ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-77/2021 от 16.11.2021 Бобровского районного суда (Воронежская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Бобров

Воронежская область 16 ноября 2021 года

Бобровский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Сухинина А.Ю.,

с участием секретаря судебного заседания Образцовой З.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу Гончарова С.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 в Бобровском судебном районе от 09.09.2021, которым Гончаров С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 в Бобровском судебном районе от 09.09.2021, Гончаров С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей (т.2 л.д. 37-45).

Гончаров С.В. обратился с жалобой на постановление мирового судьи судебного участка № 2 в Бобровском судебном районе от 09.09.2021 в Воронежской области в Бобровский районный суд Воронежской области (том 2 л.д. 51-60).

В жалобе Гончаров С.В. просит постановление отменить и прекратить производство по делу.

Будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания, Гончаров С.В. в судебное заседание не явился, в поступившем от него заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие (том 2 л.д. 97).

Центрально-Черноземное Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, надлежаще извещенное о слушании дела, в судебное заседание своего представителя не направило, в поступивших возражениях просило об оставлении жалобы без удовлетворения, а постановления без изменения и отмены, просило рассмотрение дела отложить на другую дату (том 2 л.д. 120, 169).

Ведущий специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора по Воронежской области государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дробилова Е.А., надлежаще извещенная о слушании дела, в судебное заседание не явилась, об отложении дела не ходатайствовала (том 2 л.д. 94).

Рассмотрев ходатайство Центрально-Черноземного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об отложении судебного заседания, суд считает, что оно не подлежит удовлетворению, так как рассмотрение дела уже откладывалось по ходатайству представителя органа, составившего протокол, ни в одно из заседаний лицо, составившее протокол и представитель органа, ведшего производство по делу об административном правонарушении не явились, что суд расценивает как неуважение суду и злоупотребление правом. Дальнейшее отложение слушания дела повлечет нарушение прав и законных интересов лиц, участвующих в производстве по делу.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть жалобу Гончарова С.В. в его отсутствие и в отсутствие представителей Центрально-Черноземного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Согласно ст. 30.3 КоАП жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска установленного законом срока указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей, правомочным рассматривать жалобу.

Постановление вручено должностному лицу Гончарову С.В. 10.09.2021 (том 2 л.д. 47), жалоба поступила мировому судье судебного участка № 1 в Бобровском судебном районе 17.09.2021, следовательно, срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении не пропущен.

В жалобе на вышеуказанное постановление Гончаров С.В. просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, и приводит в жалобе следующие доводы.

В ООО «Специализированное хозяйство Московское» разработан и введен в действие Технологический регламент на использование свиного навоза, стоков навозных и компостов в качестве органического удобрения от 16.07.2019 г., разработаны и введены в действие Технические условия ТУ 20.15.80-001-940-12564-2019 «Удобрение органическое на основе стоков животноводческих комплексов от 16.07.2019 г.

В подтверждение производства органического удобрения ООО «Специализированное хозяйство Московское» имеет действующие сертификаты соответствия на продукцию:

№ POCCRU.HM43.H00444 № 0211560 (срок действия с 24.05.2018 по 23.05.2021 г.), выданный органом по сертификации продукции обществом с ограниченной ответственностью «ТехИмпорт», о том, что продукция навоз свиной перепревший, твердая и жидкая фракция т.м. ООО «Специализированное хозяйство Московское» ГОСТ Р 53117-2008 серийный выпуск соответствует требованиям нормативных документов ГОСТ Р 53117-2008.

№ POCCRU.HB61.H26111 № 0635306 (срок действия с 25.06.2021 по 24.06.2024 г.), выданный органом по сертификации продукции обществом с ограниченной ответственностью «ЦЕТРИМ», о том, что продукция навоз свиной перепревший, твердая и жидкая фракция серийный выпуск соответствует требованиям нормативных документов ГОСТ Р 53117-2008. Удобрения органические на основе отходов животноводста.

№ POCCRU.AM05.H03621 № 0461840 выданный органом по сертификации продукции обществом с ограниченной ответственностью «Центр Сертификации и экспертизы «Тверьэкс», о том, что продукция удобрения органические на основе стоков животноводческих комплексов, серийный выпуск, соответствует требованиям нормативных документов ТУ 20.15.80-001-94012564-2019.

Предприятие не производит самостоятельный вид деятельности по сбору, транспортировке, утилизации навоза (помета) и получение лицензии по обращению с опасными отходами такому предприятию не требуется.

Проверив в полном объеме материалы дела, доводы, изложенные в жалобе, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 КоАП РФ).

В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья,.. . устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Исходя из ч. 3 ст. 30.6. KoAП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В силу ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в своем Постановлении от 27.01.2003 № 2 (п. 17) разъяснил судам, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений ст. 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу ч. 2 ст. 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).

Как следует из протокола № 175 от 21.06.2021, составленному начальником отдела государственного экологического надзора по Воронежской области старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды по Воронежской области Дробиловой Е.А., на основании ст. 28.2, ст. 28.3 КоАП РФ и ст. 66 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды», в присутствии представителя ООО СХ «Московское» установлено:

- в ходе проведения плановой выездной проверки в период с 04.06.2021 по 23.06.2021 в отношении ОНВОС 20-0136-001640-П, эксплуатируемого ООО «Специализированное хозяйство Московское», юридический адрес: 397700, <адрес>, место фактического осуществления деятельности: <адрес>; <адрес>, западная часть кадастрового квартала <номер>, участки недр, предусмотренные лицензией ВРЖ 00951 ВЭ. 23.06.2021 в 15:00 выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов): осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;

утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

В соответствии с ОКВЭД 01.46 (сведения ЕГРЮЛ) ООО «СХ Московское» занимается выращиванием свиней. Согласно банка данных отходов в результате жизнедеятельности свиней образуется отход навоз свиной, который в ООО «СХ Московское» удаляется из свинарников (14 корпусов) и поступает в лагуну, выполненную из бетонного основания. В лагуне установлен погружной насос, который перекачивает стоки в цех по сепарации навоза, где происходит его обработка путем сепарации на 2х сепараторах и разделению на твердую и жидкую фракцию. Всего на земельном участке с кадастровым номером <номер>, по адресу <адрес>, в западной части кадастрового квартала <номер> расположено 7 лагун (навозохранилище). В соответствии с СП 289.1325800.2017 навозохранилище (пометохранилище) секционного типа (открытое или закрытое): - сооружение из железобетона, обеспечивающее хранение и обеззараживание навоза, помета, навозных и пометных стоков перед внесением их в поле в качестве органических удобрений.

В соответствии с актом ввода оборудования в эксплуатацию № 63 от 07.08.2017 помещении сепараторной расположенной возле лагун установлено оборудование: сепаратор SB -780105 №000704 и сепаратор SB - 780105 №000703.

Согласно руководству по эксплуатации сепаратора серии SB сепаратор служит для разделения перекачиваемых насосом навозных стоков на твердую и жидкую фракции. В состав оборудования входит: корпус сепаратора, приемная камера, силовая установка, сито, шнек, станина, патрубок перелива, патрубок подачи, патрубок слива жидкой фракции, боковые крышки.

Согласно схеме работы сепаратора, когда исходная жидкость поступает в сепаратор, первая часть жидкости (несвязанная вода) отделяется через сито под воздействием силы тяжести. Затем шнек внутри сепаратора перемещает смесь в горизонтальном направлении, при этом постепенно выжимая из нее жидкость.

Согласно разъяснениям Минприроды России от 23.05.2016 вещества (материалы), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий, технологического регламента могут быть реализованы в качествепродукции, для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции.

При этом принимаемые нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательство техническом регулировании.

По мнению Минприроды России, навоз, помет и иные органические вещества и материалы, образующиеся в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являющиеся продуктами жизнедеятельности последних, после их обезвреживания обеззараживания в соответствии с указанными выше санитарными правилами, а такжеорганические удобрения на их основе, могут быть реализованы в качестве продукции при соблюдении ряда условий, а именно:

- при наличии уставной, проектной, технологической и иной документации, позволяющей относить указанные навоз, помет, иные органические вещества и материалы, образующиеся на предприятии в результате хозяйственной и иной деятельности, к продукции;

- при наличии разработанных и утвержденных технических условий на удобрения (или подобные продукты) на основе указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов, которые учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствующие нормам законодательства о техническом регулировании, а также при наличии технологического регламента на такие навоз, помет, органические вещества и материалы;

- при реализации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов сторонним лицам на договорной (в том числе на безвозмездной) основе в соответствии с уставной и иной документацией;

- при отражении в хозяйственном, бухгалтерском учете предприятия операций с указанными навозом, пометом, иными органическими веществами и материалами в качестве операций с продукцией.

Также необходимо иметь в виду, что юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.

ООО «СХ Новомосковское» (так в тексте протокола) получен сертификат РОСС RU.AM 05.Н03621 сроком действия с 16.07.2019 по 15.07.2022 на удобрение органическое на основе стоков животноводческих комплексов. А так же сертификат РОСС RU.MM43.H00444, сроком действия с 24.05.2018 по 23.05.2021 на навоз свиной перепревший, твердая и жидкая фракция т.м. ООО «СХ Московское». Срок действия истек. Разработаны технические условия 20.15.80-001-94012564-2019 на удобрение органическое на основе стоков животноводческих комплексов. Введен в действие 16.07.2019.

Данные технические условия распространяются на удобрения органические на основе животноводческих комплексов, предназначенные для применения в сельскохозяйственном производстве и в личных подсобных хозяйствах в целях повышения плодородия почв, урожайности, качества продукции растениеводства, для благоустройства, озеленения территории.

По физико-химическим, санитарно-гигиеническим показателям органическое удобрение на основе жидкого свиного навоза должно соответствовать нормам (сведения изложены в таблице 1.1. – 1.2), основанных на ГОСТ Р 53117-2008 «Удобрения органические на основе отходов животноводства. Технические условия».

В соответствии с п 1.5.1 продукт отпускается без упаковки в жидком виде. При производстве удобрений каждая партия продукта должна сопровождаться документом о качестве (паспортом качества партии продукции).

Технологический процесс производства согласно регламента включает в себя:

- сбор

-выдержка (обеззараживание)

-выкачка (насосами)

-внесение на поля.

ООО «СХ Московское» отсутствует технический регламент на производство удобрений из отхода стоков навозных при самосплавной системе навозоудаления свиней (код ФККО 11255212323). Технический процесс, указанный в разработанном ТУ не соответствует фактической схеме обработки и утилизации навоза.

Как установлено фактически навозные стоки поступают в одну из лагун откуда насосом подаются в помещение сепараторной, в котором расположены 2 сепаратора для разделения стоков навозных при самосплавной системе навозоудаления свиней (код ФККО 11255212323) (данный вид отходов согласно банка данных отходов образуется при разведении свиней - Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242) на отход: жидкая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления (код ФККО 11255111324) и твердая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления (код ФККО 11255112394). Твердая фракция навоза вывозится на земельный участок и складируется на земельном участке без твердого водонепроницаемого покрытия. При этом при визуальном осмотре площадки накопления установлено наличие твердой фракции навоза, покрытой растительностью, что свидетельствует о неиспользовании данной фракции навоза в качестве органического удобрения и подтверждает факт отсутствия нормативной потребности отнесения навоза к продукции. Кроме того лагуны в ходе осмотра переполнены. Имеются следы перелива навозных стоков за пределы лагуны и из одной лагуны в другую через борта, что приводит к нарушению ТУ (стр. 17) ввиду невозможности выдерживания навозных стоков в лагуне из за поступления в нее новых стоков. При этом в соответствии с п. 3.5 при производстве продукции не должно образовываться технологических отходов, ведущих к загрязнению объектов охраны окружающей среды.

Таким образом, ООО «Специализированное хозяйство Московское» осуществляется обработка отхода 3 класса опасности стоков навозных при самосплавной системе навозоудаления свиней (код ФККО 11255212323) путем его разделения на твердую и жидкую фракцию, с последующей утилизацией жидкой фракции путем получения полезных компонентов - органической составляющей навоза с последующим их извлечением для внесения в поля в качестве органического удобрения.

Нарушены: пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пп.30 п.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

За совершение указанного административного правонарушения предусмотрено привлечение нарушителя к ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ по факту осуществления деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии).

В действиях (бездействиях) должностного лица – заместителя главного инженера по охране труда, пожарной безопасности и экологии ООО «Специализированное хозяйство Московское» Гончарова Сергея Викторовича, содержатся признаки названного административного правонарушения.

Представитель юридического лица – ООО «Специализированное хозяйство Московское» Гончаров С.В. с протоколом ознакомлен, что подтверждается его подписью, с правонарушением не согласен, о чем указано в его объяснении.

Копию протокола вручена представителю юридического лица – ООО «Специализированное хозяйство Московское» Гончарову С.В. в день составления протокола.

Суд проверяя законность протокола по делу об административном правонарушении пришел к выводу, что он соответствует требованиям, предъявляемым к протоколу статьей 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем указаны все необходимые сведения, лицо извещалось о дате и времени составления протокола, протокол составлен в присутствии должностного лица ООО «Специализированное хозяйство «Московское» Гончарова С.В., ему разъяснены права и обязанности при производстве по делу, предоставлена возможность дачи объяснений, протокол вручен ему лично.

В качестве доказательств отсутствия вины в совершении вменяемого ему в вину административного правонарушения Гончаровым представлены суду следующие доказательства:

копия договора от 01.06.2018 о передаче полномочий единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью «Специализированное хозяйство Московское» управляющей организации - Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая коммерческая компания», согласно которому Общество передает, а Управляющая компания принимает и осуществляет закрепленные Уставом общества, иными внутренними документами Общества и действующим законодательством Российской Федерации полномочия единоличного исполнительного органа Общества в порядке и на условиях, оговоренных настоящим договором (том 1 л.д. 147-148);

копия акта от 01.06.2018 приема-передачи документов Общества с ограниченной ответственностью «Специализированное хозяйство Московское» управляющей компании (том 1 л.д. 149);

копия дополнительного соглашения № 2 от 20.05.2020 к договору от 01.06.2018 о передаче полномочий единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью «Специализированное хозяйство Московское» управляющей организации - Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая коммерческая компания», из содержания которого усматривается, что фирменное наименование Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая коммерческая компания» было изменено на Общество с ограниченной ответственностью «РусМит», в связи с чем в договор внесены соответствующие изменения (том 1 л.д. 150);

копия договора аренды земельного участка от 22.04.2013 (том 1 л.д. 161-163);

копия акта приема-передачи от 22.04.2013 (том 1 л.д. 164);

копия согласия администрации Бобровского муниципального района Воронежской области от 29.09.2015 (том 1, л.д. 166);

копия договора от 29.12.2012 о безвозмездной передаче сухого навоза после сепарации ООО «Леоновское» (том 1 л.д. 167);

копия договора подряда № 01/05/07-2021 от 05.07.2021 на выполнение работ по укреплению и поднятию края бетонного основания стенки лагуны, расположенной по адресу: <адрес> (том 1 л.д. 170-171),

скриншот с прогнозом погоды на июнь 2021 года (том 1 л.д. 172-176);

копия сертификата соответствия РОСС RU.HB61.H26111 на навоз перепревший, твердая и жидкая фракция сроком действия с 25.06.2021 по 24.06.2024 (том 1 л.д. 178-180);

технологический регламент на использование свиного навоза, стоков навозных и компостов в качестве органического удобрения, утвержденный директором ООО «Управляющая коммерческая компания» (том 1 л.д. 181-187);

технические условия на удобрение органическое на основе стоков животноводческих комплексов (том 1 л.д. 188-200),

копия протокола испытаний № 001/А-02/04/20-а от 02.04.2020 на Удобрение органическое на основе стоков животноводства, составленного Испытательным центром «ЭкспертЛаб» (том 1 л.д. 227-228);

копия протокола испытаний № 001/В-20/08/20-а от 28.08.2020 на Удобрение органическое на основе стоков животноводства, составленного Испытательным центром «ЭкспертЛаб» (том 1 л.д. 225-226);

копия протокола испытаний № 001/А-06/04/21-а от 06.04.2021 на Удобрение органическое на основе стоков животноводства, составленного Испытательной лабораторией «ПРОКАЧЕСТВО» (том 1 л.д. 223-224);

копия договора аренды земельного участка от 06.06.2019 и копия акта приема-передачи к нему от 22.07.2019 (том 2 л.д. 21-23);

копия договора купли-продажи земельного участка от 20.10.2019 и копия передаточного акта к нему от 29.10.2020 (том 2 л.д. 24, 25);

копия договора купли-продажи земельного участка от 25.09.2020 и копия передаточного акта к нему от 09.10.2020 (том 2 л.д. 26, 27);

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 в Бобровском судебном районе от 09.09.2021, Гончаров С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в подтверждение вины Гончарова С.В. в совершении административного правонарушения представлены и приняты судом первой инстанции следующие доказательства:

протокол № 174 от 21.06.2021 Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, составленный в отношении должностного лица - заместителя главного инженера по охране труда, пожарной безопасности и экологии управляющей организации Общества с ограниченной ответственностью «РусМит» Общества с ограниченной ответственностью «Специализированное хозяйство Московское» Гончарова СВ., уполномоченным должностным лицом, с указанием места, времени совершения и события административного правонарушения, статьи КоАП РФ, и других сведений, необходимых для разрешения дела;

приказ от 31.05.2021 <номер>/п/В о проведении в отношении юридического лица ООО «Специализированное хозяйство Московское» плановой выездной проверки, с учетом приказа <номер>/п/В от 21.06.2021;

копия сертификата соответствия РОСС RU.HM43.H00444 сроком действия с 24.05.2018 по 23.05.2021;

копия сертификата соответствия РОСС RU.AM 05.Н03621 сроком действия с 16.07.2019 по 15.07.2022;

технические условия 20.15.80-001-94012564-2019;

акт ввода оборудования в эксплуатацию № 63 от 07.08.2017 и приложение к нему;

протокол испытаний № 001/J-16/07/19 от 16.07.2019;

приказ об организации природоохранной деятельности от 15.12.2020 № 15/12-2-0Д;

приказ о назначении ответственных лиц за временное накопление и размещение отходов в организации от 15.12.2020 № 15/12-3-ОД;

уведомление о проведении плановой выездной проверки юридического лица ООО «Специализированное хозяйство Московское» и сведения, подтверждающие направление такового на электронную почту общества;

уведомление о времени и месте составления акта проверки от 22.06.2021 № 2003-КА/9863;

акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 17.06.2021 и фототаблица к нему;

руководство 2013 года по эксплуатации сепаратора серии SB Биокомплекс;

приказ <номер> от 09.01.2018 о возложении обязанности директора ООО «УПРАВЛЯЮЩАЯ КОММЕРЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ» на Устюгова Е.Е.;

приказ о переводе Гончарова СВ. на должность заместителя главного инженера по охране труда, пожарной безопасности и экологии ООО «РусМит»;

копия паспорта Гончарова СВ.;

должностная инструкция заместителя главного инженера по охране труда, пожарной безопасности и экологии ООО «РусМит»;

акт проверки № 50 от 23.06.2021;

По инициативе суда приобщены:

выписки из ЕГРЮЛ на ООО «Специализированное хозяйство Московское» и ООО «РусМит»;

- копия договора от 01.06.2018 о передаче полномочий единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью «Специализированное хозяйство Московское» управляющей организации - Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая коммерческая компания», согласно которому Общество передает, а Управляющая компания принимает и осуществляет закрепленные Уставом общества, иными внутренними документами Общества и действующим законодательством Российской Федерации полномочия единоличного исполнительного органа Общества в порядке и на условиях, оговоренных настоящим договором;

копия акта от 01.06.2018 приема-передачи документов Общества с ограниченной ответственностью «Специализированное хозяйство Московское» управляющей компании;

копия дополнительного соглашения № 2 от 20.05.2020 к договору от 01.06.2018 о передаче полномочий единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью «Специализированное хозяйство Московское» управляющей организации - Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая коммерческая компания», из содержания которого усматривается, что фирменное наименование Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая коммерческая компания» было изменено на Общество с ограниченной ответственностью «РусМит», в связи с чем в договор внесены соответствующие изменения (Том 1 л.д. 4-150).

Мировому судье предоставлены: протоколы испытаний № 001/А-02/04/20-а от 02.04.2020, № 001/В-20/08/20-а от 28.08.2020 и № 001/А-06/04/21 от 06.04.2021 на «Удобрение органическое на основе стоков животноводства», составленные Испытательными лабораториями «ЭкспертЛаб» и «ПРОКАЧЕСТВО», копия договора аренды земельного участка от 22.04.2013, копия акта приема-передачи от 22.04.2013, копия согласия администрации Бобровского муниципального района Воронежской области, копия договора от 29.12.2012 о безвозмездной передаче сухого навоза после сепарации ООО «Леоновское», копия договора подряда № 01/05/07-2021 от 05.07.2021 на выполнение работ по укреплению и поднятию края бетонного основания стенки лагуны, расположенной по адресу: <адрес>, скриншот с прогнозом погоды на июнь 2021 года, копия сертификата соответствия РОСС RU.HB61.H26111 на навоз перепревший, твердая и жидкая фракция сроком действия с 25.06.2021 по 24.06.2024, технологический регламент на использование свиного навоза, стоков навозных и компостов в качестве органического удобрения, утвержденный директором ООО «Управляющая коммерческая компания», технические условия на удобрение органическое на основе стоков животноводческих комплексов, договоры купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения от 20.10.2020 с передаточными актами (Том 1 л.д. 161-167, 170-176, 179, 181-199, 222-228, Том 2 л.д. 21-27).

Проанализировав вышеназванные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что в действиях Гончарова С.В. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как сепарируя навоз на твердую и жидкую фракции, относящийся к отходу 3 класса опасности удаляя его из свинарников, общество совершает действия, которые по мнению суда первой инстанции подлежат лицензированию.

С указанными выводами не может согласиться суд апелляционной инстанции.

Проверяя наличие в действиях Гончарова С.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Протоколом об административном правонарушении № 175 от 21.06.2021 должностному лицу ООО «Специализированное хозяйство «Московское» Гончарову С.В. вменено нарушение требований пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», подпункта 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона 04.05.2011№ 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в связи с чем должностное лицо Гончаров С.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из положений статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.

В соответствии с положениями подпункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии Законом об отходах.

обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;

утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;

транспортирование отходов - перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах;

накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

С учетом того, что ООО «Специализированное хозяйство «Московское» использует сепараторы SB -780105 №000704 и SB - 780105 №000703, для разделения перекачиваемых насосом навозных стоков на твердую и жидкую фракции, Росприроднадзор пришел к выводам, с которыми согласился суд первой инстанции, что сепарируя навоз, разделяя его на твердую и жидкую фракции, общество осуществляет его обработку и утилизацию, как отхода 3 класса опасности, а затем осуществляет его обезвреживание.

В обоснование своей позиции, Росприроднадзор ссылается на письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 5 мая 2016 г. № 04-12-27/9376 и приводит в протоколе его первую часть, по неизвестным суду причинам игнорируя его вторую часть, в которой изложены следующие выводы вышестоящего органа: «в случае отнесения навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции и (или) их использования в качестве промежуточных (побочных) продуктов для собственных нужд требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы распространяться не будут.

Аналогичная позиция высказана в разъяснениях Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.05.2016, согласно которым юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе, навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.

Таким образом, в случае отнесения в соответствии с законодательством навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, распространяться не будут.

Указанная позиция подтверждена письмом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11 августа 2016 года № ВА-14-27/8782, в котором разъясняется, что согласно Порядку ведения государственного кадастра отходов, утвержденному приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792, в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18 июля 2014 г. № 445 (далее - ФККО), одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов.

Как установлено судом, навоз от свиней свежий включен в Федеральный классификационный каталог отходов (утв. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов») под кодом 11251001333 как отход III класса опасности (как и в более ранних версиях Каталога).

Исходя из положений ГОСТ Р 53117-2008. «Национальный стандарт Российской Федерации. Удобрения органические на основе отходов животноводства. Технические условия» ООО «Специализированное хозяйство «Московское» не является производителем удобрений в свете указанного нормативного акта, а навоз является побочным продуктом от сельскохозяйственной деятельности по выращиванию свиней.

Согласно п. 3.16. ГОСТ 30772-2001. «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», побочным продуктом признается дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции.

Побочный продукт не является отходом (примечание к п. 3.16).

С учетом того, что основной деятельностью ООО СХ «Московское» является выращивание свиней, суд приходит к выводу, что навоз, образуемый при выращивании свиней, не является отходом, а относится к побочным продуктам.

Следовательно, получение лицензии на навоз, как на побочный продукт ООО «Специализированное хозяйство «Московское» не требуется.

Из смысла статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» следует, что лицензированию подлежит самостоятельный вид деятельности, включающий в себя совокупность действий по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов (деятельность специализированных организаций, занимающихся утилизацией опасных отходов).

ООО «Специализированное хозяйство «Московское» самостоятельного вида деятельности, включающего в себя совокупность действий по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов (деятельность специализированных организаций, занимающихся утилизацией опасных отходов) не ведет.

Таким образом, если предприятие не производит совокупность действий по сбору, транспортировке, утилизации навоза (помета) и, соответственно, прибыли от такой деятельности не получает, получение лицензии по обращению с опасными отходами такому предприятию не требуется.

Аналогичные выводы содержатся в письме Минприроды России от 05.05.2016 № 04-12-27/9376.

Свиной навоз и другие органические вещества и материалы, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, служат сырьем для получения продуктов целевого назначения. Требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 - 4 классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на свиной навоз и органические вещества и материалы, распространяться не будут (ГОСТ Р 113.41.01-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Наилучшие доступные технологии. Интенсивное разведение свиней. Рекомендации по производственному экологическому контролю).

Положениями пункта 2.3.1 Санитарных правил СП 1.2.1170-02 «Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.10.2002 № 36, определено, что навоз и куриный помет, используемые для обогащения почвы азотом и другими элементами питания, должны подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и др.), соответствовать требованиям действующих нормативных документов, не содержать патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, и жизнеспособных яиц гельминтов.

Также, в соответствии с пунктом 5.8 Санитарных правил для животноводческих предприятий, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 31.12.1987 № 4542-87, обеззараживание навоза крупного рогатого скота и свиней биологическим методом следует проводить путем его длительного (в течение 12 месяцев) выдерживания. Срок дегельминтизации полужидкого и жидкого навоза в открытых хранилищах биологическим способом должен составлять для отходов свиноводческих предприятий 12 месяцев.

Вышеуказанные нормы права, равно как и иные, проанализированные судом, не возлагают на ООО «Специализированное хозяйство «Московское» иных обязанностей по обеззараживанию навоза, в случае получения твердой фракции навоза путем ее сепарации.

С учетом того, что действия по хранению навоза свыше 12 месяцев никак не регламентированы законодателем, суждение надзорного органа, принятые судом первой инстанции о том, что навоз после года хранения автоматически становится продукцией, и действия общества по его длительному неиспользованию образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не основаны на законе.

При таких обстоятельствах, фактически осуществляется естественное биологическое обеззараживание навоза на участке временного накопления путем выдерживания.

Как следствие, процессы, происходящие в ходе выдерживания такого отхода, не являются деятельностью по его обезвреживанию в смысле Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления и не подлежат лицензированию.

Выбор хозяйствующим субъектом способа удаления навоза (путем механического сгребания твердых фракций навоза или разбавления навоза водой для упрощения процесса удаления (самосплавная система удаления), а затем его сепарации) не являются действиями по обращению с отходами, а представляют собой действия по удалению побочных продуктов от основного производства.

Изменение вида побочного продукта или его фракции с твердой в жидкую и наоборот не образуют действий по обращению с отходами.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия ООО «Специализированное хозяйство «Московское» как и действия должностного лица, по складированию навоза в кучи и проведению его обеззараживания являются правомерными и не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также не представлено доказательств реализации обществом навоза сторонним лицам на договорной (в том числе, на безвозмездной) основе в соответствии с уставной и иной документацией.

Наличие или отсутствие разработанных и утвержденных технических условий на удобрения (или подобные продукты) на основе указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов, которые учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствующие нормам законодательства о техническом регулировании, технологических регламентов на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, никак не связано с получением (неполучением) лицензии и не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отнесение или неотнесение навоза к продукции, также не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд считает, что отнесение той или иной побочной продукции к продукции, является исключительной прерогативой хозяйствующего субъекта, связанной с дееспособностью юридического лица либо индивидуального предпринимателя.

По мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции неправильно распределил обязанности по доказыванию и возложил доказывание фактов реализации обществом навоза сторонним лицам, ведения обществом смешанного хозяйства, отсутствия у общества потребности в навозе на Гончарова С.В.

В силу ч. 3 ст. 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Следовательно, обязанность по доказыванию вышеназванных фактов, должна была быть возложена на орган, ведший производство по делу.

Однако, доказательств того, что имело место реализация обществом навоза сторонним лицам и ведения обществом смешанного хозяйства, отсутствия потребности в навозе у общества в материалы дела Центрально-Черноземным Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не представлено.

При разрешении настоящего дела необходимо учитывать положения части 4 статьи 1.5 КоАП РФ о том, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, что не было сделано судом первой инстанции.

Центрально-Черноземным Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в протоколе не указано, а судом первой инстанции не установлено, какое из действий, предусмотренных подпунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I - IV классов опасности) образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, одно из них, некоторые из них или все в совокупности.

Проанализировав, исследовав и оценив вышеизложенные доказательства, апелляционная инстанция не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что ООО «Специализированное хозяйство «Московское» производит сбор отходов в том значении, которое содержится в статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Общество не осуществляет сбор отходов в смысле статьи 1 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», то есть прием или поступление отходов от граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов, а также хранение отходов, складирование отходов в специальных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

Общество не осуществляет транспортирование отходов в смысле статьи 1 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», так как в деле отсутствуют доказательства перемещения отходов в виде навоза по территории Российской Федерации каким либо видом транспорта, вне границ земельного участка, принадлежащего обществу на каком либо праве.

Общество не осуществляет обработку отходов (предварительную подготовку отходов к дальнейшей утилизации) в смысле статьи 1 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в том числе их сортировку, разборку, очистку.

Общество не осуществляет утилизацию отходов в смысле статьи 1 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», так как не использует навоз для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Какой либо новый товар (продукция) из навоза не получается, он остается навозом, повторное применение навоза как отхода общество по прямому назначению не производит.

Из сведений, которые являются открытыми и общеизвестными, следует, что навоз можно применить один раз, потом он перепревает и утрачивает свои полезные свойства. Его повторное применение невозможно.

Не производит общество и возврат навоза в производственный цикл после соответствующей подготовки (не кормит им свиней, не использует его в своей основной (свиноводстве) или иной деятельности).

Общество не извлекает из навоза полезные компоненты. Разделение навоза на твердую и жидкую фракции, не может быть признано таковым судом апелляционной инстанции, так как ни жидкая, ни твердая фракция не перестают быть навозом в зависимости от количества влаги, находящейся в нем.

Общество не осуществляет обезвреживание отходов в смысле статьи 1 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», так как безвредным навоз после сепарации не становится, класс опасности его не меняется.

Доказательств обратного Центрально-Черноземным Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в протоколе не приведено, а судом первой инстанции не установлено.

Общество не размещает отходы для их хранения (складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения) и захоронения (изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду).

Временное размещение навоза на открытой площадке, представляет его выдерживание с целью дегельментации и выполнения требований, нормативно-правовых актов (ГОСТ Р 113.41.01-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Наилучшие доступные технологии. Интенсивное разведение свиней. Рекомендации по производственному экологическому контролю, пункт 2.3.1 Санитарных правил СП 1.2.1170-02 «Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов», пункт 5.8 Санитарных правил для животноводческих предприятий, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 31.12.1987 № 4542-87).

Суд первой инстанции, пришел к правильным выводам, что ГОСТЫ, СНиПы, являются подзаконными актами и не могут противоречить закону, а письма министерств и ведомств, не являются нормативно-правовыми актами и не имеют для граждан, должностных лиц, юридических лиц и суда обязательной силы.

Вместе с тем, суд первой инстанции, применяя способы толкования права, применил только один из них - буквального толкования права, т.е. способа буквального уяснения правовой нормы и не принял во внимание и не применил функциональный способ толкования (факторы и условия в которых реализуется норма права) и систематический (уяснение смысла правовой нормы путем ее сравнения с другими нормами, выявление ее связей в общей системе правового регулирования).

Суд апелляционной инстанции, считает необходимым отметить, что к производителю животноводческой продукции, у которых навоз является побочным продуктом, не могут применяться одни и те же подходы, которые используются для регулирования деятельности профессиональных участников правоотношений по обращению с отходами.

В отсутствие каких либо объективных оснований судом первой инстанции не принято во внимание легальное толкование норм права, органами, уполномоченными нормативно-правовыми актами давать такие разъяснения (Росприроднадзор и Минсельхоз).

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что разделение навоза на твердую и жидкую фракции, проведение дегильминтации навоза и получение (неполучение) из него удобрения, используемого (неиспользуемого) в последующем для собственных нужд, не нарушают требования пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и подпункта 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и не образуют объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом вышеизложенного, в действиях Гончарова С.В. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные выводы суда согласуются с позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 31.07.2017 № 309-АД17-9334 и от 18.09.2019 № 307-ЭС19-15203

На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 в Бобровском судебном районе от 09.09.2021, которым Гончаров С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Гончарова Сергея Викторовича прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Копию постановления направить Центрально-Черноземному межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Гончарову С.В.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.Ю. Сухинин

1версия для печатиДело № 12-77/2021 (Решение)