ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-781/19 от 16.09.2019 Железнодорожного районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 12-781/2019

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Хабаровск 16 сентября 2019 года

Судья Железнодорожного районного суда города Хабаровска Забелина В.А.,

с участием генерального директора ООО «БАС ТРЭВЭЛ» ФИО1, представителей ФИО3, ФИО4, должностного лица государственного инспектора Дальневосточного межрегионального УГАДН ФСНСТ ФИО5

рассмотрев в судебном разбирательстве в помещении Железнодорожного районного суда г.Хабаровска жалобу генерального директора ООО «БАС ТРЭВЭЛ» - ФИО1 на постановление главного государственного инспектора Дальневосточного межрегионального УГАДН ФСНСТ ФИО23 27 № 009660/661 от 31.07.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.11.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица ООО «БАС ТРЭВЭЛ»,

УСТАНОВИЛ:

Генеральный директор ООО «БАС ТРЭВЭЛ» ФИО1 обратился в суд с жалобой на постановление главного государственного инспектора Дальневосточного межрегионального УГАДН ФСНСТ ФИО23 27 № 009660/661 от 31.07.2019 года о привлечении юридического лица ООО «БАС ТРЭВЭЛ» к административной ответственности по ч.4 ст.11.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Согласно поступившей жалобе ФИО1, действуя, как законный представитель в интересах юридического лица ООО «БАС ТРЭВЭЛ», считает постановление 27 № 009660/661 от 31.07.2019 года незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, а производство прекращению, поскольку санкция ч.4 ст. 11.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях не может быть применима, так как Общество осуществляет перевозки пассажиров и багажа по Заказу, по договорам фрахтования, которые ни кем не оспорены.

ООО «БАС ТРЭВЭЛ» (фрахтовщик) и ООО «Туристическая компания «БАС ТРЭВЭЛ» (фрахтователь), 01.01.2018г. и 15.06.2019г., заключили договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров по заказу, с перезаключением на неопределённый срок (далее Договор). По маршруту г. Хабаровск - Советская Гавань. По условиям Договора, фрахтовщик обязался за обусловленную п. 2.1 договора плату, предоставить фрахтователю по его заявке (п.п. 1.1., 1.2.) автотранспортные средства, автобусы категории МЗ, для перевозки определенного круга пассажиров и багажа по маршруту, указанному в заявке, а фрахтователь обязуется их принять и оплачивать фрахт. Срок выполнения указанной перевозки -12 часов с момента отправления. Фрахтователь обязуется обеспечить допуск пассажиров для посадки в транспортное средство согласно списку пассажиров, передаваемого фрахтовщику перед каждой перевозкой (п.3.2.1 Договора).

Заявитель, законный представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности генеральный директор ООО «БАС ТРЭВЭЛ» ФИО1, представители ФИО3, ФИО4, в судебном разбирательстве, дополняя друг друга, дали пояснения, в обоснование доводов, изложенных в жалобе. ФИО1 предоставил для приобщения к материалам дела документы в обоснование своей позиции. Письменных ходатайств, подлежащих рассмотрению с вынесением определения, суду не поступало.

Должностное лицо, составившее протокол и вынесшее постановление по делу, главный государственный инспектор Дальневосточного межрегионального УГАДН ФСНСТ ФИО23 в судебное разбирательство не явился.

Должностное лицо Органа - государственный инспектор Дальневосточного межрегионального УГАДН ФСНСТ ФИО5, не согласившись с доводами жалобы, дал пояснения, согласно которым считает, что собранными материалами по делу подтверждается довод Органа что ООО «БАС ТРЭВЭЛ» фактически осуществляет именно регулярные перевозки пассажиров, дублируя официальных перевозчиков по указанным маршрутам №311 и №311А, имеющих соответствующее разрешение и документы, в том числе и карту маршрута, заключенный договор фрахтования с ООО «БАС ТРЭВЭЛ» полагает заключенным формально, поскольку перевозка пассажиров осуществляется по одному и тому же маршруту, по времени согласно расписанию, которое имеется как в посадочных талонах, так и на киоске, расположенном на автовокзале, в котором любое лицо может приобрести билет, посадочный талон, для осуществления поездки по указанному маршруту, не приобретая туристической путевки. На вопросы суда, какие конкретно нормы нарушены Обществом при осуществлении деятельности по перевозки пассажиров по договору фрахтования по указанному маршруту, пояснить не смог.

Заслушав участвующих лиц, изучив материалы дела об административном правонарушении, жалобу на постановление по делу, дополнительно предоставленные суду материалы, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом, суд не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Исходя из требований ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

В соответствии со ст.1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке. Неустранимые сомнения в виновности этого лица толкуются в пользу этого лица. Указанное лицо не обязано доказывать свою невиновность. Обязанность доказать факт совершения административно-наказуемого деяния и вину привлекаемого к ответственности лица возложена законом на должностное лицо, возбудившее дело об административном правонарушении.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении исхожу из закрепленного в ст.1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях принципа административной ответственности – презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административной ответственности.

Статья 11.33 ч.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным.

Как установлено в судебном разбирательстве, в соответствии с распоряжением начальника Дальневосточного межрегионального Управления государственного автодорожного надзора ФИО6 от 17.12.2018 года, согласно которому поручено проводить с 01.01.2019 года по 30.06.2019 года проверки ТС в процессе их эксплуатации по выполнению юридическими лицами и ИП при осуществлении своей деятельности требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ в области автомобильного транспорта согласно планов работ январь- июнь 2019 года на основании плановых(рейдовых) заданий, Дальневосточным межрегиональным УГАДН ФСНСТ в период с 14.05.2019 года по 05.07.2019 года при проверке автотранспорта, выполняющего перевозки пассажиров по маршрутам «г.Хабаровск-п.Ванино-г.Советская Гавань», проведена проверка ТС юридического лица ООО «БАС ТРЭВЭЛ», осуществляющего предпринимательскую деятельность в области транспорта, связанную с перевозкой пассажиров автобусами в междугородном сообщении, а именно при осуществлении перевозки пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок пассажиров №№ 311, 311А «Хабаровск - Советская Гавань».

Определением гл.государственного инспектора Дальневосточного межрегионального УГАДН ФСНСТ ФИО23 №313 от 08.07.2019 года в отношении юридического лица ООО «БАС ТРЭВЭЛ» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.11.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с выявлением в ходе вышеуказанной проверке нарушений в деятельности юридического лица в области транспорта, связанной с перевозкой пассажиров автобусами в междугородном сообщении, а именно нарушения порядка использования автобуса, выразившегося в осуществлении перевозки пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок пассажиров №№ 311, 311А «Хабаровск - Советская Гавань», при отсутствии карты маршрута. Согласно определению, выявленные нарушения зафиксированы актами проверок.

24.07.2019 года главным государственным инспектором Дальневосточного межрегионального УГАДН ФСНСТ ФИО23 в отношении юридического лица ООО «БАС ТРЭВЭЛ» составлен протокол 27 №012743 об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.11.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Из протокола следует, что юридическое лицо ООО «БАС ТРЭВЭЛ», осуществляя предпринимательскую деятельность в области транспорта, связанную с перевозкой пассажиров автобусами в межмуниципальном сообщении, допустило в период с 14.05.2019 года по 05.07.2019 года по адресу: 680052, <адрес>, <адрес> нарушение порядка использование автобуса, выразившееся в осуществлении перевозки пассажиров и багажа по регулярным маршрутам № № 311, 311А «г.Хабаровск – п.Ванино - г.Советская Гавань» без оформления соответствующих разрешительных документов, а именно: при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок, тем самым нарушив требования п.20 ч.1 ст.3, ч.10 ст.4, ч.8 ст.14, ч.2,3 ст.17, ч.2, п.2 ч.4 ст.28, п.1 ч.1, ч.3 ст.35 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об организации регулярных перевозок).

Протокол составлен в отсутствии законного представителя юридического лица – генерального директора ООО «БАС ТРЭВЭЛ» ФИО1, в отсутствии иного представителя. Копия протокола направлена ООО «БАС ТРЭВЭЛ».

31.07.2019 года дело об административном правонарушении рассмотрено по существу, по результатам рассмотрения дела главным государственным инспектором Дальневосточного межрегионального УГАДН ФСНСТ Носковым Д.В. вынесено постановление серии 27 №009660, согласно которому юридическое лицо ООО «БАС ТРЭВЭЛ» привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.11.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей. Дело рассмотрено по существу без участия законного представителя юридического лица или иного представителя, копия постановления направлена в адрес юридического лица.

В обоснование выявленных нарушений должностное лицо ссылается на акты результатов планового осмотра.

Согласно постановлению, а так же протоколу об административном правонарушении 27 № 012743 от 24.07.2019 года, в период с 14.05.2019 года по 05.07.2019 года при проведении проверки выявлены следующие нарушения:

14.05.2019 г. (акт № 02/05) в 08 час. 15 мин. в г. Советская Гавань на ул. Первомайской (ост. пункт «Дом культуры») под управлением водителя ФИО7 осуществлялась перевозка пассажиров в межмуниципальном сообщении по маршруту «г. Советская Гавань - п. Ванино - г. Хабаровск» на автобусе DAEWOO BH-116, государственный регистрационный знак , принадлежащем ООО «Бас Трэвэл», при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок;

14.05.2019 г. (акт № 05/05) в 18 час. 45 мин. в г. Советская Гавань на ул. Первомайской (ост. пункт «Дом культуры») под управлением водителя ФИО8 осуществлялась перевозка пассажиров в межмуниципальном сообщении по маршруту «г. Советская Гавань - п. Ванино - г. Хабаровск» на автобусе DAEWOO ВН-119, государственный регистрационный знак , принадлежащем ООО «Бас Трэвэл», при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок;

14.05.2019 г. (акт № 06/05) в 19 час. 15 мин. в г. Советская Гавань на ул. Первомайской (ост. пункт «Дом культуры») под управлением водителя ФИО9 осуществлялась перевозка пассажиров в межмуниципальном сообщении по маршруту «г. Советская Гавань - п. Ванино - г. Хабаровск» на автобусе DAEWOO ВН-119, государственный регистрационный знак 27, принадлежащем ООО «Бас Трэвэл», при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок;

15.05.2019 г. (акт № 07/05) в 08 час. 15 мин. в г. Советская Гавань на ул. Первомайской (ост. пункт «Дом культуры») под управлением водителя ФИО10 осуществлялась перевозка пассажиров в межмуниципальном сообщении по маршруту «г. Советская Гавань - п. Ванино - г. Хабаровск» на автобусе DAEWOO ВН-119, государственный регистрационный знак принадлежащем 000 «Бас Трэвэл», при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок;

04.06.2019 г. (акт № 02/06) в 08 час. 15 мин. в г. Советская Гавань на ул. Первомайской (ост. пункт «Дом культуры») под управлением водителя ФИО9 осуществлялась перевозка пассажиров в межмуниципальном сообщении по маршруту «г. Советская Гавань - п. Ванино - г. Хабаровск» на автобусе DAEWOO ВН-119, государственный регистрационный знак , принадлежащем ООО «Бас Трэвэл», при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок;

05.06.2019 г. (акт № 03/06) в 08 час. 15 мин. в г. Советская Гавань на ул. Первомайской (ост. пункт «Дом культуры») под управлением водителя ФИО10 осуществлялась перевозка пассажиров в межмуниципальном сообщении по маршруту «г. Советская Гавань - п. Ванино - г. Хабаровск» на автобусе DAEWOO ВН-119, государственный регистрационный знак , принадлежащем ООО «Бас Трэвэл», при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок;

06.06.2019 г. (акт № 04/06) в 08 час. 15 мин. в г. Советская Гавань на ул. Первомайской (ост. пункт «Дом культуры») под управлением водителя ФИО9 осуществлялась перевозка пассажиров в межмуниципальном сообщении по маршруту «г. Советская Гавань - п. Ванино - г. Хабаровск» на автобусе DAEWOO ВН-119, государственный регистрационный знак , принадлежащем ООО «Бас Трэвэл», при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок;

06.06.2019 г. (акт № 452) в 08 час. 37 мин. в г. Хабаровске на ул. Воронежской, д. 19 (ост. пункт «Автовокзал») под управлением водителей ФИО11, ФИО12 осуществлялась перевозка пассажиров в межмуниципальном сообщении по маршруту «г. Хабаровск - п. Ванино - г. Советская Гавань» на автобусе DAEWOO ВН-119, государственный регистрационный знак принадлежащем ООО «Бас Трэвэл», при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок;

10.06.2019 г. (акт № 05/06) в 08 час. 15 мин. в г. Советская Гавань на ул. Первомайской (ост. пункт «Дом культуры») под управлением водителя ФИО10 осуществлялась перевозка пассажиров в межмуниципальном сообщении по маршруту «г. Советская Гавань - п. Ванино - г. Хабаровск» на автобусе DAEWOO ВН-119, государственный регистрационный знак принадлежащем ООО «Бас Трэвэл», при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок;

13.06.2019 г. (акт № 07/06) в 08 час. 15 мин. в г. Советская Гавань на ул. Первомайской (ост. пункт «Дом культуры») под управлением водителя ФИО10 осуществлялась перевозка пассажиров в межмуниципальном сообщении по маршруту «г. Советская Гавань - п. Ванино - г. Хабаровск» на автобусе DAEWOO ВН-119, государственный регистрационный знак , принадлежащем ООО «Бас Трэвэл», при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок;

14.06.2019 г. (акт № 08/06) в 08 час. 15 мин. в г. Советская Гавань на ул. Первомайской (ост. пункт «Дом культуры») под управлением водителя ФИО7 осуществлялась перевозка пассажиров в межмуниципальном сообщении по маршруту «г. Советская Гавань - п. Ванино - г. Хабаровск» на автобусе DAEWOO ВН-116, государственный регистрационный знак , принадлежащем ООО «Бас Трэвэл», при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок;

25.06.2019 г. (акт № 10/06) в 09 час. 50 мин. в п. Ванино на ул. Молодежной, д. 4 под управлением водителя ФИО9 осуществлялась перевозка пассажиров в межмуниципальном сообщении по маршруту «г. Советская Гавань - п. Ванино - г. Хабаровск» на автобусе DAEWOO ВН-119, государственный регистрационный знак принадлежащем ООО «Бас Трэвэл», при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок;

26.06.2019 г. (акт № 11/06) в 09 час. 45 мин. в п. Ванино на ул. Молодежной, д. 4 под управлением водителя ФИО10 осуществлялась перевозка пассажиров в межмуниципальном сообщении по маршруту «г. Советская Гавань - п. Ванино - г. Хабаровск» на автобусе DAEWOO ВН-119, государственный регистрационный знак , принадлежащем ООО «Бас Трэвэл», при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок;

27.06.2019 г. (акт № 495) в 08 час. 35 мин. в г. Хабаровске на ул. Воронежской, д. 19 (ост. пункт «Автовокзал») под управлением водителей ФИО9, ФИО13 осуществлялась перевозка пассажиров в межмуниципальном сообщении по маршруту «г. Хабаровск - п. Ванино - г. Советская Гавань» на автобусе DAEWOO ВН-119, государственный регистрационный знак , принадлежащем ООО «Бас Трэвэл», при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок;

28.06.2019 г. (акт № 505) в 08 час. 40 мин. в г. Хабаровске на ул. Воронежской, д. 19 (ост. пункт «Автовокзал») под управлением водителей ФИО10, ФИО14 осуществлялась перевозка пассажиров в межмуниципальном сообщении по маршруту «г. Хабаровск - п. Ванино - г. Советская Гавань» на автобусе DAEWOO ВН-119, государственный регистрационный знак , принадлежащем ООО «Бас Трэвэл», при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок;

01.07.2019 г. (акт № 515) в 08 час. 35 мин. в г. Хабаровске на ул. Воронежской, д. 19 (ост. пункт «Автовокзал») под управлением водителей ФИО11, ФИО12 осуществлялась перевозка пассажиров в межмуниципальном сообщении по маршруту «г. Хабаровск - п. Ванино - г.Советская Гавань» на автобусе DAEWOO BH-119, государственный регистрационный знак 27, принадлежащем ООО «Бас Трэвэл», при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок;

02.07.2019 г. (акт № 521) в 08 час. 35 мин. в г. Хабаровске на ул. Воронежской, д. 19 (ост. пункт «Автовокзал») под управлением водителей ФИО8, ФИО15 осуществлялась перевозка пассажиров в межмуниципальном сообщении по маршруту «г. Хабаровск - п. Ванино - г. Советская Гавань» на автобусе DAEWOO BH-119, государственный регистрационный знак принадлежащем ООО «Бас Трэвэл», при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок;

03.07.2019 г. (акт № 529) в 08 час. 37 мин. в г. Хабаровске на ул. Воронежской, д. 19 (ост. пункт «Автовокзал») под управлением водителей ФИО14, ФИО16 осуществлялась перевозка пассажиров в межмуниципальном сообщении по маршруту «г. Хабаровск - п. Ванино - г. Советская Гавань» на автобусе DAEWOO BH-119, государственный регистрационный знак , принадлежащем ООО «Бас Трэвэл», при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок;

04.07.2019 г. (акт № 537) в 08 час. 37 мин. в г. Хабаровске на ул. Воронежской, д. 19 (ост. пункт «Автовокзал») под управлением водителей ФИО17, ФИО18 осуществлялась перевозка пассажиров в межмуниципальном сообщении по маршруту «г. Хабаровск - п. Ванино - г. Советская Гавань» на автобусе DAEWOO BH-119, государственный регистрационный знак , принадлежащем ООО «Бас Трэвэл», при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок;

05.07.2019 г. (акт № 538) в 08 час. 35 мин. в г. Хабаровске на ул. Воронежской, д. 19 (ост. пункт «Автовокзал») под управлением водителей ФИО19, ФИО20 осуществлялась перевозка пассажиров в межмуниципальном сообщении по маршруту «г. Хабаровск - п. Ванино - г. Советская Гавань» на автобусе DAEWOO BH-119, государственный регистрационный знак принадлежащем на праве собственности ФИО1, находящемся в эксплуатации у ООО «Бас Трэвэл» по путевому листу от 05-ДД.ММ.ГГГГ, при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок.

Таким образом, должностным лицом административного органа, согласно постановления, в деянии юридического лица ООО «БАС ТРЭВЭЛ» установлено нарушение требований п.20 ч.1 ст.3, ч.10 ст.4, ч.8 ст.14, ч.2,3 ст.17, ч.2, п.2 ч.4 ст.28, п.1 ч.1, ч.3 ст.35 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об организации регулярных перевозок) при обстоятельствах, изложенных в постановлении.

В обоснование вины юридического лица, должностное лицо ссылается на акты проверок.

Вместе с тем, как установлено судом, во всех актах проверок должностными лицами указан вид перевозки –заказная, при этом отсутствие карт маршрута регулярных перевозок зафиксировано только актами: №06/05 от 14.05.2019 года, №03/06 от 05.06.2019 года, № 04/06 от 06.06.2019 года, №10/06 от 25.06.2019 года, в установочной части акта, тогда как, о выявлении нарушения в виде отсутствия карты маршрута сведений нет.

В актах №02/05 от 14.05.2019, №05/05 от 14.05.2019 года, №07/05 от 15.05.2019 года, №02/06 от 04.06.2019 года, №452 от 06.06.2019 года, №05/06 от 10.06.2019 года, №07/06 от 13.06.2019 года, №08/06 от 14.06.2019 года, №11/06 от 26.06.2019 года, №538 от 05.07.2019 года сведений об отсутствии, либо наличии карт маршрута вообще не имеется.

В актах № 495 от 27.06.2019 года, №505 от 28.06.2019 года, №515 от 01.07.2019 года, №521 от 02.07.2019 года, №529 от 03.07.2019, №537 от 04.07.2019 года, инспектором Ватлиным С.С. указано, что нарушения в ходе осмотра ТС отсутствуют.

Кроме того, как следует из установленной должностным лицом объективной стороны состава вменяемого юридическому лицу правонарушения, вменяются факты от 14.05.2019 года (акт №02/05), от 14.05.2019 года (акт№05/05), от 14.05.2019 года (акт №06/05), от 15.05.2019 года (акт №07/05), по которым срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях истек, как на дату составления протокола об административном правонарушении, так и соответственно на дату вынесения постановления по существу.

С учетом вышеизложенного, исследованных материалов дела и дополнительно предоставленных заявителем в судебное разбирательство документов и материалов, считаю, что протокол об административном правонарушении не соответствует требованиям ст.28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, равно как и вынесенное по делу постановление о привлечении юридического лица ООО «БАС ТРЭВЭЛ» к административной ответственности по ч.4 ст.11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не соответствует требованиям ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подлежит отмене по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст.2.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II Кодекса РФ об административных правонарушениях или законами РФ об административных правонарушениях.

При этом, согласно ч.2 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях -юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как установлено выше, согласно постановлению юридическому лицу вменяется нарушение требований п.20 ч.1 ст.3, ч.10 ст.4, ч.8 ст.14, ч.2,3 ст.17, ч.2, п.2 ч.4 ст.28, п.1 ч.1, ч.3 ст.35 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», при этом, указанными нормами установлено следующее.

В соответствии с п.20 ч.1 ст.3 Федерального закона от 13.07.2015 года №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.

Согласно ст.35 Федерального закона №220-ФЗ, следует, что к полномочиям Российской Федерации относится осуществление государственного контроля (надзора) в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при организации регулярных перевозок, в том числе проведение проверок: 1) наличия у водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, карты маршрута регулярных перевозок и соответствия технических характеристик такого транспортного средства сведениям, указанным в карте маршрута регулярных перевозок.

Указанные полномочия осуществляются органом государственного транспортного контроля. Контроль за выполнением иных, не указанных в части 1 статьи 35 настоящего Закона, условий государственного контракта, муниципального контракта или свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок организуется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными органами местного самоуправления, которые заключили данный государственный или муниципальный контракт или выдали данное свидетельство.

Указанные в пунктах 1, 2 части 1 статьи 35 настоящего Закона проверки осуществляются в процессе выполнения регулярных перевозок и не должны приводить к нарушению расписания.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере транспорта, по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление указанных в части 1 настоящей статьи полномочий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Частью 3 Закона установлено, что водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.

Как установлено ч.ч. 2,3 ст.17 Закона, право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок. Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.

Согласно ч.ч.1,2, 3 ст.28 Федерального закона от 13.07.2015 года №220-ФЗ следует, что карта маршрута регулярных перевозок оформляется на бланке или в форме электронной карты; бланк карты маршрута регулярных перевозок является документом строгой отчетности, защищенным от подделки; форма бланка карты маршрута регулярных перевозок и порядок его заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

В карте маршрута регулярных перевозок указываются сведения, перечисленные в части 4 ст. 28 Закона.

Согласно ч.10 ст.4 Федерального закона от 13.07.2015 года №220-ФЗ следует, что в течение семи дней со дня включения межрегионального маршрута регулярных перевозок в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок уполномоченный федеральный орган исполнительной власти выдает юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, уполномоченному участнику договора простого товарищества, которые обратились с заявлением об установлении межрегионального маршрута регулярных перевозок, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту регулярных перевозок и карты данного маршрута регулярных перевозок.

Согласно ч.8 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 года №220-ФЗ следует, что государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок.

Вместе с тем, данные нормы не являются запрещающими, кроме того, относятся к регулированию процесса осуществления регулярных пассажирских перевозок, тогда как Общество осуществляет заказные перевозки по договору фрахтования от 01.01.2018 года, и дополнительному соглашению к настоящему договору от 01.02.2018 года, агентскому договору от 01.01.2018 года. Фактическое осуществление Обществом перевозки пассажиров на основании договора фрахтования в период проверки подтверждается представленными стороной защиты материалами, и иного суду не представлено, и материалами дела не опровергается.

Согласно ст.787 ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами, кодексами и иными законами.

Договор фрахтования является разновидностью договора перевозки.

Виды перевозок пассажиров и багажа определены в ст.5 Федерального закона «Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 №259-ФЗ и подразделяются на регулярные перевозки, перевозки по заказам и перевозки легковым такси.

В соответствии со ст.7 Закона №259-ФЗ и ст.ст.89-101 раздела III Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 (ред. от 10.11.2018) "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (далее Правил) следует, что перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со статьей 27 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".

Договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц.

Договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок допуска этих лиц к посадке в транспортное средство в соответствии с пунктом 92 Правил.

Посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем.

Договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком. Указанный заказ-наряд должен содержать обязательные реквизиты, которые представлены в приложении N 4. В заказе-наряде на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа по заказам.

Договор фрахтования или его копия, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключен в форме указанного заказа-наряда, находятся у водителя от начала до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов.

Транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью "Заказной", размещаемыми: а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; в) на заднем окне транспортного средства.

Высота таблички, размещаемой на лобовом стекле, не должна превышать 140 мм, а высота таблички, размещаемой на лобовом стекле транспортных средств категории "M3", - минимального расстояния между верхним краем лобового стекла и верхней границей зоны его очистки стеклоочистителем.

Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается краткое наименование фрахтовщика.

В случае если договором фрахтования предусматривается использование транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, на правой стороне кузова по ходу транспортного средства устанавливается указатель маршрута, на котором проставляются наименования начального и конечного, а также промежуточных остановочных пунктов маршрута (при их наличии).

Пункты посадки (высадки) пассажиров, используемые при перевозках неопределенного круга лиц, оборудуются указателями, на которых размещается следующая информация: а) условное изображение транспортного средства (автобуса, троллейбуса и трамвая), используемого для осуществления перевозок пассажиров и багажа по заказу; б) наименования конечного и промежуточных пунктов посадки (высадки) пассажиров; в) время начала и окончания движения транспортных средств по маршруту; г) расписание (для перевозок пассажиров и багажа, осуществляемых по расписанию); д) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

Пункты посадки (высадки) пассажиров, используемые для перевозок неопределенного круга лиц, могут совмещаться с остановочными пунктами маршрутов регулярных перевозок.

На указателях пунктов посадки (высадки) пассажиров, используемых при осуществлении перевозок неопределенного круга лиц, может быть размещена помимо информации, указанной в пункте 99 Правил, другая информация, связанная с осуществлением перевозок пассажиров и багажа по заказам.

Согласно п.п.21, 22 ст.2 Закона №259-ФЗ, фрахтователем является физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплачивать стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров и багажа.

Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при рассмотрении дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст.1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.

Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

С учетом анализа установленных в судебном разбирательстве по делу в отношении юридического лица обстоятельств, и положений ст. ст. 1.5, 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прихожу к выводу о недоказанности в данном случае факта совершения юридическим лицом вменяемого состава правонарушения.

Принимая во внимание вышеизложенное, полагаю, что должностным лицом не собрано достоверных и объективных доказательств, подтверждающих наличие в деянии юридического лица ООО «БАС ТРЭВЭЛ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иного суду не представлено. Выводы должностного лица в части обязательного наличия карты маршрута в связи с осуществлением ООО «БАС ТРЭВЭЛ» фактически регулярных перевозок пассажиров, носят предположительный характер, и объективно не подтверждаются доказательствами по делу. Кроме того, согласно актам проверок должностными лицами Органа установлен вид перевозки –заказная, при этом при описании выявленных нарушений либо отсутствует информация о выявленном факте нарушения в виде отсутствия карты маршрута, либо прямо указано на отсутствие нарушений, таким образом оснований для принятия данных актов как повода к возбуждению дел, так и к принятию их в качестве доказательства вины, отсутствуют, и иного обоснования и доказательств наличия нарушений требования закона при осуществлении пассажирских перевозок, должностным лицом не представлено, и в постановлении не приведено, в связи с чем, нахожу, что вменяемое согласно постановлению юридическому лицу деяние не корреспондирует ч.4 ст.11.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях, представленные материалы дела, и с учетом дополнительно предоставленных суду материалов стороной защиты, являются недостаточными для установления факта осуществления ООО «БАС ТРЭВЭЛ» регулярных перевозок, договор фрахтования является действующим, и иного суду не представлено. Кроме того, договор фрахтования не является по существу предметом рассмотрения настоящей жалобы, в связи с чем, у юридического лица в силу закона отсутствовала обязанность иметь карту маршрута. Согласно ч.4 чст.11.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обязательными для установления признаками объективной стороны являются именно установление факта осуществления регулярных перевозок и обязательность наличия карты маршрута, что не было установлено должностным лицом, привлечение юридического лица к ответственности не может основываться на предположениях и субъективных доказательствах по делу, иных объективных доказательств вины во вменяемом составе, достаточных для оценки судом доводов стороны защиты, должностным лицом суду не представлено.

Оценивая предоставленные суду в ходе рассмотрения жалобы материалы дела и дополнительно предоставленные ФИО1 материалы и документы, полагаю, что доводы, положенные должностным лицом в основу выводов о том, что Общество фактически осуществляет регулярную перевозку пассажиров, в том числе осуществление перевозки пассажиров по одному и тому же маршруту, по времени согласно расписанию, которое имеется как в посадочных талонах, так и на киоске, расположенном на автовокзале, в котором любое лицо может приобрести билет, посадочный талон, для осуществления поездки по указанному маршруту, не приобретая туристической путевки, не нарушает действующего законодательства о перевозках пассажиров автомобильным транспортом и не подтверждает однозначно осуществление ООО «БАС ТРЭВЭЛ» регулярных перевозок пассажиров и багажа под видом заказных.

Учитывая вышеизложенное, нахожу доводы жалобы и стороны защиты подлежащими частичному удовлетворению.

На основании изложенного, считаю, постановление главного государственного инспектора Дальневосточного межрегионального УГАДН ФСНСТ ФИО23 27 № 009660/661 от 31.07.2019 года в отношении юридического лица ООО «БАС ТРЭВЭЛ» подлежащим отмене за недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено, производство по делу подлежащим прекращению на основании п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление главного государственного инспектора Дальневосточного межрегионального УГАДН ФСНСТ ФИО29 27 № 009660/661 от 31.07.2019 года о привлечении юридического лица ООО «БАС ТРЭВЭЛ» к административной ответственности по ч.4 ст.11.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей - отменить, производство по делу прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях за недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено, жалобу законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности ООО «БАС ТРЭВЭЛ» ФИО1 -удовлетворить частично.

Настоящее решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения, через Железнодорожный районный суд г.Хабаровска.

Судья Забелина В.А.