ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-78/17 от 02.11.2017 Муравленковского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело №12-78/2017

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

город Муравленко Ямало-Ненецкого 02 ноября 2017 года

автономного округа

Судья Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Матюшенко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица

Короленко О.Ю., родившегося ДД.ММ.ГГ в <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: Ямало-Ненецкий АО, <адрес>, работающего начальником текущего обслуживания и ремонта трубопроводов в Филиале «Газпромнефть-Муравленко» Акционерного общества «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз», ранее привлекавшегося к административной ответственности по ч.2 ст.8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

на постановление № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, вынесенное ДД.ММ.ГГ заместителем начальника отдела – заместителем лесничего отдела Ноябрьское лесничества, старшим государственным лесным инспектором автономного округа – заместителем лесничего в лесничествах автономного округа, старшим государственным инспектором автономного округа по пожарному надзору в лесничествах автономного округа Л.Л.,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГ в ходе выездной проверки, проведенной Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой на Муравленковском месторождении в районе <данные изъяты> (выделы №, квартала Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества) обнаружено нефтезагрязнение лесного участка площадью <данные изъяты> м2, где добычу нефти осуществляет филиал «Газпромнефть-Муравленко» АО «Газпромнефть-ННГ» (далее по тексту – Общество).

По данному факту заместителем Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора ДД.ММ.ГГ в отношении начальника цеха текущего обслуживания и ремонта трубопроводов Общества Короленко О.Ю. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ.

Постановлением заместителя начальника лесничего отдела Ноябрьского лесничества Л.Л. от ДД.ММ.ГГ должностное лицо Короленко О.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 11 000 рублей.

Короленко О.Ю. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит его отменить за отсутствием состава правонарушения. В обосновании доводов указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличия на лесном участке вредных веществ, следовательно, нет и загрязнения леса вредными веществами. Также указывает на пропуск срока, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, так как инцидент на данном участке имел место быть ДД.ММ.ГГ.

В судебном заседании должностное лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, как и Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор, участие не принимали. О дне, времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания от них не поступило, в связи с чем, судья в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ приходит к выводу о рассмотрении жалобы в отсутствии указанных лиц.

До начала судебного заседания Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор представил письменные возражения на жалобу, в которых указывает, что оснований для отмены или изменения постановления административного органа не имеется, так как вина Короленко О.Ю. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.31 КоАП РФ установлена имеющимися в деле доказательствами, в том числе актом осмотра лесного участка, в котором зафиксировано наличие очагового загрязнения лесного фонда именно нефтесодержащей жидкостью, что следует из результатов исследований проб, отобранных на месте в присутствии представителя Общества, наказание назначено с учётом всех значимых обстоятельств.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражения прокурора, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ч. 2 ст.8.31 КоАП РФ за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса, наступает административная ответственность и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Из положений статьи 4 указанного закона следует, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды (земля, почвы, растительный и животный мир и др.), природные объекты и природные комплексы.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, возложены обязанности:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В силу ч. 2 ст. 6, ч. 1 ст. 24 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) на землях лесного фонда использование лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются и с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Согласно чч. 1 и 3 ст. 60.3 ЛК РФ меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах. Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Такие Правила санитарной безопасности в лесах установлены постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года № 414 «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах», согласно п.39 которых при использовании лесов не допускается загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; иные действия, способные нанести вред лесам.

Как следует из п.52 вышеуказанных Правил, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, специализированных портов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей не должно ухудшать санитарное состояние лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и на лесных участках, прилегающих к ним.

При этом нефть является опасной жидкостью, природным жидким токсичным продуктом, содержит легкоиспаряющиеся вещества опасные для здоровья и жизни человека и для окружающей среды. Загрязнение почвы разлитой нефтью ликвидируют сбором нефти с последующей рекультивацией или другими методами очистки.

Данные понятие нефти и способы ликвидации разлитой нефти установлены ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия», утверждённого постановлением Госстандарта РФ от 08 января 2002 года №2-ст.

Как следует из оспариваемого постановления юрисдикционного органа и материалов дела, ДД.ММ.ГГ на Муравленковском месторождении в районе <данные изъяты> (выделы №, квартала Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества) обнаружено нефтезагрязнение лесного участка площадью <данные изъяты> м2 образованное при порыве ДД.ММ.ГГ ВВД КНС-<данные изъяты>, <данные изъяты> нитка Муравленковского месторождения. Ответственным лицом за соблюдение требований санитарного и природоохранного законодательства является начальник цеха текущего обслуживания и ремонта трубопроводов Общества Короленко О.Ю.

Указанные действия должностного лица образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, а фактические обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле и проверенными в настоящем судебном заседании доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; паспортом трубопровода ВВД КНС-<данные изъяты> вторая нитка с назначением рабочей среды трубопровода – вода подтоварная; актом обследования территории по факту нефтеразлива от ДД.ММ.ГГ, согласно которому отобраны пробы почвы с кромки загрязненного участка для направления в лабораторию на исследование (на содержание нефтепродуктов); протоколами лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГ и , согласно которым установлено наличие нефтепродуктов в пробах; схемой лесного участка и сведениями об отнесении его к лесному фонду; приказом /ЛС от ДД.ММ.ГГ о назначении на должность Короленко О.Ю. и его должностной инструкцией; материалами по расследованию инцидента по порыву трубопровода и рекультивации земельного участка в данном месте силами Общества (акт сдачи-приемки в производство работ по рекультивации НЗЗ от ДД.ММ.ГГ, план проведения работ по рекультивации замазученного участка ВВД КНС-<данные изъяты> Муравленковское месторождение).

Учитывая, что Короленко О.Ю. является ответственным лицом за организацию и контроль работ по планированию и исполнению организационно-технических мероприятий по коррозийному мониторингу, диагностике, внутритрубной очистке, проведению дополнительного диагностического контроля трубопроводов, за соблюдение требований действующих норм, правил по охране труда, промышленной, пожарной безопасности, охране окружающей среды, и не обеспечил в нарушении закона защиту трубопровода от внутренней коррозии, а предпринятые меры, на которые указывает в доводах жалобы Короленко О.Ю., оказались неэффективными и не предотвратили порыв трубопровода, что явилось причиной загрязнения леса другими вредными веществами, то указанные действия должностного лица образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ.

В ходе производства по данному делу юрисдикционный орган при соблюдении требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ пришёл к обоснованному выводу, указанному выше. Выводы административного органа о том, что Короленко О.Ю., как должностным лицом, не обеспечено исполнение указанных выше обязательных требований, являются обоснованными, соответственно его вина в инкриминируемом административном правонарушении установлена и доказана. Соответствующие выводы надлежащим образом мотивированы. Правильность выводов о событии указанного административного правонарушения и вине должностного лица в его совершении подтверждается доказательствами, которые получены с соблюдением установленного законом порядка и отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств по делу об административном правонарушении.

Проверив указанные доказательства, проведя их оценку на предмет допустимости, относимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья приходит к выводам, что установленный порядок привлечения Короленко О.Ю. к административной ответственности соблюден, его вина установлена, оснований для отмены либо изменения постановления юрисдикционного органа по доводам жалобы или по иным основаниям, не имеется.

Постановление о назначении должностному лицу административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, вынесено уполномоченным должностным лицом и вопреки мнению автора жалобы в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел (загрязнение леса вредными веществами выявлено ДД.ММ.ГГ, постановление по делу об административном правонарушении вынесено ДД.ММ.ГГ). Указанное административное правонарушение является длящимся.

Судья не усматривает обстоятельств, исключающих административную ответственность по данному делу. Малозначительным правонарушение не является.

Проверяя доводы жалобы об отсутствии доказательств виновности Короленко О.Ю., судья находит данные доводы не основанными на материалах дела, из которых очевидно следует, что обнаруженное загрязнение леса вызвано другими вредными веществами, к которым относится нефтепродукт, установленный протоколами лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГ и , направленными прокурором в суд до начала судебного заседания вместе с письменными возражениями на жалобу, и приобщёнными судьёй к материалам дела в качестве доказательств. Достоверность указанных сведений у судьи не вызывает сомнений, они согласуются с иными проверенными судьёй доказательствами.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого постановления административного органа, судьёй не усматривается.

Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное ДД.ММ.ГГ заместителем начальника отдела – заместителем лесничего отдела Ноябрьское лесничества, старшим государственным лесным инспектором автономного округа – заместителем лесничего в лесничествах автономного округа, старшим государственным инспектором автономного округа по пожарному надзору в лесничествах автономного округа Л.Л. в отношении должностного лица Короленко О.Ю. оставить без изменения, его жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья подпись А.Н. Матюшенко