ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-782/20 от 18.12.2020 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 12-782/2020

Р Е Ш Е Н И Е

гор. Выборг 18 декабря 2020 года

Судья Выборгского городского суда Ленинградской области Прокопьева Марина Владимировна,

с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области по доверенности ФИО1,

начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ленинградской области ФИО2,

рассмотрев жалобу защитника администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области по доверенности ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении № 3-502/20-20 от 18.11.2020 мирового судьи судебного участка № 25 Выборгского района Ленинградской области Тряхова И.П., и.о. мирового судьи судебного участка № 20 Выборгского района Ленинградской области, в отношении администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области по ч. 1 ст.19.5 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

постановлением по делу об административном правонарушении № 3-502/20-20 от 18.11.2020 мирового судьи судебного участка № 25 Выборгского района Ленинградской области Тряхова И.П., и.о. мирового судьи судебного участка № 20 Выборгского района Ленинградской области, юридическое лицо – администрация МО «Выборгский район» Ленинградской области признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области ФИО1 подал жалобу, в которой просил постановление мирового судьи признать отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы заявитель указал, что мировой судья не принял во внимание ту часть объективной стороной состава административного правонарушения, которая заключается в законности выданного предписания, независимо о того, было оно обжаловано или нет. Пунктом 1 предписания № 2-11-70-14 от 30.08.2020 на администрацию возложена обязанность по созданию защитных сооружений для укрытия наседания. Полагает, что данная обязанность возложена незаконно, поскольку в силу ст. 6 федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 определение порядка создания убежищ отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации, который утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «Об утверждении порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».

В соответствии с пунктом 3 Порядка, убежища создаются для защиты: максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, имеющей мобилизационное задание (заказ) (далее - наибольшая работающая смена организации) и отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места ее расположения, а также для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне.

Населенные пункты Выборгского района Ленинградской области, в том числе город Выборг, не отнесены ни к одной из групп по гражданской обороне (постановление Правительства РФ от 03.10.1998 № 1149 «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне»). Город Выборг не имеет также и категорию по гражданской обороне (распоряжение Правительства РФ от 13.03.2017 № 444сс).

Согласно п.7 Порядка создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Пунктом 8 Порядка установлено, что федеральные органы исполнительной власти: по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; организуют создание объектов гражданской обороны; принимают в пределах своей компетенции нормативные акты по созданию объектов гражданской обороны, доводят их требования до сведения указанных организаций и контролируют их выполнение; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

На сегодняшний день федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Ленинградской области, планы создания объектов гражданской обороны на территории Выборгского района Ленинградской области, не приняты.

В судебном заседании защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области ФИО1 доводы жалобы поддержал.

Начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ленинградской области ФИО2 в судебном заседании указал, что решением заместителя начальника ОНД и ПР ГУ МЧС России по Ленинградской области от 17 декабря 2020 года признаны недействительными и отменены результаты внеплановой выездной проверки в отношении администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

На основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Ответственность по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 29.09.2020 № 2-11-78-7 администрация МО «Выборгский район» Ленинградской области 08.09.2020 в 00 часов 01 минуту не выполнила в установленный срок пункт законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, а именно: п. 1 предписания № 2-11-70-14 от 30.08.2019, за что предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

По результатам проведенной 29.09.2020 внеплановой выездной проверки администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области выдано предписание № 2-11-69-9 от 29.09.2020 за нарушение установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны – не созданы защитные сооружения для укрытия населения.

Из буквального толкования диспозиции ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок предписания об устранении нарушений законодательства, которое является законным.

Вопрос о законности и исполнимости предписания об устранении требований законодательства, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.

Федеральным законом РФ от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне" определены задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О гражданской обороне" принято Постановление Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. № 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны".

Согласно п. 2 Порядка № 1309 к защитным сооружениям гражданской обороны, относятся убежище, противорадиационное укрытия, укрытия.

В силу п. 3 Порядка № 1309 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2019 № 1391) убежища создаются: для максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, имеющей мобилизационное задание (заказ) (далее - наибольшая работающая смена организации) и отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места ее расположения, а также для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, за исключением наибольшей работающей смены метрополитена, обеспечивающего прием и укрытие населения в сооружениях метрополитена, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, и медицинского персонала, обслуживающего нетранспортабельных больных; для работников максимальной по численности работающей в мирное время смены организации, эксплуатирующей ядерные установки (атомные станции), включая работников организации, обеспечивающей ее функционирование и жизнедеятельность и находящейся на ее территории в пределах периметра защищенной зоны;

- противорадиационные укрытия создаются: для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне; для нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении здравоохранения, расположенном в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения);

- укрытия создаются: для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения).

Согласно п. 9 Порядка № 1309 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, станций и линий метрополитенов, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов (пункт 12 Порядка № 1309).

Создание защитных сооружений должно быть осуществлено органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органом местного самоуправления в связи с наличием определенных в пункте 3 Порядка № 1309 факторов и на основании плана, разработанного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, согласованного с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством экономики Российской Федерации.

Вместе с тем, наличие определенных в пункте 3 Порядка № 1309 факторов не установлено, факт разработанного органами исполнительной власти и согласованного в установленном порядке плана Управлением не установлен, на его наличие административный орган не ссылался.

Также, в ходе производства по делу установлено, что решением об отмене результатов проверки в области гражданской обороны заместителя начальника ОНД и ПР ГУ МЧС России по Ленинградской области ФИО3 от 17.12.2020 признаны недействительными и отменены результаты внеплановой выездной проверки - акт проверки от 29.09.2020 № 2-11-69-9, предписание об устранении нарушений, установленных требований в области гражданской обороны от 29.09.2020 № 2-11-69-9.

В данном решении от 17.12.2020 указано, что в пункте 1 Предписания указано: «ОМСУ администрацией МО «Выборгский район» Ленинградской области не созданы защитные сооружения для укрытия населения», при этом применена ссылка на абзац 2 пункта 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации. 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».

Вместе с тем, в соответствии с абзацем 2 пункта 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, органы местного самоуправления на соответствующих территориях определяют потребность в объектах гражданской

С учетом положений п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» укрытия создаются на территории, отнесенной к группе гражданской обороны.

Территория Выборгского района Ленинградской области не относится к группе по гражданской обороне, за исключением территории города Светогорска. В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, в том числе и создание защитных сооружений гражданской обороны на территории города Светогорск относится к полномочиям администрации МО «Светогорское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области.

Таким образом, действия должностного лица государственного надзора в области гражданской обороны в отношении администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области при исполнении государственной функции не правомерны, что является нарушением пункта 7 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функций по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, утверждённого приказом МЧС России от 26.06.2012 № 358.

Исходя из системного анализа приведённых выше законоположений, следует, что предписание административного органа № 2-11-70-14 от 10.08.2019 по обязанию администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области создать защитные сооружения для укрытия населения не является законным с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2019 № 1391, а именно с 09.11.2019.

Факт признания незаконным предписания имеет существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Признание незаконным предписания, за неисполнение которого администрация МО «Выборгский район» Ленинградской области привлечена к административной ответственности по настоящему делу, свидетельствует об отсутствии в её деянии состава вмененного административного правонарушения.

Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

В силу п. 3 ч. 1 ст. 30. 7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 25 Выборгского района Ленинградской области Тряхова И.П., и.о. мирового судьи судебного участка № 20 Выборгского района Ленинградской области, от 18.11.2020 не может быть признано законными и подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

постановление по делу об административном правонарушении № 3-502/20-20 от 18.11.2020 мирового судьи судебного участка № 25 Выборгского района Ленинградской области Тряхова И.П., и.о. мирового судьи судебного участка № 20 Выборгского района Ленинградской области, в отношении администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области по ч. 1 ст.19.5 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу немедленно и подлежит обжалованию в порядке ст. 30.12 КоАП РФ.

Судья подпись Копия верна

Судья М.В. Прокопьева