УИД: 68RS0001-01-2021-002439-33
Дело № 12-77/2021
РЕШЕНИЕ
08 июня 2021 года г.Тамбов
Судья Советского районного суда г.Тамбова Морозов А.В., единолично, рассмотрев жалобу должностного лица ООО «Стройсервис» - генерального директора Микадзе на постановление от 30 марта 2021 года и.о. начальника ИФНС России по г.Тамбову об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением от 30 марта 2021 года и.о. начальника ИФНС России по г.Тамбову должностное лица ООО «Стройсервис» - генеральный директор Микадзе признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ и ему назначено административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Микадзе обратился в суд с жалобой, в которой указал, что при его вынесении должностное лицо не учел всех обстоятельств дела, смягчающие его вину, к которым относятся первичное его совершение и малозначительность, а также возможность применения наказания в виде предупреждения.
В судебное заседание Микадзе не явился, в своём письменном заявлении просил дело рассмотреть без его участия.
Представитель ИФНС России по г.Тамбова по доверенности 4 в суде письменные возражения относительно жалобы поддержала и просила оставить обжалуемое постановление без изменения.
Выслушав представителя ИФНС России по г.Тамбову, изучив письменные материалы административного дела, судья приходит к следующему выводу.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами адрес, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами адрес, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, что влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Порядок валютного регулирования и валютного контроля установлен Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», в силу п.5, п. 6 ч.1, пп. «а» п.9 ч.1, ч.1 ст.9 которого, под резидентами понимаются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; к валютной операции относится приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа; при этом под валютными ценностями понимается иностранная валюта и внешние ценные бумаги; валютные операции между резидентами запрещены, за исключением перечисленных в названной статье случаев.
Статьей 12 того же Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев зачисления денежных средств на счета (вклады) резидентов, открытые в банках за пределами Российской Федерации.
Операция по зачислению денежных средств, поступивших от нерезидента в счет оплаты за оказанные ему услуги, не входит в перечень разрешенных операций по зачислению средств на счета резидентов в банках, расположенных за пределами адрес.
Денежные средства, зачисление которых на счета в зарубежных банках не предусмотрено указанным Федеральным законом № 173-ФЗ, должны быть зачислены на счета резидентов в уполномоченных банках Российской Федерации.
Исходя из положений части 2 статьи 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
В соответствии со статьей 25 вышеназванного Федерального закона № 173-ФЗ, резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов рассматриваемого дела и установлено в судебном заседании, в период времени с 17.05.2019 по 26.12.2019 ООО «Стройсервис» заключены договора для выполнения работ с иностранными гражданами не имеющими вид на жительство: договора подряда с - 5, 12, 6, 13, 14, 15, 7, 8, 16, 17; трудовые договора с - 9, 10, 11
Согласно представленным расходным кассовым ордерам и платежным ведомостям, данные иностранные граждане в 2019 году получили заработную плату наличными денежными средствами из кассы предприятия в общей сумме 197560,82 руб.
Исходя из положений Федерального закона № 173-ФЗ выплата работодателем, являющимся валютным резидентом, заработной платы иностранному лицу свидетельствует о совершении валютной операции.
Под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в том числе валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, генеральным директором ООО «Стройсервис» в нарушение части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ в мае-декабре 2019 г. произведена выплата физическим лицам - нерезидентам РФ заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках в общей сумме 197 560,82 руб., совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Факт совершения должностным лицом - генеральным директором ООО «Стройсервис» Микадзе указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются, протоколом об административном правонарушении от 17.03.2021 г., в котором подробно приведено событие административного правонарушения, при этом, права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, протокол составлен в присутствии заявителя, которому права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ, разъяснены, с протоколом он ознакомлен, копия протокола для сведения ему вручена на руки, о чем имеются его собственноручные подписи, все существенные данные, прямо перечисленные в ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол содержит, а также актом проверки соблюдения валютного законодательства от 02.03.2021, справкой о проведенной проверке соблюдения валютного законодательства от 08.02.2021, копиями трудовых договоров и договоров подряда, расходными кассовыми ордерами и платежными ведомостями на выплату заработной платы, ответом от 13.03.2020 на запрос ИФНС России по г.Тамбову от 28.02.2020, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Данные доказательства оформлены сотрудниками ИФНС России по г.Тамбову в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены статьей 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ образуют действия по выдаче заработной платы иностранным гражданам, нерезидентам РФ, наличными денежными средствами из кассы предприятия, минуя счета в уполномоченных банках Российской Федерации.
По смыслу статьи 2.4 КоАП РФ и примечания к данной норме, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Постановление от 30 марта 2021 года, которым Микадзе признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию, вынесено уполномоченным на то должным лицом - и.о. начальника ИФНС России по г.Тамбову, содержит подробное описание события правонарушения, вынесено в пределах установленного части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ, а также разъяснений, содержащихся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Поскольку малозначительность правонарушения имеет место быть при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, тогда как в данном случае нарушение валютных операций посягает на установленный и охраняемый государством порядок в сфере валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, и соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере, за нарушение валютных операций законодателем установлена не только административная ответственность, продолжительный срок давности привлечения к административной ответственности, повышенный размер административных штрафов и возможность проведения административных расследований, но и уголовная ответственность, что указывает на высокую степень общественной опасности правонарушений в сфере валютного законодательства, административные правонарушения, предусмотренные статьей 15.25 КоАП РФ, не могут являться малозначительными.
Наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств, в качестве которых в жалобе указано совершение правонарушения впервые, не могут повлиять на квалификацию действий должностного лица по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и явиться основанием к освобождению от административной ответственности, так как действующее валютное законодательство Российской Федерации не содержит положений, освобождающих от ответственности по данному обстоятельству.
При рассмотрении настоящего дела на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, в порядке требований статьи 26.1 КоАП РФ, установлены наличие события административного правонарушения, виновное лицо, и виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, выводы, изложенные в обжалуемых актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода должностного лица административного органа о наличии события административного правонарушения и доказанности вины заявителя в его совершении.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ; при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
С учетом положений пп. 3.2 - 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не сумма прописью. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса.
Вместе с тем, исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа,, в данном случае не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, либо его замена на предупреждение, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, данных о личности виновного, степени общественной опасности, характера совершенного противоправного деяния, посягающего на интересы государства в области реализации единой государственной валютной политики, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями, является минимальным.
Других доводов, которые могли бы послужить основанием к отмене постановления должностного лица в жалобе не содержится.
При рассмотрении дела нарушений КоАП РФ, влекущих отмену принятого постановления, допущено не было, дело рассмотрено всесторонне, полно и объективно, выводы должностного лица ИФНС России надлежащим образом мотивированы и основаны на имеющихся в деле доказательствах.
Нарушений процессуальных норм, которые могли бы повлечь отмену постановления, сроков привлечения к административной ответственности, не допущено. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, на момент привлечения лица к административной ответственности не имелось.
С учетом вышеизложенного, судья приходит к выводу о том, что оснований для отмены постановления и.о.начальника ИФНС России по г.Тамбову от 30 марта 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица ООО «Стройсервис» - генерального директора Микадзе не имеется, поскольку при рассмотрении жалобы не установлено нарушения порядка привлечения к административной ответственности и назначения наказания, факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ также нашел своё подтверждение в ходе разбирательства дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛ:
Постановление исполняющего обязанности начальника ИФНС России по г.Тамбову от 30 марта 2021 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в отношении должностного лица ООО «Стройсервис» - генерального директора Микадзе оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано Тамбовский областной суд через Советский районный суд г.Тамбова в течение 10 суток.
Судья А.В. Морозов