Дело №12-77/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г. Выкса 04 мая 2022 года
Судья Выксунского городского суда Нижегородской области Корокозов Д.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Акционерного общества «Выксунский металлургический завод», ………………………... по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л :
Постановлением начальника отдела правового надзора №2 Государственной инспекции труда в Нижегородской области №2-475-8-22 от 04.03.2022 Акционерное общество "Выксунский металлургический завод" (далее АО ВМЗ) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей. Основаниями привлечения к административной ответственности указано, что из решения Выксунского городского суда Нижегородской области от 19.11.2021 по делу №2-1261/2021 было установлено, что распоряжением начальника цеха по ремонту дивизиона труб большого диаметра АО ВМЗ №…… от …. работник ФИО1 привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Решением суда данное распоряжение признано незаконным и отменено. В действиях работодателя усмотрено нарушение ст.192 ТК РФ, за что АО ВМЗ несет ответственность в соответствии со ст.419 ТК РФ.
АО ВМЗ обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить и производство по делу прекратить, поскольку судом был рассмотрен индивидуальный трудовой спор, в постановлении не указано какие нормы трудового законодательства были нарушены работодателем при применении дисциплинарного взыскания к работнику ФИО1.
Защитник привлекаемого к ответственности юридического лица ФИО2 (по доверенности) доводы жалобы подтвердила.
Вынесшее постановление должностное лицо - начальник отдела правового надзора №2 Государственной инспекции труда в Нижегородской области и потерпевший ФИО1 участия в рассмотрении жалобы не принимали, извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, нахожу следующее.
Частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 данной статьи и статьей 5.27.1 названного Кодекса.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, выражается в действиях (бездействии), связанных с невыполнением (ненадлежащим выполнением) лицом обязанностей, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе в несоблюдении срока утверждения графика отпусков (часть первая статьи 123 ТК РФ); непроведении индексации оплаты труда работников организации при наличии установленного порядка указанной индексации (статья 134 ТК РФ); необеспечении педагогическому работнику права на сокращенную продолжительность рабочего времени (пункт 1 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"); нарушении установленного Правительством Российской Федерации порядка направления работников в служебные командировки; нарушении правил ведения трудовых книжек, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу требований ст.22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно ч.1 ст.192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.
Основанием для привлечения АО ВМЗ к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и обжалуемом постановлении выводы о нарушении порядка применения дисциплинарного взыскания к ФИО1 в виде выговора распоряжением начальника цеха по ремонту дивизиона труб большого диаметра АО ВМЗ №….. от …... Данные обстоятельства были установлены должностным лицом из решения Выксунского городского суда Нижегородской области от 19.11.2021 по делу №2-1261/2021. Также из данного решения следует и указано в обжалуемом постановлении, что поводом к применению в отношении ФИО1 дисциплинарного взыскания явились выявленные его мастером факты опоздания на оперативные совещания, проводимые им перед началом работы, в ходе которого работник получает задание на производство работ; данная обязанность работника предусмотрена в первом разделе вкладыша к должностной инструкции работника №….. от …... Основаниями для признания незаконным и отмене распоряжения о привлечении к дисциплинарной ответственности послужило установление судом в ходе рассмотрения дела отсутствия в оспоренном работником распоряжении ссылки на нарушение требований первого раздела вкладыша к должностной инструкции работника №….. от …. и отсутствие у суда при разрешении трудового спора полномочий самостоятельно определять за работодателя неисполнение каких трудовых обязанностей послужило основанием для применения дисциплинарного взыскания. Факты опозданий на оперативные совещания ФИО1 не оспаривались.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Согласно ст.26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Должностным лицом Государственной инспекции труда в Нижегородской области на основании полученных из решения Выксунского городского суда сведений сделан вывод о том, что работодателем были нарушены требования ст.192 ТК РФ. Вместе с тем, данной нормой предусмотрены общие положения о дисциплинарном взыскании и их виды, сведений о том, нарушение каких конкретно требований норм трудового законодательства при применении к работнику дисциплинарного взыскания было допущено работодателем, оспариваемое постановление не содержит.
В соответствии со ст.381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора. Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (ст.382 ТК РФ).
Статьями 356, 357 ТК РФ определены полномочия и права государственных инспекторов труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Статьей 356 ТК РФ установлено, что в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда, в частности, осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях, рассмотрения в соответствии с законодательством Российской Федерации дел об административных правонарушениях.
Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке, составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 357 ТК РФ).
В случае обращения работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению (часть 2 статьи 357 ТК РФ).
В силу положений статьи 360 ТК РФ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.
Анализ положений указанных норм позволяет сделать вывод о том, что, выполняя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.
Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении и основанием для привлечения АО ВМЗ к административной ответственности явилось поступившее в Государственную инспекцию труда в Нижегородской области решения Выксунского городского суда от 19.11.2021 по делу №1261/2021. Материалы дела свидетельствуют о наличии между работодателем и работником ФИО1 разногласий по поводу применения к нему дисциплинарного взыскания в виде выговора. Соответствующие разногласия содержат перечисленные в ст.381 ТК РФ признаки и являются индивидуальным трудовым спором, каковой был рассмотрен судом в рамках гражданского судопроизводства относительно правомерности применения дисциплинарного взыскания в силу ст.381 ТК РФ. Отсутствие у работодателя повода для привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности и умышленных действий, содержащих нарушение норм трудового права, т.е. совокупности обстоятельств, свидетельствующих о наличии достаточных данных о наличии в действиях АО ВМЗ признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, решением суда не установлено.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В соответствии с ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, которые подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении. В рассматриваемом случае нарушение каких конкретно требований норм трудового законодательства при применении к работнику дисциплинарного взыскания было допущено работодателем, протокол не содержит, внеплановая проверка в отношении работодателя не производилась, единственным доказательством, подтверждающим наличие в действиях общества противоправного деяния, является решение Выксунского городского суда от 19.11.2021 по делу №1261/2021.
Вместе с тем обстоятельства, установленные судебным актом, разрешившим в рамках гражданского судопроизводства спор относительно правомерности применения АО ВМЗ в отношении ФИО1 дисциплинарного взыскания в виде выговора, не могут приравниваться к сведениям о фактах нарушений трудового законодательства, являются основанием, указанным в ст.360 ТК РФ, для проведения инспекцией труда внеплановой проверки в пределах предоставленных ей полномочий.
Виновность лица в рамках дела об административном правонарушении подлежит установлению на основе совокупности доказательств, полученных в установленных КоАП РФ процедурах, по результатам проверок, проведенных уполномоченными органами по основаниям, предусмотренным законом.
Недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, в силу п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ является основанием для отмены постановления и прекращения производства по делу по результатам рассмотрения жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Постановление начальника отдела правового надзора №2 Государственной инспекции труда в Нижегородской области №2-475-8-22 от 04.03.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества "Выксунский металлургический завод" отменить, производство по делу прекратить ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в десятидневный срок с момента вручения или получения его копии.
Судья - Корокозов Д.Н.