Дело № 12-788/2019
РЕШЕНИЕ
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Юркова Н.С.,
При секретаре Назарчик Д.В.,
С участием ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя министра финансов Амурской области № 90/2019 от 04 апреля 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица заказчика – начальника отдела размещения государственных заказов ГБУЗ АО «Амурский областной противотуберкулезный диспансер» ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя министра финансов Амурской области № 90/2019 от 04 апреля 2019 года должностное лицо заказчика - начальник отдела размещения государственных заказов ГБУЗ АО «Амурский областной противотуберкулезный диспансер» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратилась в Благовещенский городской суд с жалобой, в которой просила постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. В обоснование жалобы привела фактические обстоятельства дела, а так же доводы о малозначительности совершенного деяния в связи с отсутствием причинения существенного вреда интересам граждан, общества и государства, а так же негативных последствий в связи с совершенным деянием.
Срок подачи жалобы заявителем не пропущен.
В судебном заседании ФИО1 настаивала на удовлетворении жалобы.
В судебное заседание не явился представитель административного юрисдикционного органа, извещался судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не поступило. При таких обстоятельствах, судья определил рассмотреть жалобу при данной явке.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела в полном объеме с учетом требований ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья приходит к следующим выводам.
Частью 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 настоящей статьи.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом согласно примечанию к этой статье под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
Как следует из материалов дела, инспекцией министерства финансов Амурской области на основании приказов министерства финансов Амурской области от 19 сентября 2018 года № 201, от 30 октября 2018 года № 237 проведена проверка соблюдения действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд ГБУЗ Амурской области «Амурский областной противотуберкулезный диспансер» (далее - заказчик).
В ходе проведения указанной проверки выявлены нарушения Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).
По результатам данной проверки составлен акт от 12 ноября 2018 года, из которого усматривается, что на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) 15 августа 2018 года размещено извещение о проведении запроса котировок № 0323200015318000080 на поставку оргтехники.
В извещении о проведении запроса котировок № 0323200015318000080 на поставку лекарственных препаратов, в разделе «Преимущества и требования к участникам» единые требования к участникам закупки Заказчиком не установлены.
Согласно ч. 1 ст. 73 Закона под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Из анализа положений ст. 73 и 74 Закона следует, что запрос котировок является упрощенной процедурой закупки товаров, работ, услуг. В частности запрос котировок не предусматривает необходимость разработки документации и ее размещения на ЕИС.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктами 3,4,5,7,8,9,10 ч. 1 ст. 31 Закона установлены следующие единые требования к участникам закупки, а именно: 3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства; 4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке; 5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято; 7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации; 7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; 8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма; 9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и не полнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества; 10) участник закупки не является офшорной компанией.
Частью 5 ст. 31 Закона предусмотрено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 73 Закона (в редакции закона, действующей до 01.07.2018 года), в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация: информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Таким образом, должностным лицом заказчика в нарушение ч.1 и ч.5 ст.31, п.1 ч.1 ст. 73 Закона в извещении о проведении запроса котировок от 15 августа 2018 № 0323200015318000080 на поставку оргтехники единые требования к участникам закупки не установлены.
Кроме того, в извещении о проведении запроса котировок № 0323200015318000080 на поставку оргтехники, в разделе «Объект закупки» указано наименование товаров: манипулятор мышь, системный блок, клавиатура, монитор, источник бесперебойного питания.
Частью 4 ст. 14 Закона установлено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В целях реализации положений ст. 14 Закона приказом Минэкономразвития России от 25 марта 2014 № 155 установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Приказ Минэкономразвития России от 25 марта 2014 № 155 подлежит применению при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Приложением к приказу Минэкономразвития России от 25 марта 2014 № 155 установлен перечень товаров происходящих из иностранных государств, для которых установлены условия допуска. В указанный перечень входит компьютеры и периферийное оборудование (код 26.20 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
Таким образом, при закупке товаров, входящих в перечень, установленный приказом Минэкономразвития России от 25 марта 2014 № 155, Заказчиком в документации о закупке или в извещении должны устанавливаться условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
Однако, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 73, статьи 14 Закона Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок от 15 августа 2018 № 0323200015318000080 на поставку оргтехники не установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, техническим заданием, являющимся приложением к извещению о проведении запроса котировок от 15 августа 2018 № 0323200015318000080 на поставку оргтехники, к поставке требуется - монитор.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 33 Закона Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 №1221 «Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержден перечень товаров, в отношении которых устанавливаются требования энергетической эффективности. В данный перечень входит, в том числе бытовое и офисное (конторское) оборудование в режиме ожидания и реактивации (с кодами по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст: 26.20.17; 26.30.2; 26.40; 27.51.12; 27.51.13; 27.51.22; 27.51.23; 27.51.24;28.23.2;32.20.14).
Код 26.20.17 включает в себя подкод 26.20.17.110 - мониторы, подключаемые к компьютеру.
Таким образом, при осуществлении закупок мониторов, к ним необходимо устанавливать требования энергетической эффективности.
Однако, в нарушение п. 2 ч.1 ст. 33 Закона и требований Постановления Правительства РФ с. 31 декабря 2009 №1221 Заказчиком при проведении запроса котировок № 0323200015318000080 на поставку оргтехники, требование энергетической эффективности в отношении монитора не предъявлялось.
Таким образом, должностным лицом Заказчика при размещении извещения о проведении запроса котировок № 0323200015318000080 и технического задания, являющегося приложением к извещению, в нарушение требований ст. 14, ч.1 и ч.5 ст.31, п.1 ч.1 ст. 73, п.2 ч.1 ст. 33 Закона и требований Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2009 №1221 не установлены:
- единые требования к участникам закупки;
- условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- требование энергетической эффективности в отношении объекта закупки - монитор.
Согласно приказу Заказчика от 10 января 2018 № 9/1 « Об ответственных за процедуру определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)», ФИО1, в том числе ответственна за размещен заявок на закуп на сайте zakupki.gov.ru в сети интернет.
Исходя из сведений об ЭЦП, размещенных на официальном сайте, ФИО1 является должностным лицом, разместившим на официальном сайте ЕИС извещение о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, должностным лицом - начальником отдела размещения государственных заказов ЕБУЗ Амурской области «Амурский областной противотуберкулезный диспансер» ФИО1 при размещении извещения о проведении запроса котировок № 0323200015318000080 и технического задания, являющегося приложением к извещению, в нарушение требований ст. 14, ч.1 и ч.5 ст.31, п.1 ч.1 ст. 73, п.2 ч.1 ст. 33 Закона и требований Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2009 №1221, единые требования к участникам закупки, не установлены, не установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не установлено требование энергетической эффективности в отношении объекта закупки - монитор.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении от 20 марта 2019 года № 82-мф/2019 в отношении должностного лица - начальника отдела размещения государственных заказов ГБУЗ АО «Амурский областной противотуберкулезный диспансер» ФИО1 и привлечения ее к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения должностным лицом – начальником отдела размещения государственных заказов ГБУЗ АО «Амурский областной противотуберкулезный диспансер» ФИО1 административного правонарушения и ее вина в совершении правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, подтверждаются собранными по данному делу доказательствами, которые исследованы должностным лицом при рассмотрении дела с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Данные доказательства получены с соблюдением требований КоАП РФ, являются последовательными и согласуются между собой, их достоверность и допустимость проверены, обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение содержащиеся в них сведения, не имеется. Перечисленные доказательства являлись достаточными для рассмотрения дела по существу, они оценены должностным лицом по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ, и обоснованно признаны достоверными относительно события административного правонарушения и имеющими доказательственную силу по настоящему делу. Оснований ставить под сомнение указанные выводы должностного лица у суда не имеется.
Рассматривая доводы жалобы о применении в рассматриваемом случае ст. 2.9 КоАП РФ, судья приходит к следующему.
В силу ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснению, приведенному в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При этом малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они, в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ, учитываются при назначении административного наказания.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 4-П возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ) допустима лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.
Исходя их приведенных правовых позиций Верховного и Конституционного Суда Российской Федерации для признания административного правонарушения малозначительным необходимо установление фактов не только отсутствия причинения им существенного вреда общественным отношениям, охраняемым законом, но отсутствие угрозы его причинения.
Совершенное ФИО1 правонарушение не может быть отнесено к числу малозначительных, поскольку вне зависимости от наступивших последствий, нарушения антимонопольного законодательства создают предпосылки к дезорганизации функционирования системы государственных закупок и препятствует достижению целей и задач государства в области защиты конкуренции. Более того, данное правонарушение существенно нарушает охраняемые общественные интересы, которые связаны с предотвращением коррупции и других злоупотреблений в сфере антимонопольного законодательства.
Оснований для признания административного правонарушения малозначительным не имеется.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах, установленных санкцией ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ с учетом требований ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя министра финансов Амурской области № 90/2019 от 04 апреля 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица заказчика – начальника отдела размещения государственных заказов ГБУЗ АО «Амурский областной противотуберкулезный диспансер» ФИО1 – оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Решение судьи может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Благовещенского
городского суда Н.С. Юркова