ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-784/2021 от 02.11.2021 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело №12-784/2021

УИД 76RS0014-02-2021-001674-31

Р Е Ш Е Н И Е

город Ярославль 02 ноября 2021 года

Судья Кировского районного суда города Ярославля Петухов Р.В., при секретаре Михалиной Е.С., рассмотрев жалобу Шошина Андрея Алексеевича на постановление Врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО 1 от 05.08.2021 года № 076/04/7.30-638/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением Врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО 1 от 05.08.2021 года № 076/04/7.30-638/2021 главный врач государственного учреждения здравоохранения Ярославской области Ярославская центральная районная больница Шошин А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 15 000 рублей.

Из постановления следует, что Шошин А.А., являясь главным врачом государственного учреждения здравоохранения Ярославской области Ярославская центральная районная больница совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, выразившееся в размещении должностным лицом заказчика в единой информационной системе документов, подлежащих размещению, с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Не согласившись с указанным постановлением, Шошин А.А. обратился в Кировский районный суд г.Ярославля с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в виду малозначительности. В обоснование жалобы указано, что их учреждение при формировании аукционной документации пыталось наиболее полным и объективным образом описать объект закупки. При этом, факт наличия разнородности положений извещения о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе в части указания объекта закупки действительно имел место по причине высокой нагрузки на отдел закупок больницы. Полагает, что указанная ошибка является технической и связана исключительно с высокой нагрузкой на отдел закупок больницы, в виду резкого увеличения выявленных заболеваний новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Шошин А.А. не явился, был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрении дела об административном правонарушении

Представитель Ярославского УФАС России по доверенности Жарова М.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, полагала, что постановление по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным, дала пояснения согласно письменных возражений на жалобу, приобщенных к материалам дела. Указала, что малозначительность деяния в данном случае отсутствует.

Выслушав представителя административного органа, изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, заказчиком, ГУЗ ЯО Ярославская ЦРБ, в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) 31.05.2021 размещено извещение № 0371300045621000073 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку медицинских изделий для нужд ГУЗ ЯО Ярославская ЦРБ (респираторы) вместе с документацией об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой является проект контракта.

24.06.2021 заказчиком, ГУЗ ЯО Ярославская ЦРБ, в единой информационной системе размещены изменения в извещение № 0371300045621000073 и аукционную документацию.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 299 250,00 рублей.

Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ») под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе правилом, согласно которому в описании объекта закупки должны указываться функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно части 5 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее -Правила формирования и ведения в ЕИС КТРУ).

В соответствии с пунктом 2 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) OK 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.

Пунктом 12 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ установлено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила).

Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.

Исходя из пункта 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;

б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.

При этом пунктом 6 Правил установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Исходя из совокупности вышеизложенных положений, при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг, заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога, а также обосновать использование иных, не предусмотренных позицией каталога, характеристик (в случае, если Правилами не запрещено включение дополнительных характеристик товара).

Объектом рассматриваемой закупки является поставка медицинских изделий для нужд ГУЗ ЯО Ярославская ЦРБ: респираторы.

Проанализировав содержание извещения о проведении электронного аукциона, раздела 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе, должностное лицо Ярославского УФАС России установило, что заказчиком закупаемый товар отнесен к позиции КТРУ 32.99.11.120 - 00000003 Респиратор.

Таким образом, в рамках рассматриваемого электронного аукциона заказчик при описании объекта закупки обязан применять информацию, включенную в позицию КТРУ 32.99.11.120 - 00000003 Респиратор, при этом в случае использования иных характеристик, не предусмотренных позицией каталога, заказчик обязан включить в описание объекта закупки обоснование применения таких характеристик.

Каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для позиции КТРУ 32.99.11.120 - 00000003 Респиратор установлены следующие требования к описанию объекта закупки: класс защиты фильтра респиратора- АХ, В, Е, HgP3, К, NOP3, Р, SX, А; класс эффективности защиты- 1, 2, 3; тип респиратора по способу защиты-фильтрующий; тип фильтра в зависимости от вида загрязнений окружающего воздуха-противоаэрозольный (противопылевой).

Заказчиком в разделе 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе установлены функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, оформленные в виде таблицы.

Так, наименование товара (ОКПД/КТРУ)-Респиратор 32.99.11.120-00000003; описание товара-изделие из фильтрующего материала, плотно прилегает к лицу, закрывая рот, нос и подбородок, на резинке; количество фильтрующих слоев-не менее 4; фиксатор на носу-наличие; эффективность фильтрации-не менее 94%; тип фильтра в зависимости от вида загрязнений окружающего воздуха-противоаэрозольный (противопылевой); клапан-резиновый на выпуск воздуха; размер-универсальный; класс эффективности защиты-не менее 3; материал-гладкий нетканый; упаковка-индивидуальная; тип респиратора по способу защиты –фильтрующий, штука-4750 руб.

Сопоставив характеристики закупаемого товара, указанные в разделе 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе, с характеристиками товара, установленными для позиции КТРУ 32.99.11.120 - 00000003 Респиратор, должностное лицо Ярославского УФАС России установило, что заказчиком установлен ряд дополнительных характеристик, не предусмотренных позицией КТРУ (описание, количество фильтрующих слоев, фиксатор на носу, эффективность фильтрации, клапан, размер, материал, упаковка), при этом заказчик не включил в описание объекта закупки обоснование необходимости использования данных характеристик.

Учитывая вышеизложенное, заказчик, применив при описании объекта закупки дополнительную информацию, не указанную в позиции КТРУ 32.99.11.120 - 00000003 Респиратор, и не включив при этом в описание объекта закупки обоснование необходимости использования такой информации, допустил тем самым нарушение пункта 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В извещении о проведении электронного аукциона, сформированном с использованием программно-аппаратных средств единой информационной системы, установлено следующее описание объекта закупки.

Так, описание объекта закупки- Респиратор одноразовый медицинский; наименование товара, работы, услуги по КТРУ-Респиратор 32.99.11.120-00000003; тип фильтра в зависимости от вида загрязнений окружающего воздуха-противоаэрозольный (противопылевой); тип Респиратора по способу защиты –фильтрующий; штука-4750 руб.

В то же время в разделе 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе заказчиком установлены функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, оформленные в виде таблицы.

Так, наименование товара (ОКПД/КТРУ)-Респиратор 32.99.11.120-00000003; описание товара-изделие из фильтрующего материала, плотно прилегает к лицу, закрывая рот, нос и подбородок, на резинке; количество фильтрующих слоев-не менее 4; фиксатор на носу-наличие; эффективность фильтрации-не менее 94%; тип фильтра в зависимости от вида загрязнений окружающего воздуха-противоаэрозольный (противопылевой); клапан-резиновый на выпуск воздуха; размер-универсальный; класс эффективности защиты-не менее 3; материал-гладкий нетканый; упаковка-индивидуальная; тип респиратора по способу защиты –фильтрующий, штука-4750 руб.

Сопоставив приведенные положения извещения о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе, должностное лицо Ярославского УФАС России установило, что описание объекта закупки, установленное в извещении о проведении электронного аукциона, не соответствует описанию объекта закупки, содержащемуся в документации об электронном аукционе (такие характеристики, как описание, количество фильтрующих слоев, фиксатор на носу, эффективность фильтрации, клапан, размер, класс эффективности защиты, материал, упаковка содержатся в документации об электронном аукционе и отсутствуют в извещении о проведении электронного аукциона).

Учитывая изложенное, заказчиком при проведении рассматриваемой закупки допущено нарушение части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ.

Согласно приказу департамента здравоохранения и фармации Ярославской области от 22.04.2021 № 73-в Шошин А.А. назначен на должность главного врача государственного учреждения здравоохранения Ярославской области Ярославская центральная районная больница.

В соответствии с пунктом 5.2 Устава государственного учреждения здравоохранения Ярославской области Ярославская центральная районная больница (далее - Устав) к компетенции руководителя бюджетного учреждения относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью бюджетного учреждения, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Учредителя и Департамента соответственно.

В соответствии с пунктом 5.4 Устава руководитель бюджетного учреждения, в том числе: действует без доверенности от имени бюджетного учреждения, представляет его интересы в органах государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях; является распорядителем финансов, имеет право первой подписи; организует бухгалтерский учет и отчетность, контроль финансово - хозяйственной деятельности; обеспечивает расходование бюджетных и внебюджетных средств по целевому назначению в соответствии с действующим законодательством.

Руководитель является единоличным исполнительным органом учреждения, осуществляющим текущее руководство его деятельностью (пункт 6 трудового договора от 22.04.2021).

Руководитель несет персональную ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей (пункт 5.5 Устава).

Согласно ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей.

С учетом изложенного прихожу к выводу о том, что в действиях Шошина А.А. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ, его действия должностным лицом, рассмотревшим дело об административном правонарушении, квалифицированы правильно.

Вина Шошина А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ, подтверждается представленными в дело доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 27.07.2021 года № 076/04/7.30-638/2021; письменными объяснениями Шошина А.А.; извещением о проведении электронного аукциона; документацией об электронном аукционе; Уставом государственного учреждения здравоохранения Ярославской области Ярославская центральная районная больница; трудовым договором с руководителем государственного учреждения здравоохранения Ярославской области Ярославская центральная районная больница; приказом Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области о назначении Шошина А.А. на должность.

Указанные доказательства являются относимыми, допустимыми и достаточными для вывода о виновности Шошина А.А. в совершении административного правонарушения, оснований для переоценки доказательств не имеется.

Постановление от 05.08.2021 года № 076/04/7.30-6389/2021 вынесено уполномоченным на то лицом. Срок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный ч.1 ст.29.6 КоАП РФ, а так же срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ, при вынесении постановления не нарушены.

Учитывая специфику правоотношений в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренные законодательством повышенные меры охраны данных правоотношений (значительный срок давности привлечения к административной ответственности), а также фактические обстоятельства настоящего дела, не усматриваю оснований для признания совершенного Шошиным А.А. правонарушения малозначительным.

При этом, доводы жалобы о малозначительности совершенного правонарушения получили надлежащую оценку со стороны должностного лица, рассмотревшего дело об административном правонарушении, что отражено в обжалуемом постановлении.

Таким образом, вынесенное постановление является законным и обоснованным. Наказание, назначенное Шошину А.А. является справедливым, а потому оснований для отмены или изменения постановления не усматриваю.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Постановление Врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО 1 от 05.08.2021 года № 076/04/7.30-638/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ, в отношении главного врача государственного учреждения здравоохранения Ярославской области Ярославская центральная районная больница Шошина Андрея Алексеевича оставить без изменения, а жалобу Шошина Андрея Алексеевича – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.

Судья Р.В.Петухов