Дело № 12-780/18
(в районном суде № 5-489/18) судья Васильева Л.В.
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Санкт-Петербургского городского суда Калинина И.Е., при секретаре Зинич Н.В., рассмотрев 21 июня 2018 года в судебном заседании в помещении суда административное дело по жалобе на постановление судьи Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 14 мая 2018 в отношении
ООО «Первая гильдия», ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: <...>
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением судьи Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 14 мая 2018 года ООО «Первая гильдия» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.19 ч. 2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 6 369 146 (шесть миллионов триста шестьдесят девять тысяч сто сорок шесть) рублей 50 копеек с конфискацией товара, явившегося предметом административного правонарушения – лодки моторной (катера) АRCTIC COMMUTER 252 строительный идентификационный номер <***> 25007F 717 AA 0222RU 39».
Вина ООО «Первая гильдия» установлена в пользовании и распоряжении товаром, выпущенным в таможенной процедуре свободной таможенной зоны, в нарушение таможенной процедуры под которую данный товар помещен: <дата> ООО «Первая Гильдия», выступая в качестве декларанта и получателя товара, подало через таможенного представителя - ООО «<...>» (ИНН №..., свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) №... и договор таможенного представителя с декларантом №... от <дата>) на Московский таможенный пост Калининградской областной таможни (<адрес>) декларацию на товар, которая зарегистрирована таможенным органом за №... (далее - таможенная декларация, ДТ). Покупателем и лицом, ответственным за финансовое урегулирование, согласно сведениям, указанным в гр. 9 ДТ, является ООО «<...>» (ИНН №...).
По ДТ №... в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны (7800000) задекларирован товар № 1 «лодка моторная (катер) для отдыха, новая, 2017 года выпуска, с встроенным двигателем: технические характеристики: основные габариты: общая длина 8,55 м, максимальная ширина 2,9 м осадка при проектной нагрузке 1 м максимальная высота над поверхностью воды 3,7 м, вес без нагрузки и технологических жидкостей 3950 кг., общий вес с максимальной нагрузкой 4950 кг, нагрузка: рекомендуемое максимальное количество лиц на борту 8 человек. Производитель ARCTIC BOATC OU, товарный знак ARCTIC BOATC, торговый знак марка ARCTIC BOATC, модель АRCTIC COMMUTER 25, серийный номер <***> 25007F 717, классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС 8903929900, страна происхождения (отправления) – Польша, вес нетто 3 959 кг. Таможенная стоимость товара заявлена декларантом и принята таможенным органом в размере 18 983 512, 17 руб. Исчисление таможенных пошлин, налогов (гр. 47 ДТ) в размере 2 221785,79 руб. (из них ввозная таможенная пошлина - 745 565,70 руб., НДС - 1 476 220,09 руб.) произведено условно в соответствии с содержанием заявленной таможенной процедуры.
Перемещение товара осуществлялось на условиях поставки DAP Калининград в счет исполнения обязательств по внешнеторговому контракту от <дата>№..., заключенному между ООО «<...>» (в лице генерального директора <...> А.Е.) и продавцом - компанией «<...> ).
В комплекте документов ДТ №... представлен агентский договор от <дата>№..., заключенный между ООО «<...>» и ООО «Первая Гильдия», согласно которому ООО «<...>» в интересах ООО «Первая Гильдия» приобретает от своего имени и за свой счет товар у третьего лица (компания <...>).
<дата> морское судно <...>, строительный регистрационный номер: №... было зарегистрировано в ФКУ Центр МЧС России по Калининградской области за регистрационным номером №... Владелец судна, согласно выданному судовому билету гражданин РФ - <...>, <дата> года рождения (генеральный директор ООО «<...>»).
<дата> товар «Лодка моторная катер ARCTIC COMMUTER 25, серийный номер: №... выпущена таможенным органом по ДТ №... в соответствии с заявленной таможенной процедурой с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при соблюдении следующих условий: «Размещение и использование в пределах территории СЭЗ (ОЭЗ)» (гр. А ДТ).
При таможенном декларировании товаров у декларанта возникает обязанность соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре (п. 5 ст. 188 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС). Ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры несёт декларант в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС (ст. 207 ТК ТС).
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий установлено, что <дата> ввезённое на территорию <адрес> морское Судно под управлением гражданина ФИО1 покинуло таможенную территорию ЕАЭС и убыло морским путем через таможенный пост <адрес> таможни в <адрес>), что подтверждается информацией, полученной от <адрес> таможни (письмо от <дата>№...) и CREW LIST (Судовая роль) от <дата> с отметками должностного лица пограничной службы.
После чего компанией перевозчиком <...> в период с <дата> по <дата> осуществлена доставка морского судна ARCTIC COMMUTER 26 из Польши в Эстонию. Далее морское судно убыло из порта г. Нарва (Эстония) по направлению в Санкт-Петербург, куда прибыло <дата> При прохождении пограничного контроля на МПП Форт Константин, находящегося в зоне деятельности Кронштадского таможенного поста Балтийской таможни экипажем судна был предъявлен CREW LIST (судовая роль), согласно которому заявлена национальность судна-Россия, 3 члена экипажа также являлись гражданами России – <...> В.А. (капитан), <...> А.Н. и <...> П.П. ( матросы). Согласно пп.26 п.1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009, действовавшему на момент таможенного декларирования товаров) таможенная процедура - совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за её пределами.
Согласно п. 1 статьи 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (Заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010, далее - Соглашение о СЭЗ) свободная таможенная зона -таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза.
Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (далее-СТЗ), сохраняют статус иностранных товаров, а товары таможенного союза, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, сохраняют статус товаров таможенного союза (п. 1 статьи 10 Соглашения о СЭЗ).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 80 ТК ТС таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств - членов Таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
Согласно пункту 4 статьи 80 ТК ТС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает и прекращается при установлении таможенных процедур в соответствии с пунктом 2 статьи 202 ТК ТС - в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с п. 2 статьи 202 ТК ТС таможенная процедура свободной таможенной зоны (далее - процедура СТЗ) устанавливается международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Порядок функционирования особой экономической зоны в Калининградской области и применения таможенной процедуры СТЗ в той части, на которую действие Соглашения о СЭЗ не распространяется, определяется в соответствии с Федеральным Законом от 10.01.2006 г. № 16-ФЗ ( ч. 1 ст. 24 Соглашение о СЭЗ). В соответствии с пп 1 ч. 1 статьи 2 Федеральною закона 10.01.2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее -Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ) особая экономическая зона в Калининградской области (далее - Особая экономическая зона, ОЭЗ) -территория Калининградской области, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности, а также применяется процедура свободной таможенной зоны.
На территории Особой экономической зоны применяется таможенная процедура СТЗ. Содержание таможенной процедуры СТЗ определяется Соглашением о СЭЗ (ч.1 ст. 9 Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ).
На основании ч.З статьи 9 Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и товаров Таможенного союза, могут размещаться и использоваться только на территории ОЭЗ, за исключением случаев, установленных Соглашением о СЭЗ в отношении Особой экономической зоны.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 13 Соглашения о СЭЗ, а также частью 2 статьи 12.1 Федерального Закона № 16-ФЗ установлено, что в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) с использованием товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на территории Особой экономической зоны допускаются передача прав владения, пользования и (или) распоряжения, в том числе розничная продажа указанных товаров, и их потребление на территории СЭЗ.
Действие таможенной процедуры СТЗ в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ на территории ОЭЗ, завершается в соответствии со статьями 15 и 24 Соглашения о СЭЗ (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона № 16-ФЗ, установлено, что при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны декларантом товаров может выступать юридическое лицо, которое являлось декларантом товаров при таможенном декларировании товаров в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны, либо иное лицо, указанное в подпункте 1 или абзаце пятом подпункта 2 статьи 186 Таможенного кодекса Таможенного союза.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 15 Соглашения о СЭЗ таможенная процедура свободной таможенной зоны в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, завершается помещением таких товаров под таможенные процедуры, установленные ТК ТС, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита с учетом ст. 17 Соглашения о СЭЗ. В соответствии с п. 2 ст. 15 Соглашения по СЭЗ действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны должно быть завершено: - при передаче резидентом прав владения, пользования и (или) распоряжения товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товарами, изготовленными (полученными) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, иному лицу.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Соглашения о СЭЗ Российская Федерация гарантирует, что иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в ОЭЗ в Калининградской области, не могут быть вывезены с территории Калининградской области РФ на остальную часть таможенной территории Таможенного союза без завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, за исключением транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в ОЭЗ в Калининградской области и совершающих международные перевозки товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью РФ и государствами, не являющимися членами Таможенного союза, и перевозки товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью РФ и остальной частью РФ.
Таким образом, с учетом совокупности вышеприведённых правовых норм, требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами, помещёнными под таможенную процедуру СТЗ на территории ОЭЗ в Калининградской области, вытекающие из: содержания таможенной процедуры СТЗ (статья 10 Соглашения о СЭЗ); операций, совершаемых с товарами, помещенными под таможенную процедуру СТЗ (статья 13 Соглашения о СЭЗ); требования завершения действия таможенной процедуры СТЗ (статья 15 Соглашения о СЭЗ), следующие:
- товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части, в рассматриваемом случае территории ОЭЗ - территория Калининградской области, без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров;
- иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, сохраняют статус иностранных товаров;
- для вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, в рассматриваемом случае территории ОЭЗ - территория Калининградской области, действие таможенной процедуры СТЗ должно быть завершено, путём помещения таких товаров под таможенные процедуры, установленные ТК ТС, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.
Акватория Балтийского моря и Финского залива не входит в границы объекта административно-территориального деления - Калининградская область, но в соответствии с Конституцией РФ на нее распространяется суверенитет Российской Федерации. Для целей применения таможенной процедуры СТЗ водное пространство в границах территориального моря Российской Федерации не имеет статуса ОЭЗ. Товар, выпущенный в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны по ДТ №..., использовался за пределами ОЭЗ, что свидетельствует о несоблюдении условий таможенной процедуры, установленных положениями ст. 10 Соглашения по СЭЗ и влечет за собой наступление обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с п.п. 1 п. 3 ст. 80 ТК ТС.
В соответствии со ст. 205 ТК ТС обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товара под таможенную процедуру возлагается на декларанта.
Тем самым, перемещение товара, выпущенного по ДТ №... в таможенной процедуре СТЗ по акватории Балтийского моря и Финского залива и размещение такого товара в этой акватории возможно только при условии завершения действия таможенной процедуры СТЗ в отношении такого товара.
Доказательств того, что действие таможенной процедуры СТЗ в отношении товара завершено, ООО «Первая Гильдия» не представило.
01.01.2018 вступил в силу Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017 года, в связи с чем, в силу вступил Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
В новом ТК ЕАЭС аналогичные нормы права, регулирующие порядок декларирования товаров, также права и обязанности декларанта - сохранены и никаким образом не ухудшают и не улучшают положения лица.
В действиях декларанта ООО «Первая Гильдия», выразившихся в пользовании и распоряжении товаром, выпущенным в таможенной процедуре свободной таможенной зоны по ДТ №..., в нарушение таможенной процедуры, под которую данный товар помещен, усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 ст. 16.19 КоАП РФ.
Защитник ООО «Первая гильдия» - адвокат Воронин А.В. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене вышеуказанного постановления, в которой указал, что в постановлении по делу не получило отражения, что убытие катера из Калининградской области оформляло лицо по доверенности, выданной <...> П.П., в качестве матроса на судне, пришедшем из г. Нарвы был также заявлен <...> П.П. у суда не возник вопрос, что делал <...>, не являющийся профессиональным матросом и не получавший разрешения от якобы владельца судна – ООО «Первая гильдия», на борту чужого судна, в то время как все факты указывают на то, что судно принадлежит <...> на праве собственности. ООО «Первая гильдия» не заявляло убытие судна, не выдавало никаких доверенностей. При завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны декларантом может выступать как лицо, являющееся декларантом, так и иное лицо, отвечающее требованиям ст. 186 ТК ТС в зависимости об обстоятельств использования товаров. Документы, поданные в связи с убытием судна были представлены не ООО «Первая гильдия», а лицом, уполномоченным нотариальной доверенностью <...> П.П. – <...> А.А. Как следует из постановления, судно покинуло Калининградскую область под управлением <...> А.А., убытие в респ. Польша было произведено с разрешения таможенного органа. Указанное свидетельствует о том, что товар, заявленный в таможенной процедуры «свободной таможенной зоны» имеет статус иностранного товара при соблюдении таможенных формальностей может быть вывезен собственником товара с территории Калининградской области на территорию третьих стран, не являющихся странами Таможенного союза. ООО «Первая гильдия» не сообщало в таможенный орган об убытии судна, не заключало договор на транспортировку судна. Судом неправильно применены нормы материального права. Действие п. 2 ст. 15 Соглашения о СЭЗ, предусматривающие необходимость завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны при передаче права владения, пользования или распоряжения товарами, не распространяется на правоотношения сторон на территории Калининградской области. Правоотношения на территории Калининградской области регулируются федеральным законом РФ «Об особой экономической зоне в Калининградской области…» от 10 января 2006 года № 16-ФЗ, а в части, не урегулированной, применяется соглашение о СЭЗ. Судом также неправильно применены нормы ТК ТС. Ст. 79 ТК ТС определено, что плательщиками таможенных пошлин и налогов, являются декларанты. П. 11 ст. 1 Соглашения о СЭЗ регламентировано, что при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны в ОЭЗ в Калининградской области декларантом может быть как юридическое лицо, декларировавшее товар, так и лицо, имеющее право владения, пользования или распоряжения товаром при отсутствии внешнеэкономической сделки. В Калининградскую таможню <...> были перечислены денежные средства по соответствующим платежным поручениям в размере таможенных платежей. <...> письменно обратился в Калининградскую таможню, заявив, что является собственником транспортного средства. Давая объяснения, имеющиеся в материалах дела, не отрицал наличие договора купли-продажи катера, поясняя, что договор был похищен вместе с машиной <дата>, по факту чего было возбуждено уголовное дело № 11701400001701563. предположительно, изменение объяснений, связано с наличием у <...> судимости. <...> не обращался в суд с заявлением о признании договора купли-продажи недействительным. Доказательством того, что собственником катера является <...>, являются сведения, указанные в судовом билете судна, маломерное судно зарегистрировано в ГИМС на имя <...>. Судовой билет никем не был оспорен на момент рассмотрения дела.
Законный представитель ООО «Первая Гильдия» в Санкт-Петербургский городской суд не явился, согласно пояснениям защитников Воронина А.В. и Шелеговой С.М. о месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, защитники не возражали против рассмотрения жалобы в отсутствие законного представителя.
Защитники Воронин А.В. и Шелегова С.М., явившиеся в судебное заседание, поддержали доводы жалобы. Дополнили доводы жалобы тем, что судом ошибочно был сделан вывод о недействительности договора купли-продажи судна <...> только на основании его пояснений. Судом не было учтено, что местом заключения договора купли-продажи судна <...> был Санкт-Петербург, а местом передачи судна – г. Калининград. Изъятие судна произошло также у <...>, опрошенные свидетели пояснили, что судно принадлежит <...>. <...> с каким-либо иском о признании договора купли-продажи судна в суд не обращался.
Старший уполномоченный по особо важным делам Северо-Западной оперативной таможни <...> Д.Ю., допрошенная в ходе судебного заседания, пояснила, что она лично опрашивала <...> П.П., он также был допрошен в рамках уголовного дела, который пояснил, что никогда не заключал договор купли-продажи судна, отрицал, что подпись на договоре купли-продажи судна выполнена им, в рамках уголовного дела была проведена почерковедческая экспертиза, которая это подтвердила, в дату, когда заключался договор купли-продажи не находился на территории Калининградской области.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, считаю постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст.ст.26.1 и 26.11 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежит установлению событие административного правонарушения; судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности, а принятое решение должно быть мотивированным.
В ходе рассмотрения настоящего дела судом указанные требования закона не выполнены.
Частью 2 ст. 16.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены, в том числе передача права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенной процедурой, другому лицу без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно.
Объективную сторону составляет пользование или распоряжение товарами и (или) транспортными средствами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены, либо передача права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров или транспортных средств прав владения, пользования или распоряжения другому лицу без разрешения или письменного уведомления таможенного органа.
В нарушение требований ст. 26.1 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении отсутствует конкретное описание события административного правонарушения – дата, место, время его совершения и действия, совершенные юридическим лицом, образующие объективную сторону правонарушения.
Кроме того, субъектом данного административного правонарушения является лицо, распорядившееся товаром или использовавшее товар в нарушение таможенной процедуры, под которую этот товар был помещен.
Из материалов дела усматривается, что на основании договора купли-продажи транспортного средства ARCTIC COMMUTER 26 №... от <дата>, собственником транспортного средства на момент перемещения судна за пределы Калининградской области ООО «Первая гильдия» не являлось, поскольку договор купли-продажи судна в официальном порядке не расторгнут и не признан недействительным, в органах регистрации маломерных судов не аннулирована запись о владении данным судном <...> П.П., таким образом факт перемещения юридическим лицом судна материалами дела не подтвержден. Образует ли объективную сторону состава административного правонарушения продажа судна декларантом какому-либо лицу и кем при условии продажи судна должна была быть выполнена обязанность по уплате таможенных платежей, судом не исследовалось.
Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего дела были допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что на основании п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ влечет отмену вынесенного постановления и направление дела на новое рассмотрение, в ходе которого подлежат исследованию остальные доводы жалобы.
С учётом изложенного и, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление судьи Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 14 мая 2018 года о признании ООО «Первая гильдия» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.19 ч. 2 КоАП РФ – отменить, дело возвратить в Приморский районный суд Санкт-Петербурга на новое рассмотрение.
Судья Калинина И.Е.