ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-77/2023 от 04.08.2023 Шуйского городского суда (Ивановская область)

Дело № 12-77/2023

УИД: 37RS0023-01-2023-001057-37

РЕШЕНИЕ

4 августа 2023 года г.Шуя Ивановской области

Судья Шуйского городского суда Ивановской области Бордашевская А.С.

при секретаре Голубенкове В.И.,

с участием лица, привлекаемого к административной ответственности директора Шуйского филиала ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет» ФИО1, его защитника Ширшова И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 овича. на постановление по делу об административном правонарушении ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника УВМ УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ директор Шуйского филиала начальника отдела Госавтоинспекции МО МВД России «Шуйский» ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.18.9 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 45000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит изменить постановление в части размера назначенного наказания, ссылаясь позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-П, которым признаны не соответствующими Конституции РФ положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 КоАП Российской Федерации, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, в той мере, в какой эти положения не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания. В жалобе ФИО1 указал, что в ходе одной проверки административным органом было вынесено 24 постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст.18.9 КоАП РФ. По каждому из постановлений был наложен административный штраф, общий размер наложенных на него штрафов составил 1 080 000 рублей. Считает, что данное наказание не соразмерно допущенному нарушению, просит снизить размер штрафа по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того в соответствии с ч.1.3-3 ст.32.2 КоАП РФ 1.3-3. при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), лицом, привлеченным к административной ответственности не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа. Согласно ч. 1.1 ст. 29.10 КоАП РФ информация о сумме административного штрафа, который может быть уплачен в соответствии с частями 1.3 - 1.3-3 статьи 32.2 настоящего Кодекса должна быть указана в постановлении по делу об административном правонарушении. Однако в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ такой информации не содержится. Он оплатил половину суммы штрафа по указанному постановлению, но в системе ГИС ГИП за ним числится задолженность.

В судебном заседании ФИО1, доводы жалобы поддержал, пояснил, что не согласен с выводами должностного лица о том, что Шуйским филиалом не предполагалось никаких мер по обеспечению выезда иностранных граждан, прекративших или завершивших обучение. Администрация Шуйского филиала ИвГУ всегда оказывала все необходимое содействие иностранным обучающимся при обеспечении выезда на родину, однако в данном случае сами иностранные граждане не имели намерения возвращаться в Афганистан. Как стало известно позднее, они были задержаны в Белоруссии, часть слушателей уже находится в Германии. В части мер по обеспечению своевременного выезда отчисленных студентов пояснил, что студентам в устных беседах неоднократно разъяснялись все требования миграционного законодательства, в том числе их обязанность выехать на родину по окончании срока пребывания, кроме того вся необходимая информация размещена на сайте филиала. После отчисления студентам через посредников довели информацию об этом и о необходимости покинуть Россию. За получением денежных средств на обратный билет либо оказанием иного содействия по вопросу выезда из страны никто из студентов не обращался.

Защитник Ширшов И.М. доводы жалобы поддержал.

Свидетель ФИО2 пояснил, что является инспектором по вопросам миграционного контроля УВМ УМВД России по <адрес>. По данному делу он составлял протокол об административном правонарушении. Допущенное нарушение состоит в том, что приглашающей стороной не были предоставлены билеты или денежные средства иностранному гражданину для его выезда из РФ. Данная обязанность предусмотрена Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 167 "О порядке представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации". Вопрос об обращении иностранного гражданина к руководству Шуйского филиала ИвГу за денежными средствами в целях выезда не выяснялся.

Свидетель ФИО3 в судебном заседании пояснил суду, что работает специалистом в Шуйском филиале ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет» в его обязанности входит оформление необходимой документации в связи с обучением иностранных граждан. В том числе он готовит и направляет в УМВД по <адрес> уведомления об отчислении студентов. Такие уведомления передаются в течение одного дня. Уведомление об отчислении ФИО4 было подготовлено и передано в УВМ ДД.ММ.ГГГГ. До момента отчисления контакты с ним сохранялись, не утрачивались.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Проверив доводы жалобы, заслушав объяснения участвующих лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

Частью. 2 ст.18.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непринятие приглашающей стороной установленных мер по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации в части соответствия заявленной ими цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий либо непринятие приглашающей стороной установленных мер по обеспечению своевременного выезда приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока их пребывания в Российской Федерации. За совершение указанного нарушения предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статьи 26.1 названного Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения. наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Наличие события административного правонарушения должно подтверждаться собранной совокупностью доказательств по делу.

Согласно статье 26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.

В соответствии с ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Таким образом, протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по административному делу, формулируется вменяемое данному лицу правонарушение, сведения о котором должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении.

Как следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 событие административного правонарушения описано следующим образом: ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 18 минут по результатам внеплановой выездной проверки было установлено, что должностным лицом директором ШФ ФГБОУ ВО ИвГУ ФИО1 в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей было допущено нарушение миграционного законодательства, а именно: в силу абзаца 4 пункта 7 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» за 20 дней до окончания срока временного пребывания гражданина Афганистана ФИО4ДД.ММ.ГГГГ года рождения (в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), не приняты установленные меры по обеспечению своевременного выезда данного иностранного гражданина за пределы РФ, приглашенного Шуйским филиалом ФГБОУ ВО ИвГУ в целях обучения, тем самым нарушены требования ч.6 ст.16, п.1 ч.3 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ, а также п.2 Положения о применении приглашающей стороной мер по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным гражданином или лицом без гражданства порядка пребывания (проживания) в Российской Федерации, утв. Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

То же описание совершенного административного правонарушения дано должностным лицом при вынесении постановления по делу об административном правонарушении.

Как видно из приведенного описания, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении по делу об административном правонарушении не содержится сведений о том, какие конкретно законодательно установленные меры по обеспечению своевременного выезда иностранного гражданина за пределы РФ в рассматриваемом случае не были приняты должностным лицом.

Поскольку формулировка части 2 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по своему содержанию является бланкетной и содержит отсылку к другим нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере миграционного законодательства, а именно к части 6 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", и к Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1428 "О принимаемых приглашающей стороной мерах по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным гражданином или лицом без гражданства порядка пребывания (проживания) в Российской Федерации", то и применяться она должна в неразрывном единстве с регулятивными нормами, непосредственно закрепляющими те или иные правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с ч.6 ст.16 Федерального закона №115-ФЗ приглашающая сторона принимает меры по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным гражданином порядка пребывания (проживания) в Российской Федерации в части соответствия заявленной им цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, а также по обеспечению своевременного выезда приглашенного иностранного гражданина за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока его пребывания в Российской Федерации. Перечень и порядок применения указанных мер устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с 2. Положения о применении приглашающей стороной мер по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным гражданином или лицом без гражданства порядка пребывания (проживания) в Российской Федерации, утв. Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1428 мерами, принимаемыми приглашающей стороной, по обеспечению соблюдения иностранным гражданином порядка пребывания (проживания) в Российской Федерации в части соответствия заявленной им цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, а также по обеспечению своевременного выезда иностранного гражданина за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока его пребывания в Российской Федерации являются:

а) предоставление приглашающей стороной иностранному гражданину своих доступных контактных данных для поддержания связи, в том числе с помощью информационных технологий;

б) реализация заявленных при оформлении приглашения гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина;

в) оказание содействия иностранному гражданину в реализации заявленной им цели въезда в Российскую Федерацию;

г) уведомление территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации об утрате контактов с находящимся в Российской Федерации и прибывшим к приглашающей стороне иностранным гражданином.

Согласно п.6 указанного постановления уведомление территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации об утрате контактов с находящимся в Российской Федерации и прибывшим к приглашающей стороне иностранным гражданином осуществляется приглашающей стороной или ее представителем путем непосредственного обращения в соответствующий территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации либо направления письменного уведомления в произвольной форме (в том числе в электронном виде) в течение 2 рабочих дней с момента возникновения (установления) данного обстоятельства.

Таким образом, единственной мерой, которая предусмотрена для применения приглашающей стороной в целях обеспечения своевременного выезда иностранного гражданина за пределы Российской Федерации, указанной в п.2 Положения, утв. Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1428 является уведомление уполномоченного подразделения органа внутренних дел об утрате контактов с иностранным гражданином, которое направляется письменно в произвольной форме в течение двух дней с момента установления данного обстоятельства.

При этом в протоколе об административном правонарушении не указано, что Шуйским филиалом ИвГУ такое уведомление в орган внутренних дел не направлено, не указано, что лицом, привлекаемым к административной ответственности, выявлен факт утраты контактов с иностранным студентом ФИО4, не установлено, когда выявлен данный факт, не проверены обстоятельства пропуска срока уведомления об утрате контактов.

Согласно пояснениям свидетеля ФИО2 допущенное ФИО1 нарушение заключается в непредоставлении приглашающей стороной билетов или денежных средств иностранному гражданину для его выезда из РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 167 "О порядке представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации". Однако данные обстоятельства не нашли своего отражения в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении.

Таким образом, событие административного правонарушения, обстоятельства его совершения, фактически в протоколе об административном правонарушении не описано. Объективная сторона вменяемого должностному лицу правонарушения не раскрыта.

Отсутствие сведений об обстоятельствах выявленного нарушения носит существенный характер, что не позволяет полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. В нарушение требований КоАП РФ в данном случае, как протокол об административном правонарушении, так и постановление должностного лица не содержат надлежащего описания события правонарушения и конкретных обстоятельств выявленного противоправного деяния (бездействия).

В силу положений частей 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом изложенного, постановление заместителя начальника УВМ Управления МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении директора Шуйского филиала ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном часть 2 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за недоказанностью обстоятельств, на основании которых они вынесены.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу директора Шуйского филиала ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет ФИО1 овича на постановление заместителя начальника УВМ УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении удовлетворить.

Постановление заместителя начальника УВМ УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении директора Шуйского филиала ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет ФИО1 овича по ч.2 ст.18.9 КоАП РФ отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении директора Шуйского филиала ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет ФИО1 овича по ч.2 ст.18.9 КоАП РФ прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд <адрес> в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Бордашевская А.С.