Дело № 12-78
РЕШЕНИЕ
26 февраля 2014 года <...>
Судья Октябрьского районного суда г. Мурманска Ганбина С.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении №*** от Дата о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением специалиста по административному производству отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области от Дата №*** должностное лицо - *** «***» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ***.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в обоснование указав, что постановление вынесено с нарушением требований законодательства. На момент пересечения судном «***» линии Государственной границы РФ в период с Дата по Дата , а также на момент составления протокола об административном правонарушении №*** от Дата , правила уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу и правила передачи в пограничные органы данных о местоположении судов Правительством РФ установлены не были. Также Правительством РФ не установлен порядок определения истребований к оснащению судов техническими средствами контроля местоположения судна. В то же время на судне имеются технические средства контроля местоположения судна: судовая аппаратура универсальной автоматической идентификационной системы (АИС) типа «***», серийный номер №*** , система опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии (ОСДР). На официальном сайте Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области по состоянию на Дата отсутствует информация о контактных адресах, отправка сообщения на которые будет считаться исполнением обязанности уведомления о намерении пересечь Государственную границу и передачи данных о местоположении. Полагает, что он предпринял все зависящие от него меры по соблюдению положений Закона о Госгранице по информированию пограничных органов: перед выходом в рейс Дата в 14.20 МСК было направлено уведомление Начальнику пограничного управления ФСБ России по Мурманской области по факсу о выходе танкера «***» в рейс по маршруту *** с целью доставки груза нефтепродуктов на суда «***» и «***». Переход из Адрес*** на Адрес*** и обратно без выхода за пределы территориальных вод Российской Федерации невозможен; согласно обязательного постановления по порту *** перед выходом в рейс Дата в 14.19 МСК в отдел организации пункта – пропуска ФГУ «***» была направлена заявка на проведение навигационной работы по выходу судна из порта, в которой указан порт назначения предстоящего рейса Адрес***; перед выходом из порта Адрес*** о предстоящем каботажном рейсе *** был проинформирован контрольно-пропускной пункт Пограничного управления по телефону, информация о рейсе была записана дежурным КПП; Дата при выходе из территориальных вод Российской Федерации и Дата при входе в территориальные воды РФ в районе острова Адрес*** в соответствии с правилами плавания заявитель докладывал о движении судна на канале 16 УКВ радиостанции на пограничные посты «***», «***», «***», «***» и получал разрешение на дальнейшее движение пол заданному курсу.
Пограничные посты являются подразделениями пограничного органа. Согласно абзацу 19 статьи 9 Закона о Госгранице условием пересечения Государственной границы без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля является уведомление пограничных органов о намерении пересечь Госграницу. В Закона о Госгранице и иных нормативно-правовых актах не содержится положений о том, что такие уведомления должны подаваться исключительно в Пограничные управления ФСБ России по субъектам Российской Федерации. Также законодательство Российской Федерации не содержит норм, запрещающих подачу уведомления о намерении пересечь Госграницу в устной форме радиограммой. Следовательно, доклады капитана о движении судна, сделанные на пограничные посты при выходе из территориальных вод Российской Федерации и при входе в территориальные воды РФ можно расценивать как исполнение обязанности, предусмотренной абзацем 19 статьи 9 Закона о Госгранице. Указал, что направил уведомление на известный ему адрес электронной почты Адрес***, который указан на различных Интернет-ресурсах как почтовый адрес Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области. Направить факсимильное сообщение с судна на факс Управления он не имел технической возможности. Полагает, что в его действиях не содержится состава административного правонарушения. Кроме того, полагает, что у административного органа имелись основания применить положения статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Нарушение допущено им впервые, оно не носило умышленного характера, а явилось следствием ряда факторов, не зависящих от Заявителя, информация о местоположении судна передавалась в установленном порядке, в том числе с помощью технических средств контроля, а также путем подачи радиограмм на пограничные посты, пограничные органы имели оперативную информацию о пересечении судном Госграницы, доказательств причинения какого-либо вреда интересам граждан, организаций, общества и государства Управлением не представлено. Он является добросовестным законопослушным лицом, допустившим правонарушение в силу заблуждения и отсутствия полной и конкретной информации, и в дальнейшем предпримет все возможные меры по недопущению подобных правонарушений. В рассматриваемом случае правонарушение не содержало какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам общества и государства, что позволяет квалифицировать вменяемое ФИО1 правонарушение в качестве малозначительного. Просит признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении.
В судебное заседание ФИО1 не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель административного органа ФИО 1. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, полагая, что постановление вынесено законно и обоснованно, процессуальных нарушений при производстве по делу не допущено.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны с доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме.
Согласно части 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных данной статьей, является установленный порядок управления в виде режима Государственной границы РФ.
Объективная сторона рассматриваемых правонарушений проявляется в ряде конкретных юридических составов, связанных с нарушением режима Государственной границы РФ: а) нарушение правил пересечения Государственной границы РФ гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства; б) нарушение правил пересечения Государственной границы РФ автомобильными, иными транспортными средствами; в) нарушение лицами и транспортными средствами порядка их следования от Государственной границы РФ до пунктов пропуска через границу и в обратном направлении; г) ведение на Государственной границе РФ либо вблизи нее хозяйственной, промысловой и иной деятельности без уведомления либо с уведомлением пограничных органов, но в нарушение установленного порядка, а также в неустановленном месте или в неустановленное время. Соответствующие правила содержатся в федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, действующих в этой сфере, в законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, касающихся ведения хозяйственной и иной деятельности на Государственной границе или вблизи нее.
Правонарушения, предусмотренные данной статьей, совершаются путем активных противоправных действий.
Субъектами данных правонарушений могут быть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 16-летнего возраста, должностные лица, ответственные за соблюдение правил, регулирующих режим Государственной границы РФ, а также юридические лица (ч. 3 данной статьи).
Субъективная сторона состава рассматриваемых правонарушений выражается в прямом умысле или неосторожности.
Согласно статье 1 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 2 ФЗ от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации.
Статьей 3 Закона «О государственной границе РФ» предусмотрено, что защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации. При этом, охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами, входящими в состав федеральной службы безопасности, в пределах приграничной территории, в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.
В силу статьи 7 Закона «О Государственной границе» режим Государственной границы включает, в том числе, правила пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами.
В соответствии с частью 4 статьи 9 Закона «О Государственной границе РФ» российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с настоящим Законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.
Согласно частей 1 и 5 статьи 11 Закона «О Государственной границе РФ» пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 настоящего Закона пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации.
Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу включает осуществление пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля.
Частью 19 статьи 9 Закона «О Государственной границе РФ» установлено, что российские суда, осуществляющие плавание между российскими портами или морскими терминалами, а также российские суда, убывающие из российских портов во внутренние морские воды или в территориальное море Российской Федерации в целях торгового мореплавания, за исключением деятельности, связанной с использованием судов для рыболовства, с последующим прибытием в российские порты, а равно в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, могут неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля при условии выполнения требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) другими техническими средствами контроля местоположения судна и при условии уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу и передачи в пограничные органы данных о местоположении таких судов.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ФИО1, являясь *** судна «***», следующим по маршруту *** без прохождения пограничного контроля для осуществления деятельности по доставке нефтепродуктов на основании уведомления от Дата , направленного в адрес Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области Дата факсимильной связью, допустил пересечение указанным судном государственной границы РФ Дата в 04 часа 00 минут мск в координатах Адрес*** на выход из территориального моря РФ без уведомления Пограничного управления о таком намерении.
Дата в отношении должностного лица – *** «***» ФИО1 составлен протокол №*** об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, за нарушение абзаца 19 статьи 9 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации», выразившееся в допущении пересечения государственной границы Российской Федерации судном «Форстраум» без уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу РФ.
При составлении протокола об административном правонарушении ФИО1, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте составления протокола, не присутствовал.
Копия протокола ФИО1 направлена по месту работы и получена ФИО1, что подтверждено его подписью.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением им своих служебных обязанностей.
В соответствии со статьей 61 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации на капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.
Согласно приведенным положениям Закона о государственной границе и Кодексу торгового мореплавания РФ, *** «***» ФИО1 в силу своего служебного положения и возложенных на него обязанностей, имел все необходимые полномочия и должен был обеспечить неукоснительное выполнение положений статьи 9 Закона о Государственной границе, но не предпринял все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах, в действиях капитана ФИО1 усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения и вина подтверждаются: рапортом заместителя начальника координационного отдела Пограничного управления от Дата ; схемой движения судна в период Дата по Дата ; уведомлением о производственной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации; информацией по судну; заявкой на заход в порт №*** порт ***; сообщением ООО «***» от Дата с копиями сообщений капитана в адрес ПУ по электронной почте на адрес Адрес*** и Судовладельца; сообщением начальника секретариата Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области; копиями судового журнала; схемами движения судна, приказом о переводе на другую работу №*** от Дата , протоколом об административном правонарушении №*** от Дата .
Собранные по данному делу доказательства оценены должностным лицом административного органа в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и им дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах, административный орган пришел к правильному выводу о нарушении *** «***» ФИО1 положений абзаца 19 статьи 9 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» и о наличии в действиях должностного лица административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Дата административный орган рассмотрел дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административном правонарушении в присутствии ФИО1.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, учтены положения ст. 4.1 КоАП РФ. Административное наказание назначено в минимальном размере в пределах санкции статьи.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу не установлено.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, судом не установлено.
Доводы заявителя о том, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, опровергается материалами дела.
Тот факт, что ФИО1 направлял уведомления на электронный адрес ПУ ФСБ России по Мурманской области, Адрес***, который узнал на Интернет-сайтах, не может служить доказательством исполнения с его стороны требований абзаца 19 статьи 9 Закона «О государственной границе РФ», поскольку данный электронный адрес не принадлежит Пограничному управлению ФСБ России по Мурманской области, на официальном сайте Пограничного управления ФСБ РФ по Мурманской области опубликован не был.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Защита Государственной границы как часть системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики РФ заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер.
Охрана Государственной границы Российской Федерации осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.
С учетом установленных обстоятельств совершенного правонарушения, полагаю, что допущенное правонарушение не может быть признано малозначительным.
При таких обстоятельствах, постановление специалиста по административному производству отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области от Дата №*** о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере *** является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7- 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление специалиста по административному производству отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области №*** от Дата о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и наложении взыскания в виде административного штрафа в размере *** оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья С.В. Ганбина