№ 12-780/2019
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень 11 ноября 2019 года
Судья Центрального районного суда г. Тюмени Ильин А.Д. (<адрес>),
с участием:
помощника прокурора <адрес> Колмаковой К.Г.,
лица, привлеченного к административной ответственности ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении
ФИО1, <данные изъяты> ранее не привлекавшейся к административной ответственности за однородные правонарушения,
привлечённой к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – главный специалист отдела организации социального обслуживания Управления социальной защиты населения <адрес> и <адрес> ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей в доход государства за то, что ФИО1, являясь главным специалистом отдела организации социального обслуживания Управления социальной защиты населения <адрес> и <адрес>ДД.ММ.ГГГГ при обработке персональных данных, нарушила требования ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ.
На данное постановление ФИО1 была подана жалоба, в которой она просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения. Жалобу обосновывает тем, что при приеме заявления о предоставлении социальных услуг гражданам разъясняется перечень документов для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, прилагаемых к заявлению в обязательном порядке и по желанию. При наличии у гражданина, нуждающегося в помощи и уходе родственников (иных членов семьи) либо иных лиц, которые обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечить ему помощь и уход, гражданин информируется о необходимости предоставления документов, подтверждающих отсутствие возможности обеспечения родственниками помощи и ухода.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 9.9 Административного регламента предоставления Департаментом социального развития <адрес> государственной услуги по признанию гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, к заявлению о предоставлении государственной услуги, гражданин в обязательном порядке прилагает документы, подтверждающие отсутствие возможности обеспечения родственниками помощи и ухода гражданину. Перечень указанных документов не перечислен, то есть является открытым. Таким образом, к заявлению приобщаются все представленные гражданином документы.
ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Помощник прокурора Колмакова К.Г. в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, пояснила, что вынесенное постановление мирового судьи является законным и обоснованным.
Выслушав ФИО1, помощника прокурора Колмакову К.Г., исследовав представленные материалы дела, судья находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 13.11 КоАП РФ определено, что обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, не совместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
В соответствии с ч. 2 ст. 3 указанного Федерального закона оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных.
В силу ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проведения прокуратурой <адрес> проверки соблюдения законодательства о персональных данных при реализации представленных полномочий в Управлении социальной защиты населения <адрес> и <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, выявлено нарушение персональных прав граждан, а именно обработка персональных данных в случаях, непредусмотренных Федеральным законом № 152-ФЗ: в пакетах документов заявителей на предоставление государственной услуги, имеются копии паспортов, трудовых книжек членов семей заявителей, однако, данные документы не предусмотрены исчерпывающим перечнем документов (Административный регламент предоставления Департаментом социального развития <адрес> государственной услуги по признанию гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, утвержден распоряжением Департамента социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№), согласия на обработку персональных данных от лиц, не являющихся заявителями, Управлением не получены.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО1 подтверждается собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, решением о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ, копией справки по соблюдению законодательства в области персональных данных в Управление социальной защиты населения <адрес> и <адрес>, копиями заявлений граждан о предоставлении социальных услуг и приложенными документами; копией приказа начальника Управления социальной защиты населения <адрес> и <адрес> об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации и копией данного положения; исследованными и оцененными мировым судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Распоряжением Департамента социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Административный регламент предоставления Департаментом социального развития <адрес> государственной услуги по признанию гражданина нуждающимся в социальном обслуживании.
Согласно п. 9.9 данного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления услуги. Копии паспортов, трудовых книжек и иных документов членов семьи, родственников заявителей данным перечнем не установлены.
Таким образом, действиям ФИО1 дана верная юридическая оценка по ч. 1 ст. 13.11. КоАП РФ, поскольку в полном объеме установлено, что ФИО1, являясь должностным лицом – главным специалистом отдела организации социального обслуживания Управления социальной защиты населения <адрес> и <адрес>, осуществила обработку персональных данных третьих лиц без их согласия в рамках документов по предоставлению государственной услуги.
Доводы ФИО1 о том, что в ее действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, опровергается исследованными в судебном заседании доказательствами при рассмотрении дела об административном правонарушении, что отражено в итоговом процессуальном документе, в котором установлены все обстоятельства совершенного правонарушения. Исследованные доказательства являются допустимыми, и у суда апелляционной инстанции сомнений не вызывают, поскольку нарушений при их составлении не обнаружено.
Согласно положениям ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ст. 29.10 КоАП РФ: отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.
Наказание ФИО1 назначено по правилам ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом назначено с учетом общественной опасности совершенного административного правонарушения, личности правонарушителя, ее отношения к содеянному, наличия смягчающих и отсутствия отягчающих наказание обстоятельств, и является справедливым.
Каких-либо нарушений КоАП РФ, при формировании материалов дела об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении, не допущено.
Оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ судья
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья А.Д. Ильин