объекта закупки».

В разделе 4 «Требования к содержанию, составу заявки и инструкция по ее заполнению» документации об аукционе Заказчик разместил инструкцию по заполнению заявки.

Согласно п. 4.9 предложение участника не должно содержать слов: «не более», «не менее», «от», «до», «более», «менее», «максимальное значение», «минимальное значение», «аналог», «или», «типа», «аналогичного типа», «не ниже», «должен», «должен быть» (и их производные). А также если одновременно минимальные и максимальные значения, разделены «тире», «дефисом» и т.д., участником данные показатели должны быть конкретизированы. Предоставляемые участником сведения не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование. Не подлежат уточнению параметры товара, по своей сути имеющие интервальное или неконкретное значение.

В соответствии с техническим заданием Заказчику требовался товар «Бумага для офисной техники», в том числе со следующими характеристиками: Плотность, г/м2 не менее 80 и не более 83; Белизна (CIE) не менее 146 и не более 166; Непрозрачность, % Не менее 91 и не более 96. ГОСТ Р/номер обезличен/. Национальный стандарт Российской Федерации. Бумага ксерографическая для офисной техники. Общие технические условия (далее – ГОСТ /номер обезличен/) распространяются на бумагу ксерографическую для офисной техники, предназначенную для черно-белой и цветной печати на принтерах матричных, струйных, лазерных, факс-аппаратах и копирования на множительной технике, в том числе в режиме двухсторонней печати (дуплекс), а также для печатания издательской продукции.

В соответствии с ГОСТ /номер обезличен/ такие характеристики товара как: Плотность определяется путем проведения испытаний готового товара по "ГОСТ Р ИСО /номер обезличен/. Национальный стандарт Российской Федерации. Бумага и картон. Определение толщины, плотности и удельного объема"; Белизна определяется путем проведения испытаний готового товара по "ГОСТ Р ИСО /номер обезличен/. Национальный стандарт Российской Федерации. Бумага и картон. Метод определения белизны по CIE. D65/10° осветитель (дневной свет)"; Непрозрачность определяется путем проведения испытаний готового товара по ГОСТ /номер обезличен/ Бумага. Методы определения прозрачности и непрозрачности.

Таким образом, характеристики товара, конкретные показатели которых определяются путем проведения испытаний готовой продукции, не являются показателями товаров при описании объекта закупки применительно к требованиям ст.33 Закона, так как не указывают на функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки, что свидетельствует о нарушении ч.1 ст.64 Закона.

Согласно ч.1 ст.107 Закона за нарушение положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, заместитель руководителя Ростовского УФАС России ФИО пришел к выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.

В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно п.1 ч.1 ст.33 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с ч.3 ст.33 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что при оформлении технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

Однако, при описании объекта закупки запрещается, в том числе использовать нестандартные показатели, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки. Заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а, с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

Из материалов дела следует, что заказчиком в документации
установлены требования к товару «Бумага для офисной техники», в том
числе со следующими характеристиками: плотность, г/м2 не менее 80 и не более 83; белизна (CIE) не менее 146 и не более 166; непрозрачность, % не менее 91 и не более 96. То есть, установлены требования к техническим, качественным, функциональным характеристикам товара, включающие в себя установленные минимальные и максимальные значения показателей. Предполагается, что товар, используемый для оказания услуг, находится в легальном обороте и соответствует техническим регламентам, принятым в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документам, разрабатываемым и применяемым в национальной системе стандартизации, принятым в соответствии с законодательством РФ о стандартизации.

Общие технические условия для бумаги ксерографической для офисной техники определены ГОСТ Р /номер обезличен/, в таблице №1 которого указаны показатели качества бумаги, в том числе плотность, белизна и непрозрачность, которые должны соответствовать установленным требованиям.

Таким образом, при заполнении заявки участнику не требуется проводить испытания, а достаточно указать характеристики и значения показателей характеристик товара в соответствии с требованиями документации об аукционе, показатели и характеристики, в которой соответствуют техническим регламентам и требованиям в области стандартизации.

В рассматриваемом случае, все указанные в требованиях к товару, значения и их показатели были установлены в документации в соответствии с показателями, содержащимися в соответствующих государственных стандартах.

При таких обстоятельствах, требования заказчика относительно состава и компонентов основаны на положениях нормативно-технической документации, и не нарушает правило объективного описания объекта. Кроме того, в данном случае, установление заказчиком данных требований к товару было вызвано целью обеспечения надлежащего качества товара, обусловленного государственными нуждами при проведении электронного аукциона и наиболее эффективного расходования бюджетных средств.

На основании установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что в действиях врио руководителя ...ФИО1 не допущено нарушений положений ФЗ от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и не имеется состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, вывод должностного лица о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ, является не правильным и противоречит фактическим обстоятельствам дела.

Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Таким образом, в действиях ФИО1 отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, в связи с чем суд считает необходимым прекратить производство по настоящему делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Ростовского УФАС России ФИО. по делу об административном правонарушении /номер обезличен/ от /дата обезличена/ о привлечении врио руководителя ...ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ – отменить. Прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Ростовский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.

Судья: