ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-77/2021 от 06.07.2021 Хасанского районного суда (Приморский край)

Дело № 12-77/2021

Р Е Ш Е Н И Е

06 июля 2021 года пгт. Славянка

Судья Хасанского районного суда Приморского края Синенко И.С., рассмотрев жалобу ЗАО «Востокбункер» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 27 апреля 2021 года № 15-089/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 27 апреля 2021 года № 15-089/2021 ЗАО «Востокбункер» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, представителем юридического лица ФИО1 подана жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене обжалуемого постановления, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании представитель ЗАО «Востокбункер» ФИО2 настаивала на удовлетворении жалобы в полном объеме, предоставив дополнительные письменные пояснения, в которых указала, что в действиях юридического лица отсутствуют признаки события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ. Полагает, что отсутствие утвержденного плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее План РЛН) свидетельствует о невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ. Кроме того защитник, в случае отказа в удовлетворении жалобы просила снизить на основании ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ размер назначенного административного штрафа.

Представитель Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, просил рассмотреть жалобу в свое отсутствие.

Выслушав представителя юридического лица, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объективной стороной правонарушения является нарушение законодательно установленной обязанности по охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.

Согласно ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 56 Водного кодекса РФ меры по предотвращению загрязнения водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций и по ликвидации их последствий определяются законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 16.1 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" транспортировка и хранение нефти и нефтепродуктов, осуществление деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), во внутренних морских водах и в территориальном море допускаются только при наличии плана, который утвержден в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и в соответствии с которым планируются и осуществляются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде.

Согласно части 2.1 статьи 16.1 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежайшей зоне Российской Федерации» (введена Федеральным законом от 18.07.2017 N 177-ФЗ) план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), утверждается эксплуатирующей организацией после проведения тренировочных учений в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и получения положительного заключения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о проведении тренировочных учений, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 № 1289 «Об утверждении Правил выдачи положительного заключения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о проведении тренировочных учений» утверждены правила выдачи положительного заключения тренировочных учений.

В соответствии с пунктами 1-3 вышеуказанных Правил, настоящие Правила устанавливают порядок выдачи положительного заключения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о проведении тренировочных учений (далее - заключение). Заключение выдается Федеральным агентством морского и речного транспорта. Заключение выдается организации, которой проведены тренировочные учения, предусмотренные частью 2.1 статьи 16.1 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее соответственно - организация, тренировочные учения), при условии, что результаты тренировочных учений в соответствии с установленным Министерством транспорта Российской Федерации порядком проведения тренировочных учений признаны удовлетворительными. Заключение выдается в течение 10 рабочих дней со дня окончания тренировочных учений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 № 2366 «Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации» утверждены требования к содержанию Плана ЛРН и порядок проведения комплексных учений.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 24.02.2021 основными видами деятельности ЗАО «Востокбункер» являются, в том числе хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки, оптовая торговля твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 26.02.2021 № 15-089/2021, ЗАО «Востокбункер» осуществляет хозяйственную деятельность по перевалке нефти и нефтепродуктов и бункеровки судов во внутренних морских водах в морском порту Владивосток, в отсутствии утвержденного плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Помимо протокола об административном правонарушении вина юридического лица подтверждается информацией капитана морского порта Посьет от 05.02.2021 № 1-4/33 об осуществлении ЗАО «Востокбункер» деятельности в отсутствии сведений по вводу в действие плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Согласно п. 6. ст. 5 Федерального закона РФ от 13.07.2020 N 207-ФЗ "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе должны быть утверждены до 1 января 2024 года на основании соответственно статьи 22.2 Федерального закона от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), статьи 16.1 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона).

Как следует из п. 5 ст. 5 данного закона, с 1 января 2021 года и до дня утверждения планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии со статьей 22.2 Федерального закона от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) или статьей 16.1 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в сроки, установленные частью 6 настоящей статьи, допускается утверждение таких планов в порядке, предусмотренном статьей 22.2 Федерального закона от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) или статьей 16.1 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона). Указанные планы действуют до дня утверждения планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии со статьей 22.2 Федерального закона от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) или статьей 16.1 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в сроки, установленные частью 6 настоящей статьи.

В соответствии с п. 4. ст. 5 вышеуказанного закона, планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе действуют до дня истечения срока действия указанных планов или до дня утверждения планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на основании соответственно статьи 22.2 Федерального закона от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), статьи 16.1 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона).

Как следует из представленного в ходе судебного заседания акта проверки ЗАО «Востокбункер» от 09.03.2017, проведенной Дальневосточным управлением государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта у ЗАО «Востокбункре» установлено наличие плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденного 05.12.2016 генеральным директором.

Однако надлежащим образом заверенная копия указанного плана с указанием срока его действия, в материалы дела не представлена.

Согласно данному акту, в соответствии с ранее действовавшим Постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 N 1189 "Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (вместе с "Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации") уведомления об утверждении плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов направлены в государственные органы, перечисленные в пункте 4 Правил N 1189.

В тоже время в материалах дела отсутствуют доказательства наличия плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденного после проведения ЗАО «Востокбункер» тренировочных учений в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и получения положительного заключения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о проведении тренировочных учений, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, суд приходит к выводу, что совокупность доказательств является достаточной для вывода о виновности юридического лица в нарушении части 2.1 статьи 16.1 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежайшей зоне Российской Федерации» и соответственно вывода о наличии в действиях ЗАО «Востокбункер» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.

При этом, состав правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ носит формальный характер, то есть применение ответственности за его совершение не ставится в зависимость от наступления вредных последствий, причинения ущерба.

Доводы представителей юридического лица, изложенные в жалобе и дополнительных пояснениях, не являются основанием для освобождения ЗАО «Востокбункер» от административной ответственности за совершенное правонарушение.

Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Наказание в виде административного штрафа определено в пределах санкции ч. 3 ст. 8.13 КоАП РФ в минимальном размере.

Оснований для снижения назначенного юридическому лицу наказания в виде административного штрафа в соответствии со п. 3.2. ст. 4.1 КоАП РФ не имеется, поскольку юридическим лицом не представлено суду доказательств наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения, его последствиями, а равно с его тяжелым имущественным и финансовым положением.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 27 апреля 2021 года № 15-089/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Хасанский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья И.С. Синенко