ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-77/2016 от 10.03.2016 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело № 12-77/2016

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

10 марта 2016 г. г. Биробиджан

Судья Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области

Данилова О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ОАО «Биробиджанстрой» на постановление мирового судьи Районного судебного участка Биробиджанского судебного района Еврейской автономной области, и.о. мирового судьи Центрального судебного участка Биробиджанского судебного района Еврейской автономной области ФИО5 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества «Биробиджанстрой», ИНН <***>, КПП 790101001, ОГРН <***>, место расположение: <...>,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи Районного судебного участка Биробиджанского судебного района Еврейской автономной области, и.о. мирового судьи Центрального судебного участка Биробиджанского судебного района Еврейской автономной области от 26.01.2016 ОАО «Биробиджанстрой» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа 50 000 рублей.

Правонарушение выразилось в следующем.

28.12.2015 в 17.30 ч. в результате осуществления государственного надзора над выполнением мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, за выполнением требований норм и правил в области гражданской обороны было установлено, что юридическое лицо ОАО «Биробиджанстрой», расположенное по ул. Комсомольская, д. 1 в г. Биробиджан не выполняет мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а именно:

- руководитель ОАО «Биробиджанстрой» не прошел обязательную подготовку в области гражданской обороны как руководитель организации отнесенной к категории по гражданской обороне;

- ОАО «Биробиджанстрой» не в полном объеме выполняются мероприятия по созданию и оснащению нештатного формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне. Во время проверки не предоставлен (отсутствует) нормативный документ, определяющий нормы оснащения нештатного формирования запасами материально-техническими, продовольственными, медицинскими и иными средствами в целях гражданской обороны;

- план гражданской обороны ОАО «Биробиджанстрой» разработан с нарушениями. В подразделе «Организация основных видов обеспечения мероприятий ГО» раздела «Выполнение мероприятий при планомерном приведении в готовность гражданской обороны», не указан порядок организации основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне. К плану гражданской обороны ОАО «Биробиджанстрой» отсутствует приложение «План мероприятий по защите работников и организации АСНДР»;

- в ОАО «Биробиджанстрой» председатель эвакуационной комиссии, назначенный приказом генерального директора от 01 декабря 2015 года «О создании эвакуационной комиссии» не прошел соответствующее обучение;

- в ОАО «Биробиджанстрой» отсутствует освобожденный работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны;

- в целях решения задач в области гражданской обороны в ОАО «Биробиджанстрой» не планируются и не осуществляются основные мероприятия по световой и другим видам маскировки. А также не определен перечень зданий и сооружений, подлежащих маскировке, не разработан план осуществления комплексной маскировки ОАО «Биробиджанстрой», являющейся вероятной целью при использовании современных средств поражения, не созданы запасы материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке, не проведены инженерно-технические мероприятия по уменьшению демаскирующих признаков ОАО «Биробиджанстрой», отнесенной в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.

В своей жалобе на указанное постановление мирового судьи ОАО «Биробиджанстрой» указало, что на момент проведения проверки ОАО «Биробиджанстрой» не отвечал критериям отнесения организации к категориям по гражданской обороне, которые указаны в Постановлении Правительства РФ от 19.09.1998 № 1115 «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне». Также в обжалуемом постановлении имеется ссылка на абз. 5 п. 1 ст. 9 ФЗ от 12.02.1998 № 28 «О гражданской обороне», который утратил силу. Нарушение, касающееся разработки плана гражданской обороны (в подразделе «Организация основных видов обеспечения мероприятий ГО» раздела «Выполнение мероприятий при планомерном приведении в готовность гражданской обороны», не указан порядок организации основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне; к плану гражданской обороны ОАО «Биробиджанстрой» отсутствует приложение «План мероприятий по защите работников и организации АСНДР») носит формальный характер, поскольку План гражданской обороны, его вид, форма и содержание разрабатывается на предприятии, а не установленными нормативными актами. Председатель эвакуационной комиссии не прошел соответствующее обучение, в связи с тем, что заявка на обучение в УМЦ ГОЧС и ПБ ЕАО была подана, однако обучение соответствующих сотрудников организации было перенесено на 2016 г. в связи с наличием утвержденного плана обучения на 2015 г. Кроме того, протокол об административном правонарушении составлен в присутствие ФИО1, который не является законным представителем ОАО «Биробиджанстрой», выданная ему доверенность не наделяет его такими полномочиями. Просит постановление мирового судьи отменить.

В судебном заседании представитель ОАО «Биробиджанстрой» ФИО6, действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал. Просил обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия в действиях ОАО «Биробиджанстрой» состава административного правонарушения.

Суд, заслушав доводы представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1.6 п. 1 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении указанного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера представляет собой гражданскую оборону.

В соответствие со ст. 9 Федерального закона «О гражданской обороне» организации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям гражданской обороне, создают и поддерживают в готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Как следует из материалов дела, в период с 14 по 28 декабря 2015 г. на основании распоряжения заместителя начальника Главного управления – начальника УНД и ПР ГУ МЧС России по ЕАО ФИО2 от 04.10.2015 в отношении ОАО «Биробиджанстрой» проведена плановая документарная проверка по соблюдению обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами в области гражданской обороны.

В ходе проведения проверки начальником отделения государственного надзора в области ГО, защиты населения и территории от ЧС УНД и ПР Главного управления МЧС России по ЕАО ФИО3 выявлены нарушения, допущенные ОАО «Биробиджанстрой» в области гражданской обороны:

- руководитель ОАО «Биробиджанстрой» не прошел обязательную подготовку в области гражданской обороны как руководитель организации отнесенной к категории по гражданской обороне;

- в ОАО «Биробиджанстрой» не в полном объеме выполняются мероприятия по созданию и оснащению нештатного формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, во время проверки не предоставлен (отсутствует) нормативный документ, определяющий нормы оснащения нештатного формирования запасами материально-техническими, продовольственными, медицинскими и иными средствами в целях гражданской обороны;

- план гражданской обороны разработан с нарушениями, в подразделе «Организация основных видов обеспечения мероприятий ГО» раздела «Выполнение мероприятий при планомерном приведении в готовность гражданской обороны», не указан порядок организации основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне, к плану гражданской обороны ОАО «Биробиджанстрой» отсутствует приложение «План мероприятий по защите работников и организации АСНДР»;

- председатель эвакуационной комиссии, назначенный приказом генерального директора от 01.12.2015 «О создании эвакуационной комиссии» не прошел обучение;

- отсутствует освобожденный работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны;

- в целях решения задач в области гражданской обороны в ОАО «Биробиджанстрой» не планируются и не осуществляются основные мероприятия по световой и другим видам маскировки, не определен перечень зданий и сооружений, подлежащих маскировке, не разработан план осуществления комплексной маскировки ОАО «Биробиджанстрой», являющейся вероятной целью при использовании современных средств поражения, не созданы запасы материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке, не проведены инженерно-технические мероприятия по уменьшению демаскирующих признаков ОАО «Биробиджанстрой», отнесенной в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны.

Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841 утверждено Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны.

Согласно пп. «б» п. 3 указанного Положения обучению подлежат: должностные лица гражданской обороны, руководители и работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной.

В соответствие с п. 4 данного Положения обучение населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны с использованием форм согласно приложению. Обучение является обязательным и проводится в образовательных учреждениях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Повышение квалификации руководителей организаций, должностных лиц и работников гражданской обороны проводится не реже 1 раза в 5 лет. Для данной категории лиц, впервые назначенных на должность, переподготовка или повышение квалификации в области гражданской обороны в течение первого года работы являются обязательными.

С учетом изложенного, работники организации, а также должностные лица гражданской обороны обязаны проходить переподготовку или повышение квалификации, в соответствии с вышеуказанными требованиями действующего законодательства.

Факт того, что на момент проведения проверки руководитель ОАО «Биробиджанстрой» не прошел обязательную подготовку в области гражданской обороны нашел свое подтверждение в судебном заседании, и представителем ОАО «Биробиджанстрой» не оспаривается.

На основании п. 9 Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденного приказом МЧС России от 18.12.2014 № 701, организации создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.

Пунктом 13 этого же типового порядка, предусмотрено, что накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения НФГО, а также материально-техническое обеспечение мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению НФГО осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О гражданской обороне», постановлениями Правительства РФ от 10.11.1996 № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 27.04.2000 № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств».

Из материалов дела установлено, что в ОАО «Биробиджанстрой» отсутствует нормативный документ, определяющий нормы оснащения нештатного формирования запасами материально-техническими, продовольственными, медицинскими и иными средствами в целях гражданской обороны.

В соответствие с абз. 3 п. 5 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 ведение гражданской обороны в организациях осуществляется на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Согласно п. 5.2, 5.3, 5.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в ЕАО, утвержденного постановлением губернатора ЕАО от 01.11.2008 № 199 ведение гражданской обороны на территории ЕАО заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и осуществляется на основании плана гражданской обороны и защиты населения ЕАО, планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований и планов гражданской обороны организаций.

Разработка, согласование и утверждение планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) осуществляются в порядке, определенном МЧС России.

Согласно п. 2 Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения, утвержденным приказом МЧС России от 16.02.2012 № 70, планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) (далее – Порядок) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению в готовность гражданской обороны при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Судом установлено, что план гражданской обороны и защиты населения ОАО «Биробиджанстрой» разработан с нарушениями.

Так, в нарушение требований указанного Порядка в подразделе «Организация основных видов обеспечения мероприятий ГО» раздела «Выполнение мероприятий при планомерном приведении в готовность гражданской обороны», не указан порядок организации основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне, к плану гражданской обороны ОАО «Биробиджанстрой» отсутствует приложение «План мероприятий по защите работников и организации АСНДР».

В соответствие с пп. «г» п.5 Постановления Правительства РФ от 02.11.2000 № 841, организации разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных соответственно Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, рабочие программы обучения личного состава формирований и служб организаций, а также рабочие программы обучения работников организаций в области гражданской обороны; осуществляют обучение личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны, а также создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу.

Факт того, что председатель эвакуационной комиссии, назначенный приказом генерального директора от 01.12.2015 «О создании эвакуационной комиссии» не прошел необходимое обучение, также нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

В соответствии с пп. «а» п. 4 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 № 782, количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, следующим образом: с количеством работников до 500 человек - 1 освобожденный работник.

Как следует из материалов дела, на момент проверки 28.12.2015 выявлено, что в ОАО «Биробиджанстрой» освобожденный работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, отсутствует.

Согласно п. 11 Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 и пп. 16.5 п. 16 Приказа МЧС РФ от 14.11.2008 № 687 организации в целях решения задач в области гражданской обороны определяют перечень объектов, подлежащих маскировке; разрабатывают планы осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасы материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по осуществлению световой и других видов маскировки; проводят инженерно-технические мероприятия по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.

Проверкой установлено, и в судебном заседании это обстоятельство подтверждено, что в ОАО «Биробиджанстрой» не проводит мероприятия по световой и другим видам маскировки.

Судом дана оценка доводам жалобы о том, что ОАО «Биробиджанстрой» фактически не отвечает критериям отнесения организации к категориям по гражданской обороне, и данные доводы суд считает не обоснованными.

Так, материалами дела установлено, что ОАО «Биробиджанстрой» имеется в Перечне организаций ЕАО, отнесенных к категории по гражданской обороне, согласованном 13.05.2013 главным военным экспертом МЧС России и утвержденном 27.06.2016 губернатором ЕАО.

Суд соглашается с доводами жалобы о том, что протокол об административном правонарушении от 18.12.2015 был составлен в присутствие ФИО1, не уполномоченного надлежащим образом на представление интересов ОАО «Биробиджанстрой» при составлении такого рода протоколов.

Так, согласно доверенности от 14.11.2015, ОАО Биробиджанстрой» в лице генерального директора ФИО4 доверяет ФИО1 представлять интересы юридического лица в отделении государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по ЕАО. Однако, данная доверенность не наделает ФИО1 правом участия при составлении протокола об административном правонарушении.

В тоже время, в материалах дела имеется уведомление о вызове законного представителя юридического лица – генерального директора ОАО «Биробиджанстрой» на 30.12.2015 в 15.00 ч. для составления протокола об административном правонарушении, полученное юридическим лицом 28.12.2015 (вх. ).

При таких обстоятельствах должностное лицо ГУ МЧС России по ЕАО мог составить протокол об административном правонарушении, поскольку положения п. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ предусматривают право составления протокола об административном правонарушении в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен о месте и времени составления протокола в установленном порядке.

Таким образом, в судебном заседании было установлено, что юридическим лицом - ОАО «Биробиджанстрой» было допущено невыполнение мероприятий в области гражданской обороны, им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований, предусмотренных законодательством в области гражданской обороны.

Данное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность ОАО «Биробиджанстрой» отсутствуют.

Таким образом, суд приходит к выводу, что постановление мирового судьи, оспариваемое ОАО «Биробиджанстрой», принято с соблюдением процессуальных требований, установленных КоАП РФ, нарушений, являющихся основанием для отмены или изменения постановления, в том числе, и тех, на которые имеются ссылки в жалобе, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи Районного судебного участка Биробиджанского судебного района Еврейской автономной области, и.о. мирового судьи Центрального судебного участка Биробиджанского судебного района Еврейской автономной области ФИО5. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества «Биробиджанстрой» оставить без изменения, жалобу ОАО «Биробиджанстрой» - без удовлетворения.

Судья О.П. Данилова