Судья (данные изъяты) Дело № 12-77/2014
ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
21 апреля 2014г. г. Псков
Судья Псковского областного суда Рубанов Р.В.,
при секретаре Васильевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника УФМС России по Псковской области в Себежском районе ФИО1 на постановление судьи Себежского районного суда Псковской области от 17 марта 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении лица без гражданства ФИО2, <данные изъяты> года рождения, имеющего вид на жительство Республики <данные изъяты>,
У С Т А Н О В И Л:
Настоящее дело возбуждено протоколом об административном правонарушении №<данные изъяты> от <данные изъяты> года, составленным начальником отделения УФМС России по Псковской области в Себежском районе ФИО1.
Как следует из указанного протокола административное правонарушение выразилось в том, что <данные изъяты>, в <данные изъяты> час. <данные изъяты> мин. лицо без гражданства- ФИО2, имеющий вид на жительство Республики <данные изъяты>, находился в <данные изъяты> при отсутствии действительного документа (визы), подтверждающего право пребывания лица без гражданства на территории Российской Федерации, чем нарушил требования статьи 24 Федерального закона от 25.08.1996г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Постановлением судьи Себежского районного суда Псковской области от 17 марта 2014г. производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе начальник УФМС России по Псковской области в Себежском районе ФИО1 ставит вопрос о его отмене и о направлении дела на новое рассмотрение ввиду применения судьей норм международного права, не подлежащих применению.
ФИО2 при надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился.
Заслушав представителя УФМС России по Псковской области ФИО3, поддержавшую доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Вторым абзацем статьи 24 Федерального закона от 25.08.1996г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" установлено, что лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации.
Довод жалобы о неправомерности ссылки судьи на положения Конвенции о статусе апатридов, заключенной в г. Нью-Йорке 28.09.1954, не ратифицированной Российской Федерацией, является обоснованным, однако данное обстоятельство само по себе не может служить основанием для отмены правильного по существу судебного постановления.
Так, в соответствии со ст. 1 Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан от 30.11.2000 "О взаимных безвизовых поездках граждан" граждане государств Сторон, независимо от места проживания, имеют право въезжать, выезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать на территории государств Сторон без виз по одному из действительных документов, указанных в приложениях N 1, 2, 3, 4 и 5 к настоящему Соглашению.
Частью 1 статьи 2 Соглашения "Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства", заключенного между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в городе Санкт-Петербурге 24 января 2006г., установлено, что граждане одной Стороны независимо от места пребывания (проживания) имеют право свободно въезжать, выезжать, пребывать, следовать транзитом, передвигаться и выбирать место жительства на территории другой Стороны, за исключением мест, для посещения которых в соответствии с законодательством Сторон требуется специальное разрешение, по действительным документам, указанным в приложениях N 1 и 2 к настоящему Соглашению, без миграционной карты.
Вид на жительство к таким документам не относится, однако и вопрос о правах на свободу передвижения на территории Союзного государства лиц, имеющих вид на жительство одной из Сторон, приведенным Соглашением и законодательством Российской Федерации не урегулирован.
Между тем в силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и пункта «а» части 1 статьи 13 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" вид на жительство является документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина или лица без гражданства, и закрепляющим право на свободный въезд на территорию Российской Федерации и статус лица, постоянно проживающего на её территории, а также предоставляющим право на получение гражданства Российской Федерации по истечении пяти лет со дня его получения.
Аналогичные положения закреплены законами Республики Беларусь по вопросам правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства, а также по вопросам приобретения гражданства в Республике Беларусь.
Вместе с тем международным договором "О создании Союзного государства", заключенным Российской Федерацией и Республикой Беларусь 08.12.1999, Российская Федерация и Республика Беларусь создали Союзное государство, предусматривающее образование единого экономического пространства.
Статьей 7 этого Договора установлено, что Территория Союзного государства состоит из государственных территорий государств - участников. Внешней границей Союзного государства являются границы государств - участников с другими государствами или пространственный предел действия государственных суверенитетов государств - участников.
Статьей 2 Протокола 4 к Конвенции от 4 ноября 1950 г. "О защите прав человека и основных свобод" в свою очередь установлено, что каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства.
Из изложенного можно сделать вывод, что лица, имеющие вид на жительство государства - участника Союзного государства, должны рассматриваться в качестве лиц Союзного государства, на которых распространяется право на свободу передвижения по его территории, установленное Соглашением "Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства".
При таких обстоятельствах действия ФИО2 не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Себежского районного суда Псковской области от 17 марта 2014г. по делу в отношении ФИО2 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу начальника УФМС России по Псковской области в Себежском районе ФИО1- без удовлетворения.
Судья Псковского областного суда (подпись) Р.В. Рубанов