ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-782/17-12 от 07.11.2017 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

№12-782/17-12

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск 07 ноября 2017 года

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Парамонов Р.Ю., при секретаре Кожухаревой Ю.А., рассмотрев жалобу защитника Никитина А.М. на постановление Административной комиссии Петрозаводского городского округа от 18 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.2.14 Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях» в отношении ОАО «Российские железные дороги», ОГРН 1037739877295 от 23.09.2003г., ИНН 7708503727, КПП 77801001, юридический адрес: г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Административной комиссии Петрозаводского городского округа от 18 сентября 2017 года юридическое лицо ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.2.14 Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях» и подвергнуто административному штрафу в размере 50000 рублей.

В направленной в суд жалобе защитником ОАО «РЖД» Никитиным А.М. выражается несогласие с постановлением по делу об административном правонарушении и ставится вопрос о его отмене ввиду малозначительности допущенного правонарушения. В обоснование заявленных требований указывается на незамедлительное принятие юридическим лицом мер по устранению выявленных нарушений Правил благоустройства, отсутствие вреда интересам общества и государства.

В судебном заседании защитник ОАО «РЖД» Сокольницкий А.С. жалобу поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что в при проведении проверки нарушены требования Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку действия муниципального инспектора явно свидетельствуют о контрольных проверочных мероприятиях в отношении ОАО «РЖД». Осмотр территории производился как в полосе отвода, так и на железнодорожных путях, где свободный доступ ограничен и запрещен под угрозой административного наказания.

Представитель административного органа Сидоров А.В. возражал против удовлетворения жалобы, наставал на том, что правонарушение выявлено инспектором вне рамок проверки деятельности ОАО «РЖД» без доступа в ограниченные или запрещенные места.

Изучив доводы жалобы, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Часть 2 статьи 2.14 Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях» предусматривает ответственность за повторное нарушение установленных муниципальными правовыми актами правил благоустройства территорий муниципальных образований, за исключением случаев, предусмотренных иными статьями данного Закона, а также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Петрозаводского городского Совета от 03 июня 2014 года №27/27-414 утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе (далее – Правила благоустройства).

Оспариваемое постановление вынесено по тем основаниям, что ОАО "РЖД" повторно допустило нарушение пунктов 1,2,3 статьи 4, пунктов 1,2,3 статьи 5, пунктов 1,3 статьи 15, пунктов 1,2 статьи 25, п.4 статьи 31 Правил благоустройства в границах Петрозаводского городского округа.

Действия юридического лица квалифицированы по ч.2 ст.2.14 Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях».

Как следует из материалов дела, 21 июля 2017 года в период с 12 часов 15 минут до 13 часов 30 минут муниципальный инспектор отдела жилищного контроля и контроля в сфере благоустройства управления муниципального контроля аппарата Администрации Петрозаводского городского округа ФИО7 проведено обследование земельных участков с кадастровыми номерами 10:01:020110:004, 10:01:0010149:60, 10:01:010154:15, сформированных для эксплуатации железнодорожных путей ОАО «РЖД» (полоса отвода), от д. по улице Шотмана до улицы Гоголя в г. Петрозаводске, со стороны расположения железнодорожного вокзала, расположенного по адресу: г. Петрозаводск, площадь Гагарина д. и строений, находящихся на данных земельных участках (по адресам: г. Петрозаводск, пл. Гагарина д. ; г. Петрозаводск, пл. Гагарина д. ; г. Петрозаводск, ул. Красноармейская д.), в ходе которого выявлены многочисленные нарушения чистоты и поддержания порядка на территории Петрозаводского городского округа, о чем составлен акт с фототаблицей.

Проанализировав представленные доказательства и оценив позицию стороны защиты, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности события административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.2.14 Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях», и виновности привлекаемого юридического лица в его совершении.

Вместе с тем, с такими выводами согласиться нельзя, поскольку при вынесении оспариваемого постановления не учтены юридически значимые обстоятельства, влекущие за собой недопустимость собранных доказательств.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

По общему правилу проведение плановых или внеплановых проверочных мероприятий предполагает взаимодействие с юридическим лицом за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Положениями ст.8.3 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ предусмотрена организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, к числу которых относятся плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;

В силу ст.13.2 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ плановые (рейдовые) осмотры, обследования земельных участков проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также органами местного самоуправления.

Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (ч.2 ст.8.3 Закона).

Порядок оформления и содержание заданий и порядок оформления должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, исследований, измерений, наблюдений, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также уполномоченными органами местного самоуправления (ч.4 ст.8.3 Закона).

В случае выявления при проведении подобных мероприятий нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в п.2 ч.2 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ.

Во исполнение вышеуказанных положений Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Администрацией Петрозаводского городского округа утвержден Административный регламент Администрации Петрозаводского городского округа по исполнению муниципальной функции «Осуществление муниципального контроля за соблюдением требований Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе».

Пунктом 1.3 указанного Административного регламента определен предмет муниципального контроля - деятельность Администрации Петрозаводского городского округа, уполномоченной в соответствии с федеральными законами, законами Республики Карелия на организацию и проведение на территории Петрозаводского городского округа проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных Решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2014 N 27/27-414 «Об утверждении Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе», а также на организацию и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и по профилактике нарушений указанных требований.

В качестве мероприятий по муниципальному контролю определены действия должностного лица или должностных лиц Администрации и привлекаемых в случае необходимости к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя и иной информации об их деятельности, по осмотру и обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности производственных объектов и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, плановых (рейдовых) осмотров, по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения Правил благоустройства, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований. (прилагается).

В силу п.1.7 Административного регламента результатами исполнения муниципального контроля являются, в том числе, проведение проверки, выявление и принятие мер по устранению нарушений Правил благоустройства или установление факта отсутствия нарушений; составление акта проверки; составление акта осмотра и принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии со ст.28.1 КоАП РФ или принятие решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пп.2 п.3.6.2 настоящего Административного регламента - при выявлении нарушений Правил благоустройства в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями; составление и направление протокола об административном правонарушении и материалов проверки в административную комиссию для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, Республики Карелия - при выявлении нарушений Правил благоустройства в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и принятии решения о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии со ст.28.1 КоАП РФ или по итогам проведения плановой/внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Пункт 1.9.2 Административного регламента обязывает должностных лиц при осуществлении муниципального контроля соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы субъектов проверки, а также составлять по результатам проверок акты проверок, при выявлении фактов нарушений обязательных требований на основании акта проверки составлять протоколы об административном правонарушении и при необходимости выдавать предписания (пункт 1.9.7 Регламента).

В силу п.3.5.2 Административного регламента мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых Главой Петрозаводского городского округа или заместителем главы Администрации Петрозаводского городского округа - председателем комитета жилищно-коммунального хозяйства.

Целью проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследования территорий является контроль за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований Правил благоустройства (п.3.5.4.1 Регламента).

Плановые (рейдовые) задания выдаются и подписываются Главой Петрозаводского городского округа или заместителем главы Администрации Петрозаводского городского округа - председателем комитета жилищно-коммунального хозяйства. По результатам планового (рейдового) осмотра, обследования составляется акт осмотра, обследования территорий.

Как следует из материалов настоящего дела, обследование полосы отводы, сформированной для эксплуатации железно-дорожных путей ОАО «РЖД» проводилось муниципальным инспектором в отсутствие планового (рейдового) задания, подписанного уполномоченным должностным лицом, тем самым положения федерального законодательства и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы проведения мероприятий по осуществлению муниципального контроля без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными, соблюдены не были.

Составленный муниципальным инспектором акт обследования от 21.07.2017 по форме и содержанию соответствует требованиям, указанным в п.3.5.4.6 Административного регламента, что с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела позволяет убедиться в том, что фактически должностным лицом проводились контрольные мероприятия в области муниципального контроля без взаимодействия с юридическим лицом, однако в представленных материалах не содержится доказательств, позволяющих убедиться в наличии поводов и оснований для подобного контроля.

Согласно п.3 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных Приказом Минтранса России от 08.02.2007 №18, железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие, связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.

В силу п.10 указанных правил гражданам запрещается находиться на железнодорожных путях (в том числе ходить по ним), а также переходить через железнодорожные пути вне установленных для этого мест под угрозой административного наказания, предусмотренного ст.11.1 КоАП РФ.

Таким образом, свободное нахождение граждан, в том числе должностных лиц, осуществляющих муниципальный контроль, в зоне повышенной опасности является недопустимым, а потому обследование подобных территорий возможно только в рамках взаимодействия с юридическим лицом, в чьем ведении находится полоса отвода.

Составленный по настоящему делу акт обследования и фототаблица позволяют убедиться, что целью контрольного мероприятия была исключительно деятельность ОАО «РЖД» на предмет соблюдения Правил благоустройства в Петрозаводском городском округе, при этом маршрут муниципального инспектора был ограничен лишь полосой отвода железнодорожных путей и проходил в непосредственной близости от них.

Таким образом, в отношении привлеченного лица фактически осуществлялась внеплановая выездная проверка, что в силу Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ требовало вынесения соответствующего распоряжения, уведомления проверяемого лица и составления акта проверки.

Правомерность подобных действий муниципального инспектора вызывает сомнения, поскольку контрольные мероприятия осуществлялись в зоне повышенной опасности без уведомления представителей ОАО «РЖД» и в отсутствие распоряжения уполномоченного должностного лица ее проведении, акт по результатам внеплановой проверки деятельности юридического лица не составлялся.

Выводы должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, о нарушении Правил благоустройства основаны лишь на акте обследования и фотоснимках.

В соответствии с ч.1 ст.20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Пунктом 2 части 2 названной статьи Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ к грубым нарушениям требований к организации и проведению проверок относится проведение внеплановой проверки в отсутствие на то законных оснований.

Часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускает использование доказательств по делу об административном правонарушении, если они получены с нарушением закона.

Системный анализ федерального законодательства, подзаконных актов и установленные по делу обстоятельства не позволяют использовать представленный административным органом протокол об административном правонарушении в качестве допустимого доказательства по настоящему делу, что является основанием для прекращения производства по делу ввиду отсутствия в действиях привлекаемого лица состава административного правонарушения.

Поскольку протокол об административном правонарушении является итоговым процессуальным документом на стадии, предшествующей рассмотрению дела, в котором сформулировано существо и правовая оценка обвинения, то признание его недопустимым доказательством, не позволяет установить виновность привлекаемого лица посредством иных материалов дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление Административной комиссии Петрозаводского городского округа от 18 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.2.14 Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях», в отношении ОАО «РЖД» отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня получения или вручения копии решения.

Судья Р.Ю. Парамонов