ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-77/2023 от 21.11.2023 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Судья Бирюков Г.Е. Дело № 12-77/2023

УИД 37RS0010-01-2023-002719-08

Р Е Ш Е Н И Е

город Иваново 21 ноября 2023 года

Судья Ивановского областного суда Матвеев Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе инспектора ГИАЗ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО4на постановление судьи Ленинского районного суда города Иваново от 15 сентября 2023 года в отношении ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Ленинского районного суда города Иваново от 15 сентября 2023 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1 прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Ивановский областной суд, инспектор ГИАЗ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО4, не соглашаясь с постановлением судьи районного суда, просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение.

В обоснование жалобы приводит доводы о том, что согласно протоколу об административном правонарушении ФИО1 вменяют в вину проведение публичного мероприятия в форме одиночного пикетирования, с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции. Проведение указанного мероприятия требует уведомления в письменной форме органа местного самоуправления. Такого уведомления ФИО1 не подавал. Указывает, что ФИО1 вел предвыборную агитацию, которая является публичным мероприятием.

Явившимся в судебное заседание ФИО1 и его защитнику ФИО5, разъяснены процессуальные права, предусмотренные 25.1 КоАП РФ и ст. 25.5 КоАП РФ, кроме того, ФИО1 - положения ст. 51 Конституции РФ. Отводов не заявлено. Удовлетворено ходатайство о допросе в качестве свидетеля ФИО6 и приобщении к материалам дела логотипов партии « Яблоко».

В судебном заседании ФИО1 и его защитник ФИО5, жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.

ФИО1 дополнительно пояснил, что 25 июля 2023 года собирал подписи избирателей, поскольку являлся зарегистрированным кандидатом в депутаты Ивановской областной Думы. Необходимое количество подписей ему было нужно для участия в выборах. Какой-либо агитации в отношении себя и партии « <данные изъяты>» он не проводил. Необходимого количества подписей он не собрал, поэтому 26 июля 2023 года статус кандидата в депутаты он утратил.

Свидетель ФИО6 показал, что он является руководителем отделения партии «<данные изъяты>» в Ивановской области. Подтверждает, что ФИО1 собирал подписи в качестве кандидата в депутаты от партии «<данные изъяты>». Согласование использования сборно-разборной конструкции в Администрации г. Иваново не требовалось.

Выслушав участвующих в деле лиц, оценив доводы жалобы и проверив дело в полном объеме, нахожу постановление судьи районного суда подлежащим отмене.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ установлена за нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 2 - 4 настоящей статьи.

Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ).

В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 16 августа 2023 года, основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности явилось то, что он 25 июля 2023 года в 17 часов 30 минут по адресу: <адрес>,- являясь выдвиженцем от партии «<данные изъяты>» и организатором публичного мероприятия, установил быстровозводимую сборно-разборную конструкцию в виде палатки для сбора подписей без уведомления Администрации города Иваново, чем нарушил установленный порядок организации публичного мероприятия (подп.1 п.4 ст.5 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»),- то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.2 КоАП РФ.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу, что проводимая ФИО1 в агитационный период агитация в соответствии с действующим законодательством не требует соблюдения какого-либо разрешительного или уведомительного порядка. Следовательно, необходимость в подаче уведомления о публичном мероприятии для ФИО1 отсутствовала.

Вместе с тем с состоявшимся по делу судебным постановлением согласиться нельзя в силу следующего.

В ст.2 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ дано понятие публичного мероприятия. Согласно п.1 указанной нормы публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Как указано в п.6 ст.2 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Как видно из материалов дела, ФИО1, будучи зарегистрированным кандидатом в депутаты Ивановской областной Думы от партии «<данные изъяты>» 25 июля 2023 года в общественном месте на площади Революции г. Иваново собирал подписи избирателей в свою поддержку, используя при этом палатку, на которой изображен логотип партии «<данные изъяты>» в виде белого голубя с оливковой веткой с лозунгом «Мы за мир!»

В соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"(далее Федеральный закон №67-ФЗ) агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

Согласно подп. «б» ч.3 ст.48 Федерального закона №67-ФЗ предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться посредством проведения агитационных публичных мероприятий.

Характер проводимых ФИО1 действий свидетельствует, что им проводилась предвыборная агитация в форме публичного мероприятия в виде одиночного пикета с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции.

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Вместе с тем уведомления в орган исполнительной власти о проведении публичного мероприятия ФИО1 не подавал.

Вышеуказанным обстоятельствам судьей оценки дано не было.

Вывод судьи о том, что проводимая ФИО1 в агитационный период агитация в соответствии с действующим законодательством не требует соблюдения какого-либо разрешительного или уведомительного порядка, не основан на нормах действующего законодательства.

В соответствии с ч.1 ст.48 Федерального закона №67-ФЗ граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.

Следует также учесть, что ч.2 ст.1.4 КоАП РФ предусмотрены особенности привлечения к административной ответственности отдельной категории граждан.

Как указано в п. 4 ст. 41 Федерального закона N 67-ФЗ зарегистрированный кандидат не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора (соответственно уровню выборов).

Вместе с тем утрата лицом приведенного выше статуса до момента вынесения постановления о назначении административного наказания свидетельствует о прекращении действия особых условий привлечения к административной ответственности.

Исходя из решения Территориальной избирательной комиссии г. Иваново от 31.07.2023 №25/167-1 ФИО1 признан утратившим статус кандидата в депутаты Ивановской областной Думы восьмого созыва по одномандатному избирательному округу №2.

Следовательно, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции отсутствие согласия прокурора на привлечение ФИО1 к административной ответственности правового значения не имеет.

При таких обстоятельствах состоявшееся судебное постановление нельзя признать законным и обоснованным.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В этой связи постановление судьи районного суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд, поскольку установленные статьей 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу не истекли.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление судьи Ленинского районного суда города Иваново от 15 сентября 2023 года в отношении ФИО1 отменить.

Дело возвратить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд города Иваново другому судье.

Жалобу инспектора ГИАЗ ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново ФИО4 удовлетворить.

Решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Н.А. Матвеев