ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
по делу №...
г. Уфа 14 декабря 2020 года
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Фаизова З.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Галимовой З.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Дюртюлимелиоводстрой» ФИО1 на постановление судьи Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 30 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Дюртюлимелиоводстрой»,
у с т а н о в и л а:
постановлением судьи Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 30 октября 2020 года общество с ограниченной ответственностью «Дюртюлимелиоводстрой» (далее - ООО «Дюртюлимелиоводстрой») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.
Не соглашаясь с указанным постановлением, директор ООО «Дюртюлимелиоводстрой» ФИО2. обжалует его в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке ст. 30.1 КоАП РФ, просит отменить в связи с незаконностью и необоснованностью, указывая на отсутствие состава административного правонарушения.
В возражениях на жалобу должностное лицо ФИО3., составивший протокол об административном правонарушении, указывает на несостоятельность ее доводов, просит жалобу оставить без удовлетворения.
Обсудив возможность рассмотрения жалобы в отсутствие директора ООО «Дюртюлимелиоводстрой» ФИО4., государственного инспектора, главного специалиста-эксперта Нефтекамского территориального комитета Минэкологии РБ ФИО5., выслушав защитника юридического лица ФИО14, поддержавшую жалобу, допросив в качестве свидетеля главного специалиста-эксперта Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО6., изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и возражений, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу требований ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Частью 1 ст. 22 названного закона предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 (далее - Правила № 1156) обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Как следует из материалов дела, во исполнение поручения заместителя министра природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО7. №... от 28 июля 2020 года об обеспечении постоянного надзора за соблюдением операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), региональными операторами схемы потоков ТКО, предусмотренной территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденной приказом Минэкологии Республики Башкортостан от 30 декабря 2019 года № 1198п, на основании распоряжения председателя Нефтекамского территориального комитета Минэкологии Республики Башкортостан ФИО8. от 11 сентября 2020 года №... о проведении плановых (рейдовых) осмотров, 13 сентября 2020 года главным специалистом-экспертом Нефтекамского территориального комитета Минэкологии Республики Башкортостан ФИО9. проведен рейдовый осмотр территории, прилегающей к адрес.
В ходе рейдовых осмотров 13 сентября 2020 года выявлено несоблюдение региональным оператором по обращению с ТКО в зоне деятельности регионального оператора №... Республики Башкортостан ООО «Дюртюлимелиоводстрой» схемы потоков ТКО, предусмотренной территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденной приказом Минэкологии Республики Башкортостан от 30 декабря 2019 года № 1198п (далее – Территориальная схема), а именно: прием ТКО на полигоне ТБО г. ..., расположенном по адресу: ..., из г. ..., не прошедших предварительной обработки в пункте обработки ИП ФИО10., расположенного по адресу: ..., и принятых на транспортировку с территории, расположенной по правому (по течению) берегу р. ... г. ... Республики Башкортостан с автомобилей:
- мусоровоз, на шасси автомобиля - ..., государственный регистрационный номер ..., (принадлежит ООО «...»), время выезда из г. ... - 14.02 ч, время прибытия на полигон ТКО г. ... -15.04 ч.
- мусоровоз, на шасси автомобиля - ..., государственный регистрационный номер ... (принадлежит ООО «...»), время выезда из г. ... - 14.34 ч, время прибытия на полигон ТКО г. ... - 15.53 ч.
Указанные обстоятельства подтверждаются:
протоколом об административном правонарушении №... от 23 октября 2020 года (л.д. 1 - 3);
территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Башкортостан (л.д. 5 - 8);
распоряжением Минэкологии Республики Башкортостан от 11 сентября 2020 года №... о проведении плановых (рейдовых) осмотров (л.д. 16);
плановым рейдовым заданием на проведение планового (рейдового осмотра от 11 сентября 2020 года №... (л.д. 16 оборот)
актами рейдовых проверок от 13 сентября 2020 года (л.д. 12, 17);
фототаблицами к акту рейдового осмотра (л.д. 13 - 15, 18 - 20);
договором №... от 01 июля 2020 года на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора №... Республики Башкортостан, согласно которому ООО «...» принял на себя обязательство по заявкам ООО «Дюртюлимелиоводстрой» оказывать услуги по транспортированию ТКО в границах ГО г. Агидель, ГО г. Нефтекамск, Аскинский район, Балтачевский район, Бирский район, Бураевский район, Дюртюлинский район, Илишевский район, Калтасинский район, Караидельский район, Краснокамский район, Мишкинский район, Татышлинский район, Янаульский район Республики Башкортостан в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Башкортостан (л.д. 34 - 44).
Достоверность, допустимость и относимость перечисленных доказательств, в том числе фотоматериала, сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.Представленные доказательства проверены судьей Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности, им дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Довод заявителя о том, что ООО «Дюртюлимелиоводстрой» не является субъектом административного правонарушения, ответственность должно нести ООО «...», осуществляющее деятельность по транспортированию ТКО, является необоснованным.
На основании договора аренды №... от 24 октября 2013 года ООО «Дюртюлимелиоводстрой» арендует у администрации г. ... Республики Башкортостан находящийся в муниципальной собственности земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного назначения с кадастровым номером №... по адресу: ..., для размещения полигона твердых бытовых отходов и подъездной дороги к нему, общей площадью ... кв.м. Полигон ТБО г. ... внесен в государственный реестр объектов размещения отходов под №....
На основании Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Башкортостан в зоне деятельности регионального оператора №... от 28 апреля 2018 года №..., составленного Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан, ООО «Дюртюлимелиоводстрой» наделено полномочиями регионального оператора по обеспечению сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО в пределах зоны деятельности регионального оператора №....
Согласно договору №... на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора №... Республики Башкортостан от 01 июля 2020 года, заключенному между ООО «Дюртюлимелиоводстрой» (заказчиком) и ООО «...» (исполнителем), исполнитель принял на себя обязательства по заявкам заказчика оказывать услуги по транспортировке ТКО (п. 1.1). Заказчик производит постоянный мониторинг исполнения обязательств и проверяет маршруты техники по спутниковой навигации (п. п. 5.1, 5.2, 5.3).
Таким образом, ООО «...» является лишь исполнителем по гражданско-правовому договору, оказывает ООО «Дюртюлимелиоводстрой» услуги по транспортированию ТКО.
Следовательно, ООО «Дюртюлимелиоводстрой», как региональный оператор по обращению с ТКО, является ответственным юридическим лицом за надлежащее исполнение обязанностей по размещению ТКО в соответствии с территориальной схемой размещения твердых коммунальных отходов, в том числе, за транспортирование отходов исполнителем по гражданско-правовому договору.
Ссылка заявителя на рисунок 7.3 схемы направления потоков ТКО (л.д. 76, 79) в обоснование довода о возможности транспортирования отходов из ... района в ... район не может быть принята во внимание и не влечет удовлетворение жалобы.
В материалах дела копии указанного рисунка из территориальной схемы были представлены в черно-белом исполнении.
В судебное заседание в Верховном Суде Республики Башкортостан Минэкологии Республики Башкортостан представило копию рисунка 7.3 территориальной схемы направления потоков ТКО зоны регионального оператора №... в цветном исполнении (л.д. 147).
Как пояснил свидетель ФИО11., из цветного рисунка видно, что потоки ТКО из ... района предварительно подлежат обработке в ... районе (красная стрелка), а после чего направляются в ... район (синяя стрелка).
Оценка рисунка 7.3 территориальной схемы направления потоков ТКО в совокупности с положениями п. 23 стр. 159, п. 3 табл. 7.4 стр. 168, табл. 13.3 стр. 229 территориальной схемы подтверждает данные показания. Согласно приведенным пунктам территориальной схемы образованные на территории ... района отходы должны транспортироваться на объект обработки ИП ФИО12. с захоронением хвостов (неперерабатываемых отходов) на полигоне ООО «...» в г. ....
Указанное также подтверждается и показаниями защитника ООО «Дюртюлимелиоводстрой» Закирова С.И. в суде первой инстанции, из которых следует, что из ... района ООО «Дюртюлимелиоводстрой» должно направлять все потоки г. ... и ... района для сортировки и захоронения непосредственно на полигон ООО «...», которые отказались принимать у общества мусор, поэтому ООО «Дюртюлимелиоводстрой» стал вывозить ТКО на полигон в ... районе (л.д. 94 - 99).
Факт отказа в приеме отходов ТКО на полигон ООО «...» от ООО «Дюртюлимелиоводстрой» с 16.00 ч 17 июля 2020 года в связи с отказом последнего заключить договор на размещение отходов на полигоне ТБО в г. ... по ценам ранее действовавшего договора подтверждается письмом ООО «...» №... от 17 июля 2020 года (л.д. 92).
Данное обстоятельство не освобождает ООО «Дюртюлимелиоводстрой» от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи первой судебной инстанции при рассмотрении дела, не представлено, каких-либо неустранимых сомнений в виновности ООО «Дюртюлимелиоводстрой» в совершении административного правонарушения в материалах дела также не имеется. Таким образом, принцип презумпции невиновности при производстве по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица нарушен не был.
Вопреки доводу жалобы, отсутствие протокола судебного заседания в суде первой инстанции не влечет отмену обжалуемого постановления, поскольку обязательное ведение протокола судебного заседания при рассмотрении дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено.
Назначенное юридическому лицу административное наказание с учетом характера общественной опасности деяния отвечает требованиям ст. 4.1 КоАП РФ и соответствует предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Вместе с тем имеются основания для изменения постановления судьи первой судебной инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Из материалов дела следует, что резолютивная часть постановления оглашена судьей 30 октября 2020 года, постановление в полной форме изготовлено 03 ноября 2020 года, следовательно, датой его вынесения следует считать 03 ноября 2020 года (л.д. 93).
Кроме того, из протокола об административном правонарушении следует, что правонарушение совершено ООО «Дюртюлимелиоводстрой» 13 сентября 2020 года, в обжалуемом постановлении дата указана – 12 сентября 2020 года.
Указанные недостатки постановления подлежат исправлению путем внесения в него соответствующих изменений в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену судебного акта, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
р е ш и л а:
постановление судьи Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 30 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Дюртюлимелиоводстрой» изменить, указав дату его принятия «02 ноября 2020 года», дату совершения административного правонарушения - «13 сентября 2020 года». В остальном судебный акт оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Дюртюлимелиоводстрой» ФИО13 – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан З.Ф. Фаизова
Справка: судья районного суда Крамаренко Е.Г.