Дело № 12-77/2022
УИД: 23RS0049-01-2022-001239-96
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
ст. Тбилисская 06 сентября 2022 года
Судья Тбилисского районного суда Краснодарского края Нечаев Е.А.,
с участием:
ст. помощника прокурора Тбилисского района Титова П.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе заместителя главы муниципального образования Тбилисский район Кузина Алексея Вячеславовича на постановление заместителя руководителя Краснодарского Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю № 023/04/7.30-2269/2022 от 14 июля 2022 года о привлечении заместителя главы муниципального образования Тбилисский район Кузина Алексея Вячеславовича к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, по делу об административном правонарушении от 14 июля 2022 года № 023/04/7.30-2269/2022, заместитель главы муниципального образования Тбилисский район Кузин А.В., был привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Заместитель главы муниципального образования Тбилисский район Кузин А.В. не согласился с указанным постановлением и подал жалобу в Тбилисский районный суд, в которой просил вышеуказанное постановление отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы, указал на то, что обжалуемое постановление вынесено без учета степени вины лица, привлекаемого к административной ответственности, а также без учета представленных в материалы дела об административном правонарушении объяснений, подтверждающих отсутствие состава административного правонарушения. Так, согласно распоряжению администрации муниципального образования Тбилисский район от 5 июня 2020 года № 54-р он, Кузин Алексей Вячеславович назначен на должность заместителя главы муниципального образования Тбилисский район 5 июня 2020 года в порядке перевода из управления образованием администрации муниципального образования Тбилисский район. Распоряжением администрации муниципального образования Тбилисский район от 7 сентября 2021 г. № 135-р «О возложении функций муниципального заказчика при приобретении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на него - заместителя главы муниципального образования Тбилисский район А.В. Кузина возложены функции муниципального заказчика, предусмотренные Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при приобретении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включающие, в том числе утверждение аукционной документации, подписание муниципальных контрактов, актов приема-передачи и иных документов, связанных с исполнением муниципальных контрактов. На основании вышеуказанного распоряжения, на его имя выдана доверенность 23АВ1381492 от 22 сентября 2021 г. на осуществление вышеперечисленных функций, удостоверенная нотариусом Тбилисского нотариального округа Гарановой С.В. 19 мая 2022 г. в единой информационной системе в сфере закупок было опубликовано извещение с реестровым номером 0818300021922000067 о проведении аукциона в электронной форме на «Приобретение жилого помещения в собственность муниципального образования Тбилисский район с последующим предоставлением по договору найма специализированного жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Заказчиком указанной закупки являлась Администрация муниципального образования Тбилисский район (ИНН 2351007922). Осуществление закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируется Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ). В силу пункта 1 части 1 статьи 64 данного Закон № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании объекта закупки, его описание и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. На основании пункта. 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Согласно части 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды. Осуществляя закупку по правилам Закона № 44-ФЗ, при описании объекта закупки, администрацией муниципального образования Тбилисский район (далее - Администрация) требования к закупаемым жилым помещениям определены таким образом, чтобы с одной стороны, повысить шансы на приобретение жилых помещений именно с теми характеристиками, которые необходимы, и соответствуют установленным требованиям действующего законодательства, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки («Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 28 июня 2017 г.). Законом № 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, так же как и не предусмотрена обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам и их характеристикам.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают именно его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Согласно ст. 2 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» - финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется за счет представляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. В рассматриваемом случае целью проведения торгов является заключение договора на приобретение жилого помещения в целях обеспечения обязательным жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Реализуя гарантии прав детей, Администрация при организации закупок на приобретение жилых помещений в целях обеспечения обязательным жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при описании объекта закупки обязана исходить из соответствующих потребностей с целью предоставления такого жилого помещения, которое будет являться пригодным для проживания, отвечать санитарным и техническим требованиям и при этом предъявляемые требования к характеристике объекта закупки не повлекут ограничение участников к участию в торгах. Установив в рассматриваемой аукционной документации требования к жилому помещению в части приобретения отдельной квартиры (а не жилого дома), года постройки, общей площади помещения, тем самым определены характеристики жилого помещения исходя из потребностей, которые обусловлены реализацией функций как органа, наделенного государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Характеристики жилого помещения сформированы на основании анализа количественных и качественных показателей существующего в Краснодарском крае жилого фонда, а именно: количества домов, построенных по типовым проектам, технических характеристик квартир в указанных домах, результатов проведенных ранее аукционов на приобретение жилья и коммерческих предложений по продаже жилья, позволяющих установить ценовые предложения на квартиры со схожими характеристиками. Устанавливая требование о приобретении отдельной квартиры (а не жилого дома), Администрация исходила из требований действующего законодательства о целевом характере субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов Краснодарского края на реализацию переданных государственных полномочий, что исключает возможность приобретения жилых домов с земельными участками, на которых они находятся (принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации). Считает, что в рассматриваемом случае его вина отсутствует.
В судебное заседание заявитель не явился, о времени, дате и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
В судебное заседание представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю не явился, предоставил суду письменный отзыв по жалобе, в котором просил обжалуемое постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения, также предоставил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
В судебном заседании помощник прокурора Тбилисского района просил суд отказать в удовлетворении жалобы, постановление Управления ФАС по Краснодарскому краю оставить без изменения.
При таком положении, судья находит возможным рассмотрение жалобы в отсутствие не явившихся сторон в соответствии с пунктом 4 часть 2 статьи 30.6 КоАП РФ.
Судья, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Постановлением заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, по делу об административном правонарушении от 14 июля 2022 года № 023/04/7.30-2269/2022, заместитель главы муниципального образования Тбилисский район Кузин А.В., был привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 3000 рублей.
Прокуратурой Тбилисского района проведена проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд администрации муниципального образования Тбилисский район при осуществлении закупок жилых помещений в собственность муниципального образования Тбилисский район для обеспечения муниципальным жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ходе которой установлено следующее.
19 мая 2022 года администрацией МО Тбилисский район размещено извещение № 0818300021922000067 о проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения в собственность муниципального образования Тбилисский район с последующим предоставлением по договору найма специализированного жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Как установлено прокуратурой Тбилисского района и подтверждается материалами административного дела, в составленной аукционной документации, утвержденной заместителем главы МО Тбилисский район Кузиным А.В., в описании объекта закупки в извещении № 0818300021922000067 администрацией указано намерение приобрести жилое помещение в муниципальную собственность для вышеуказанных нужд.
Здесь же, в описании объекта закупки определены требования, установленные к качеству, техническим характеристикам квартиры, функциональным характеристикам, к размерам и параметрам, в соответствии с которыми будет рассматриваться: жилое помещение – квартира, расположенная: ст. Тбилисская Краснодарского края или город Тихорецк Краснодарского края или город Кореновск Краснодарского края или город Гулькевичи Краснодарского края или город Кропоткин Краснодарского края или город Новокубанск Краснодарского края или город Курганинск Краснодарского края или город Усть-Лабинск Краснодарского края или станица Крыловская Краснодарского края или станица Динская Краснодарского края или станица Павловская Краснодарского края или город Армавир Краснодарского края; размещение жилого помещения (квартиры) – многоквартирный жилой дом (за исключением многоквартирных домов галерейного типа) или жилой дом блокированного типа.
В соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых или иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Вместе с тем, в соответствии СП.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
При этом, согласно п.7 ст.8 Закона № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ч.1 ст.5 Закона Краснодарского края от 26.05.2009 № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным местного самоуправления однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.
В соответствии с ч.4 Закона Краснодарского края № 1748-КЗ по договорам найма специализированных жилых помещений жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления.
На основании изложенного, объектом рассматриваемой закупки по приобретению благоустроенного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вопреки требованиям муниципального заказчика, может быть не только квартира, но и жилой дом любого типа, что прямо установлено Законом.
Таким образом, установленное администрацией МО Тбилисского района в аукционной документации требование к приобретаемому жилому помещению (только квартира) в рамках рассматриваемой закупки противоречит нормам действующего законодательства и ограничивает количество участников электронного аукциона.
Распоряжением администрации муниципального образования Тбилисский район от 7 сентября 2021 г. № 135-р «О возложении функций муниципального заказчика при приобретении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» функции муниципального заказчика, предусмотренные Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при приобретении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включающие, в том числе утверждение аукционной документации, подписание муниципальных контрактов, актов приема-передачи и иных документов, связанных с исполнением муниципальных контрактов возложены на заместителя главы муниципального образования Тбилисский район - А.В. Кузина.
Учитывая вышеизложенное, в действиях заместителя главы муниципального образования Тбилисский район Кузина Алексея Вячеславовича содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Объективные обстоятельства, препятствующие исполнению установленных Законом о контрактной системе требований, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении не установлены. При этом, в силу сложившихся гражданско-правовых отношений, положений КоАП РФ и фактическими обстоятельствами дела в их взаимосвязи, указанное правонарушение не может быть признано малозначительным.
Вина лица, привлекаемого к административной ответственности в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, доказана и подтверждается материалами настоящего дела об административном правонарушении.
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, не установлены.
При назначении административного наказания Кузину А.В. заместителем руководителя Краснодарского УФАС России Литовченко Л.А. учтены характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства дела и назначено справедливое наказание в пределах санкции статьи КоАП РФ.
Оспариваемое Постановление вынесено должностным лицом УФАС России в отношении Кузина А.В. с соблюдением процессуальных и материальных норм права и является законным.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа не были допущены нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении; обстоятельства, на основании которых было вынесено Постановление, являются доказанными, следовательно, отсутствуют основания для отмены Постановления на основании статей 30.1 - 30.3, пункта 7 части 1 статьи 24.5, пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Отсутствие со стороны государства реакции на нарушение требований законодательства Российской Федерации будет способствовать формированию атмосферы безнаказанности, что было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя за совершенное правонарушение.
Заявителем не представлено обоснованных доводов и доказательств нарушения ФАС России законодательства Российской Федерации и ограничения прав Заявителя обжалуемым Постановлением.
Суд считает, что принятое постановление заместителя руководителя Краснодарского Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю № 023/04/7.30-2269/2022 от 14 июля 2022 года о привлечении заместителя главы муниципального образования Тбилисский район Кузина Алексея Вячеславовича к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ является законным и обоснованым.
Руководствуясь статьями 30.5 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Краснодарского Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю № 023/04/7.30-2269/2022 от 14 июля 2022 года о привлечении заместителя главы муниципального образования Тбилисский район Кузина Алексея Вячеславовича к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Решение судьи Тбилисского районного суда может быть обжаловано в течении 10 суток со дня его вынесения в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда, с подачей жалобы через Тбилисский районный суд.
Судья /подпись/
Подлинник решения суда находится в материалах дела № 12-77/2022.