РЕШЕНИЕ г. Тольятти 02 октября 2020 года Судья Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области Гадельшина Ю.Р., с участием представителя ООО «Волга-Ресурс» ФИО2, инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Тольятти управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области - государственный инспектор г.о. Тольятти Самарской области по пожарному надзору ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу на постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Тольятти управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области-заместителя главного государственного инспектора г.о.Тольятти Самарской области по пожарному надзору №391 от 31 июля 2020 года в отношении юридического лица ООО «Волга-Ресурс» о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: Постановлением заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Тольятти управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области-заместителя главного государственного инспектора г.о.Тольятти Самарской области по пожарному надзору №391 от 31 июля 2020 года юридическое лицо ООО «Волга-Ресурс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 175 000 (сто семьдесят пять тысяч) рублей. Согласно доводам жалобы директора ООО «Волга-Ресурс» ФИО4, с данным постановлением он не согласен, просит постановление отменить, так как согласно договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного на территории Самарской области, от 12.07.2019 года №Суб 07/19 ООО «Волга-Ресурс» добросовестно выполняла взятые на себя обязанности по капительному ремонту жилого дома, а именно в рассматриваемом случае - ремонту и замене системы отопления многоквартирного жилого дома. Юридическим лицом были предприняты все необходимые меры по соблюдению обязательных требований пожарной безопасности, в том числе по соблюдению противопожарного режима на указанном объекте защиты, где произошло тление напольного покрытия. ООО «Волга-Ресурс» выполнило условия, предписанные требованиями Правил противопожарного режима, а именно: в материалах дела имеются все необходимые документы подтверждающие факт принятия исчерпывающих мер юридическим лицом, это и разработанные в соответствии с требованиями Правил противопожарного режима, инструкции о мерах пожарной безопасности, с которыми ознакомлены все ответственные за пожарную безопасность лица, это разработанные соответствующие наряд-допуски на проведение огневых работ, с которыми ознакомлены все лица, которые должны были проводить сварочные работы и контролировать подготовленное место для проведения сварочных работ на его пригодность использования и очистки от горючих материалов (что в результате проверки и было выяснено, что данная работа не была проведена конкретными должностными лицами и самим сварщиком, который проводил пожароопасные работы). Также в материалах дела, имеются соответствующие расписки, от собственника квартиры в которых произошло тление напольного покрытия, о том, что они не имеют ни каких претензий к ООО «Волга-Ресурс», так как юридическое лицо, возместило причинённый ущерб, в результате действия сварщика нашей организации в полном объеме, собственнику квартиры. Юридическое лицо не отрицает наличие выявленных нарушений требований пожарной безопасности, а лишь утверждает и настаивает, что они были допущены в результате действий и бездействий конкретных лиц - лица ответственного за обеспечение пожарной безопасности и лица, которое непосредственно выполняло пожароопасные работы на данном многоквартирном жилом доме. Полагаю, что привлечение к административной ответственности юридического лица в данном случае излишне и не законно. В судебном заседании представитель ООО «Волга-Ресурс» ФИО1 просит заменить наказание в виде штрафа на предупреждение, поскольку юридическое лицо относится к предприятию малого бизнеса, просит учесть финансовое положение организации, поскольку ранее штраф налагался на руководителя организации, нарушение зафиксировано впервые. Представитель заинтересованного лица - инспектор отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Тольятти управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области - государственный инспектор г.о. Тольятти Самарской области по пожарному надзоруГаврилов А.А. не возражает против замены штрафа на предупреждение, с учетом незначительной площади тления, при этом пояснил, что тление - это скрытое горение, которое достигает 600 градусов по Цельсию. Выслушав стороны, изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения суд не находит. В соответствии с ч.6 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей. Субъектом данного правонарушение являются, в том числе, и юридические лица. Объектом являются общественные отношения в сфере общественного порядка и безопасности. Объективная сторона заключается в нарушении требований пожарной безопасности, которое может быть осуществлено как с прямым, так и косвенным умыслом. Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Согласно п.419 Правил противопожарного режима в РФ для исключения попадания раскаленных частиц металла в смежные помещения, соседние этажи и другие помещения все смотровые, технологические и другие люки (лючки), вентиляционные, монтажные и другие проемы (отверстия) в перекрытиях, стенах и перегородках помещений, где проводятся огневые работы, закрываются негорючими материалами. Место проведения огневых работ очищается от горючих веществ и материалов в радиусе очистки территории от горючих материалов согласно приложению N 3. Согласно п.420 Правил противопожарного режима в РФ находящиеся в радиусе зоны очистки территории строительные конструкции, настилы полов, отделка и облицовка, а также изоляция и части оборудования, выполненные из горючих материалов, должны быть защищены от попадания на них искр металлическим экраном, покрывалами для изоляции очага возгорания или другими негорючими материалами и при необходимости политы водой. (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.02.2014 N 113) Основанием для привлечения к административной ответственности юридического лица ООО «Волга-Ресурс» послужили те обстоятельства, что при проведении проверки сообщения было установлено, что юридическое лицо - директор ООО «Волга-Ресурс» нарушило требования пожарной безопасности, а именно: ДД.ММ.ГГГГ в 23 часа 14 минут произошло тление напольного покрытия в комнате двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на площади 0,2 кв.м. В результате указанного происшествия повреждено напольное покрытие, а также настил, выполненный из деревянных досок, что в свою очередь указывает на нарушение требований пожарной безопасности, установленных п. п.419, 420 Правил противопожарного режима в Российской Федерации. Наличие вышеперечисленных нарушений требований пожарной безопасности и вина юридического лица ООО «Волга-ресурс» в их допущении подтверждены: постановлением №391 от 31 июля 2020 года, протоколом об административном правонарушении от 08.06.2020 года №391 и, материалами ЖРП от 08.10.2019 №93, материалом КРСП от 08.10.2019 №40, постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 20.04.2020 года, заключением эксперта ФБУ СЭУ ИПЛ от 15.01.2020года, и иными материалами. В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с правилами ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административных правонарушений, виновность должностного лица в совершении административных правонарушений, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административных правонарушений. Материалы дела свидетельствуют о том, что при рассмотрении настоящего дела должностное лицо всесторонне, полно и объективно исследовало все имеющиеся по делу доказательства, проверило их достоверность и допустимость. Оценив представленные доказательства в их совокупности, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о виновности юридического лица ООО «Волга-Ресурс» в совершении указанного правонарушения. Должностным лицом при назначении наказания учтены все смягчающие обстоятельства, финансовое положение юридического лица, возмещение причиненного ущерба, в связи с чем, наказание юридическому лицу ООО «Волга-Ресурс» в виде штрафа, назначено менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.6 ст.20.4 КоАП РФ. Вопреки доводам жалобы оснований для замены назначенного заявителю наказания в виде административного штрафа на предупреждение не имеется. Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Таким образом, действующее законодательство предусматривает два условия, при одновременном наличии которых имеются основания для применения нормы части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ: внесение организации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц. В данном случае не имеется такого обязательного условия как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц. Кроме того, правонарушение выявлено в результате произошедшего тления - скрытого распространения огня, что является прямой угрозой жизни и здоровью людей. Руководствуясь ст.ст.30.1, 30.3,30.6, 30.7 КоАП РФ, судья РЕШИЛ: Постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Тольятти управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области-заместителя главного государственного инспектора г.о.Тольятти Самарской области по пожарному надзору №391 от 31 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица ООО «Волга-Ресурс», оставить без изменения, а жалобу заявителя - без удовлетворения. В соответствии с ч.2 ст.30.9 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебного решения возможно путем подачи жалобы в Самарский областной суд. Судья Ю.Р. Гадельшина |