ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-781/20 от 14.12.2020 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 12-781/2020

г. Уфа 14 декабря 2020 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Рахматуллина А.М., при секретаре Булатовой С.Б.,

с участием: защитника Общества с ограниченной ответственностью «Дюртюлимелиоводстрой» ФИО1,

главного специалиста-эксперта Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии РБ Г.,

рассмотрев жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Дюртюлимелиоводстрой» ФИО2 на постановление судьи Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 30 октября 2020 года, которым:

Общество с ограниченной ответственностью «Дюртюлимелиоводстрой» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 110 000 руб.,

У С Т А Н О В И Л А:

протоколом об административном правонарушении государственного инспектора, главного специалиста-эксперта Нефтекамского территориального комитета Министерства экологии РБ В № 78 от 22 октября 2020 года в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Дюртюлимелиоводстрой» (далее - ООО «Дюртюлимелиоводстрой», общество) возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (л.д. 1-3).

Судьей Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан вынесено приведенное выше постановление от 30 октября 2020 года (л.д. 98-103).

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, директор общества ФИО2 выражает несогласие с постановлением судьи от 30 октября 2020 года, считая его незаконным, просит его отменить, указывая на отсутствие состава административного правонарушения (л.д. 108 - 111).

В возражениях на жалобу должностное лицо В, составивший протокол об административном правонарушении, указывает на несостоятельность ее доводов, просит жалобу оставить без удовлетворения.

Должностное лицо, составившее протокол, а также законный представитель ООО «Дюртюлимелиоводстрой» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. При таких обстоятельствах, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, отзыва, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.

Частью 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу требований ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Частью 1 ст. 22 названного закона предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 (далее - Правила № 1156) обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Как следует из материалов дела, во исполнение поручения заместителя министра природопользования и экологии Республики Башкортостан Ф № 30/3958-вн от 28 июля 2020 года об обеспечении постоянного надзора за соблюдением операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), региональными операторами схемы потоков ТКО, предусмотренной территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденной приказом Минэкологии Республики Башкортостан от 30 декабря 2019 года № 1198п, на основании распоряжения председателя Нефтекамского территориального комитета Минэкологии Республики Башкортостан К от 11 сентября 2020 года № 31-р о проведении плановых (рейдовых) осмотров, 12 сентября 2020 года главным специалистом-экспертом Нефтекамского территориального комитета Минэкологии Республики Башкортостан В проведен рейдовый осмотр территории, прилегающей к адрес.

В ходе рейдовых осмотров 12 сентября 2020 года выявлено несоблюдение региональным оператором по обращению с ТКО в зоне деятельности регионального оператора № 2 Республики Башкортостан ООО «Дюртюлимелиоводстрой» схемы потоков ТКО, предусмотренной территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденной приказом Минэкологии Республики Башкортостан от 30 декабря 2019 года № 1198п (далее – Территориальная схема), а именно: прием ТКО на полигоне ТБО г. Дюртюли, расположенном по адресу: адрес принятых на транспортировку с территории, расположенной по правому (по течению) берегу р. Белая г. Бирск Республики Башкортостан с автомобилей:

- мусоровоз, на шасси автомобиля - ..., государственный регистрационный номер №..., время прибытия на полигон ТКО г. Дюртюли -10.59 ч.;

- мусоровоз, на шасси автомобиля – ..., государственный регистрационный номер №..., время прибытия на полигон ТКО г. Дюртюли -10.49 ч.;

- мусоровоз, на шасси автомобиля - ... государственный регистрационный номер №..., время прибытия на полигон ТКО г. Дюртюли – 13.19 ч.

- мусоровоз, на шасси автомобиля - ..., государственный регистрационный номер №..., время прибытия на полигон ТКО г. Дюртюли – 13.43 ч.

Указанные обстоятельства подтверждаются:

протоколом об административном правонарушении № 78 от 22 октября 2020 года (л.д. 1 - 3);

территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Башкортостан (л.д. 6-9);

распоряжением Минэкологии Республики Башкортостан от 11 сентября 2020 года № 31-р о проведении плановых (рейдовых) осмотров (л.д. 14);

плановым рейдовым заданием на проведение планового (рейдового осмотра от 11 сентября 2020 года № 31 (л.д. 14 оборот)

актами рейдовых проверок от 12 сентября 2020 года (л.д. 11, 15);

фототаблицами к акту рейдового осмотра (л.д. 12-13, 16 - 20);

договором №... от 01 июля 2020 года на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора № 2 Республики Башкортостан, согласно которому ООО «БЭС «Союз» принял на себя обязательство по заявкам ООО «Дюртюлимелиоводстрой» оказывать услуги по транспортированию ТКО в границах ГО г. Агидель, ГО г. Нефтекамск, Аскинский район, Балтачевский район, Бирский район, Бураевский район, Дюртюлинский район, Илишевский район, Калтасинский район, Караидельский район, Краснокамский район, Мишкинский район, Татышлинский район, Янаульский район Республики Башкортостан в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Башкортостан (л.д. 33 - 43).

Достоверность, допустимость и относимость перечисленных доказательств, в том числе фотоматериала, сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.

Представленные доказательства проверены судьей Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности, им дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Довод заявителя о том, что ООО «Дюртюлимелиоводстрой» не является субъектом административного правонарушения, ответственность должно нести ООО «БЭС «Союз», осуществляющее деятельность по транспортированию ТКО, является необоснованным.

На основании договора аренды №... от 24 октября 2013 года ООО «Дюртюлимелиоводстрой» арендует у администрации г. Дюртюли Республики Башкортостан находящийся в муниципальной собственности земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного назначения с кадастровым номером №... по адресу: адрес, для размещения полигона твердых бытовых отходов и подъездной дороги к нему, общей площадью 92 993 кв.м. Полигон ТБО г. Дюртюли внесен в государственный реестр объектов размещения отходов под №....

На основании Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Башкортостан в зоне деятельности регионального оператора № 2 от 28 апреля 2018 года № 4/2018, составленного Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан, ООО «Дюртюлимелиоводстрой» наделено полномочиями регионального оператора по обеспечению сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО в пределах зоны деятельности регионального оператора № 2.

Согласно договору № 1152/20/РЕГ на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора № 2 Республики Башкортостан от 01 июля 2020 года, заключенному между ООО «Дюртюлимелиоводстрой» (заказчиком) и ООО «БЭС «Союз» (исполнителем), исполнитель принял на себя обязательства по заявкам заказчика оказывать услуги по транспортировке ТКО (п. 1.1). Заказчик производит постоянный мониторинг исполнения обязательств и проверяет маршруты техники по спутниковой навигации (п. п. 5.1, 5.2, 5.3).

Таким образом, ООО «БЭС «Союз» является лишь исполнителем по гражданско-правовому договору, оказывает ООО «Дюртюлимелиоводстрой» услуги по транспортированию ТКО.

Следовательно, ООО «Дюртюлимелиоводстрой», как региональный оператор по обращению с ТКО, является ответственным юридическим лицом за надлежащее исполнение обязанностей по размещению ТКО в соответствии с территориальной схемой размещения твердых коммунальных отходов, в том числе, за транспортирование отходов исполнителем по гражданско-правовому договору.

Ссылка заявителя на рисунок 7.3 схемы направления потоков ТКО в обоснование довода о возможности транспортирования отходов из Бирского района в Дюртюлинский район не может быть принята во внимание и не влечет удовлетворение жалобы.

В материалах дела копии указанного рисунка из территориальной схемы были представлены в черно-белом исполнении.

В судебное заседание в Верховном Суде Республики Башкортостан Минэкологии Республики Башкортостан представило копию рисунка 7.3 территориальной схемы направления потоков ТКО зоны регионального оператора № 2 в цветном исполнении.

Как пояснил свидетель Г, из цветного рисунка видно, что потоки ТКО из Бирского района предварительно подлежат обработке в Бирском районе (красная стрелка), а после чего направляются в Дюртюлинский район (синяя стрелка). Наличие на рисунке 7.3 альтернативной синей стрелки указывает, что в полигон ТКО г. Дюртюли возможно транспортировка отходов лишь из двух муниципальных образований Бирского района – Кусеевского и Чишминского сельсоветов ввиду расположения реки, где имеется понтонный мост, что отражено в таблице №3 письма от 15 августа 2018 года.

Оценка рисунка 7.3 территориальной схемы направления потоков ТКО в совокупности с положениями п. 23 стр. 159, п. 3 табл. 7.4 стр. 168, табл. 13.3 стр. 229 территориальной схемы подтверждает данные показания. Согласно приведенным пунктам территориальной схемы образованные на территории Бирского района отходы должны транспортироваться на объект обработки ИП В с захоронением хвостов (неперерабатываемых отходов) на полигоне ООО «Табигат» в г. Бирске.

Указанное также подтверждается и показаниями защитника ООО «Дюртюлимелиоводстрой» Закирова С.И. в суде первой инстанции, из которых следует, что из Бирского района ООО «Дюртюлимелиоводстрой» должно направлять все потоки г. Бирска и Бирского района для сортировки и захоронения непосредственно на полигон ООО «Табигат», которые отказались принимать у общества мусор, поэтому ООО «Дюртюлимелиоводстрой» стал вывозить ТКО на полигон в Дюртюлинском районе без сортировки мусора (л.д. 99).

Факт отказа в приеме отходов ТКО на полигон ООО «Табигат» от ООО «Дюртюлимелиоводстрой» с 16.00 ч. 17 июля 2020 года в связи с отказом последнего заключить договор на размещение отходов на полигоне ТБО в г. Бирске по ценам ранее действовавшего договора подтверждается письмом ООО «Табигат» № 02-03/377 от 17 июля 2020 года (л.д. 94).

Данное обстоятельство не освобождает ООО «Дюртюлимелиоводстрой» от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи первой судебной инстанции при рассмотрении дела, не представлено, каких-либо неустранимых сомнений в виновности ООО «Дюртюлимелиоводстрой» в совершении административного правонарушения в материалах дела также не имеется. Таким образом, принцип презумпции невиновности при производстве по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица нарушен не был.

Вопреки доводу жалобы, отсутствие протокола судебного заседания в суде первой инстанции не влечет отмену обжалуемого постановления, поскольку обязательное ведение протокола судебного заседания при рассмотрении дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено.

Назначенное юридическому лицу административное наказание с учетом характера общественной опасности деяния отвечает требованиям ст. 4.1 КоАП РФ и соответствует предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Вместе с тем имеются основания для изменения постановления судьи первой судебной инстанции.

Согласно ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 ст. 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

Из материалов дела следует, что резолютивная часть постановления оглашена судьей 30 октября 2020 года, постановление в полной форме изготовлено 02 ноября 2020 года, следовательно, датой его вынесения следует считать 02 ноября 2020 года (л.д. 97).

Указанные недостатки постановления подлежат исправлению путем внесения в него соответствующих изменений в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену судебного акта, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л А:

постановление судьи Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 30 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Дюртюлимелиоводстрой» изменить, указав дату его принятия «02 ноября 2020 года». В остальном судебный акт оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Дюртюлимелиоводстрой» ЮЕН – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан А.М. Рахматуллина

Справка: судья районного суда Крамаренко Е.Г.

дело районного суда № 5-339/2020