Дело №12-77/2021
УИД 55RS0001-01-2021-001237-84
РЕШЕНИЕ
Судья Кировского районного суда г. Омска Валиулин Р.Р., при секретаре Бологане М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 09 апреля 2021 года в <адрес>, каб. 407 жалобу защитника Администрации <адрес>ФИО5 на постановление № 2/21/55007-АД, вынесенное 26.01.2021 года заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области в отношении Администрации города Омска за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением от 26.01.2021 г. Администрация г. Омска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Защитник Администрации <адрес>ФИО5 обратилась с жалобой в районный суд, указав, что должностным лицом не была дана оценка принимаемым Администрацией <адрес> мерам, направленным на исполнение решения суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу 2-170/2015. Для исполнения решения суда необходимо длительное время и финансовые ресурсы, вместе с тем Администрация <адрес> принимает все меры к исполнению решения суда. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании ФИО5 доводы жалобы поддержала.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по ФИО1<адрес>ФИО6 против доводов жалобы возражала, по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно положениям ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как следует из обжалуемого постановления Администрация г. Омска не исполнила в установленный судебным приставом-исполнителем срок -до 18.12.2020 года требования неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе ФС № 005965627 от 22.04.2015 г., выданном Центральным районным судом г. Омска
В силу части 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного указанной нормой, является установленный законом порядок принудительного исполнения требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительных документах после взыскания исполнительского сбора.
Объективная сторона правонарушения состоит в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора.
Субъектами правонарушения являются должники по исполнительным производствам, возбужденным на основании исполнительных документов, содержащих требования неимущественного характера.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий, определены нормами Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (статья 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах»).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель в том числе принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
В статье 113 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Между тем, в соответствии с ч. 3 ст. 26.1 КоАП РФ выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из смысла положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, государственные органы, доказывая вину юридического лица, должны установить совокупность двух фактов:
- у лица имелась возможность для соблюдения правовых норм, охраняемых законом;
- данным лицом не были приняты все зависящие от него меры для соблюдения указанных норм.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено обязать Администрацию <адрес> разработать и согласовать проекты рекультивации земельных участков в Кировском административном округе <адрес> с кадастровыми номерами 55:36:000000:0615, 55:36:1901138:1005. Обязать Администрацию <адрес> провести мероприятия по рекультивации в соответствии с разработанными проектами рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:000000:0615, 55:36:1901138:1005. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
На основании указанного решения 22.04.2015 г. выдан исполнительный лист ФС № 005965627 (л.д.94-96).
ДД.ММ.ГГГГ судебным-приставом исполнителем ФИО7 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, с указанием 5-ти дневного срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе. (л.д. 97).
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом- исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, с установлением нового срока для исполнения требований-до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 98-99).
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом- исполнителем в связи с неисполнением требований исполнительного документа выставлено очередное требование и установлен новый срок исполнения исполнительного документа- до 18.12.2020г.
В установленный срок требование исполнено не было.
Вместе с тем, в ходе судебного заседания установлено и подтверждается материалами дела, что Администрацией <адрес> принимались меры к исполнению требований исполнительного документа.
Так, ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> с ООО «Экотехнологии» было заключено соглашение о сотрудничестве, предметом которого является взаимодействие сторон, направленное на исполнение решения Центрального районного суда <адрес> по делу № об обязании Администрации г. Омска разработать и согласовать проекты рекультивации земельных участков, предоставленных под полигон твердых бытовых отходов, складирование бытовых отходов, со следующими кадастровыми номерами 55:36:000000:0615, 55:36:1901138:1005, провести мероприятия по рекультивации в соответствии с разработанными проектами рекультивации(л.д. 26-29).
В целях исполнения вышеуказанного соглашения ООО «Экотехнологии» был заключен договор подряда на разработку проектно-сметной документации с ООО «АгромПромСервис» (л.д. 30-37). В рамках данного договора исполнителем разработан проект рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:000000:0615 и 55:36:1901138:1005 (л.д. 38-40).
17.08.2016 г. между ООО «Экотехнологии» и ООО «Экспертно-проектный центр» был заключен договор, в рамках которого проведена негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий и проекта «Рекультивация земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:000000:0615, 55:36:1901138:1005 в Кировском административном округе г. Омска, нарушенных при размещении отходов IV-V классов опасности» (л.д. 41-46).
Распоряжением Губернатора Омской области от 20.11.2018 г. № 84-р «О соответствии инвестиционного проекта «Создание системы сортировки твердых коммунальных отходов на территории г. Омска» критерию, установленному Законом Омской области «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов» земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:000000:615 и 55:36:190138:1005 предоставлены ООО «Магнит» (л.д. 47-48).
25.04.2019 г. между Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска и ООО «Магнит» заключены договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:000000:163642 и 55:36:190110:344 (образованные из 55:36:000000615) сроком до 06.12.2023 г. (л.д.49-56).
Также 17.07.2020 г. между Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска и ООО «Магнит» заключены договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:000000:165347 и 55:36:000000:163641 сроком до 06.12.2023 г. (л.д.57-64).
В соответствии с п.п.15 п.3.2 указанных договоров арендатор обязан провести рекультивацию земель, в порядке, установленном Правительством РФ, при наличии оснований, предусмотренных законодательством.
Пунктом 7.4 договоров предусмотрено, что прекращение прав лица, деятельность которого привела к необходимости рекультивации или консервации земельного участка, в том числе в связи с отказом такого лица от прав на земельный участок, не освобождает его от обязанности выполнить мероприятия по рекультивации или консервации участка при наличии оснований, предусмотренных законодательством, и в случае возникновения такой обязанности в соответствии с законодательством.
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:190138:1005 правами третьих лиц не обременен.
Довод об отсутствии у Администрации г. Омска реальной возможности исполнить решение суда ввиду отсутствия необходимого финансирования также находит свое подтверждение.
В соответствии с ч.1 ст. 49 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Согласно ст. 15 Бюджетного Кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Администрацией г. Омска в 2016, 2017, 2018 и 2019 г.г. направлялись бюджетные заявки на ассигнования из бюджета г. Омска на очередной финансовый год с приложением расчетов потребности в бюджетных ассигнованиях на разработку проектно-сметной документации на рекультивацию и рекультивацию свалки ТБО в Кировском АО г. Омска (л.д.67-77).
Департамент городской экономической политики Администрации г. Омска в ответе от 27.02.2019 года по вопросу включения в адресную инвестиционную программу г. Омска затрат на разработку проектной документации и проведение рекультивации земельных участков на территории Ленинского и Кировского административных округов г. Омска, указал на возможность включения данных объектов в адресную инвестиционную программу при условии расторжения договоров аренды, поступления дополнительных доходных источников финансирования программы и предоставления бюджетной заявки от главного распорядителя бюджетных средств (л.д.78).
Из ответа Департамента финансов и контроля Администрации г. Омска от 01.03.2019 года на обращение по вопросу обеспечения за счет средств бюджета г. Омска исполнения решения Центрального районного суда г. Омска об обязании Администрации г. Омска разработать и согласовать проекты рекультивации земельных участков, предоставленных под полигоны твердых бытовых отходов в Ленинском и Кировском административном округе г. Омска, следует, что расходы бюджета не могут превышать доходы бюджета. Учитывая предельный уровень дефицита бюджета, возможность увеличения инвестиционных расходов на выполнение работ по рекультивации объектов в 2017-2019 г. отсутствовала(л.д. 149-150).
Кроме того, решением Ленинского районного суда г. Омска от 10.07.2018 года Администрация г. Омска освобождена от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству, возбужденному на основании исполнительного листа № ФС 005965627 по делу № 2-170/2015, выданного Центральным районным судом г. Омска, в связи с отсутствием вины должника в неисполнении требований исполнительного документа. Решение вступило в законную силу 17.08.2018 (л.д.21-25).
Изложенное выше свидетельствует о том, что Администрация г. Омска не имела объективной возможности исполнить судебное решение, принимала и принимает все зависящие меры к его исполнению, что с учетом положений ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ свидетельствует об отсутствии вины в совершении вмененного правонарушения.
По правилам ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу- прекращению за отсутствием в действиях Администрации г.Омска состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу удовлетворить.
Постановление № 2/21/55007-АД, вынесенное 26.01.2021 года заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области в отношении ФИО8 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кировский районный суд г. Омска в течение 10 суток с момента получения копии решения.
Судья: Р.Р. Валиулин