Дело № 12-78/2017
Р Е Ш Е Н И Е
р.п. Ишеевка 8 ноября 2017 года
Судья Ульяновского районного суда Ульяновской области Савинов О.В., при секретаре Тихоновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе акционерного общества «Ульяновсккурорт» на постановление *** от 03.10.2017 государственного инспектора Ульяновского отдела по надзору за промышленной безопасностью Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору(Ростехнадзор) Г.А.Г.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Ульяновского отдела по надзору за промышленной безопасностью Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору(Ростехнадзор) Г.А.Г.*** 03.10.2017 акционерное общество «Ульяновсккурорт» (далее по тексту АО «Ульяновсккурорт») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В постановлении указано, что 25.09.2017 в 11 часов, в ходе проведения внеплановой выездной проверки, проводимой на основании распоряжения заместителя руководителя Средне- Поволжского управления Ростехнадзора- Т.И.П. от 17.08.2017 *** в отношении АО «Ульяновсккурорт», установлено, что при эксплуатации опасного производственного объекта «Котельная» (свидетельство о регистрации рег. № А52-01127-0017, III класса опасности), расположенного по адресу: Ульяновская область Ульяновский район с. Ундоры санаторий им. Ленина, выявлены нарушения ч.2, ч.5 ст. 2, ч.1 ст. 10 ст. ст. 9, 11,12,13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также обязательных норм и правил в области промышленной безопасности, а именно:
- не представлено положение о производственном контроле предприятия;
- отсутствует «Положение о порядке расследования инцидентов на ОПО».
- не проведена очередная экспертиза промышленной безопасности здания котельной по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключением экспертизы (до августа 2017 г.);
- не проведена очередная экспертиза промышленной безопасности котла парового ДЕ10-14ГМ рег. № 2430, зав.№ 84021 по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы (до августа 2017 г.);
- трубопровод пара в котельной АО «Ульяновсккурорт», то есть опасного производственного объекта «Котельная» рег. № А52-01127-0017 паровых котлов: ДКВр-2,5-13 рег. №№. 1483,1485,1514, зав. №№ 4218,4224, 052, ДЕ10-14ГМ рег. №№ 2430,2432,, зав №№ 84021,84101, не зарегистрирован в Государственном реестре опасных производственных объектов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и др.
Не согласившись с данным постановлением, генеральный директор АО «Ульяновсккурорт» - Ж.А.Б. обжаловал его в суд. Не оспаривая виновность юридического лица в совершении административного правонарушения, не согласен с размером назначенного наказания. Пояснив, что нарушения в области промышленной безопасности связано обществом с эксплуатацией котельной санатория им. В.И. Ленина- филиал АО «Ульяновсккурорт», и участков газовых сетей, с помощью которых поступает тепловая энергия не только на объекты Общества, но и на социальные объекты, находящиеся в территориальной доступности от инженерных коммуникаций, в которых АО «Ульяновсккурорт» является не только ресурсоснабжающей организацией, но и управляющей компанией. Выявленные в Обществе нарушения рассмотрены, предпринимаются меры по их устранению: составлен и утвержден план мероприятий, часть нарушений устранены, либо устраняются- находятся в работе. Ссылается на п.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление Конституционного суда РФ от 25.02.2014 № 4-П. Указывая, что назначенное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей не соответствует тяжести совершенного АО «Ульяновсккурорт» правонарушения, и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных ч.1 ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того АО «Ульяновсккурорт» ранее не привлекалось к административной ответственности за аналогичные правонарушения, отягчающие вину обстоятельства- отсутствуют.
Просит уменьшить размер административного штрафа с применением п. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Принимая во внимание, что постановление о назначении административного наказания вынесено 03.10.2017 (в этот же день получена представителем правонарушителя), а согласно оттиска печати на почтовом конверте направлена получателю 13.10.2017), и поступила в Ульяновский районный суд Ульяновской области 17.10.2017, десятидневный срок для обращения с жалобой заявителем не пропущен.
Законный представитель юридического лица- АО «Ульяновсккурорт» - Н.А.В.., действующий по доверенности, доводы указанные в жалобе поддержал в полном объеме. Дополнив, что общество в настоящее время находится в тяжелом финансовом положении, несет налоговую и административную нагрузку по устранению выявленных нарушений, заключены договора по проведению экспертиз промышленной безопасности строительных конструкций зданий, проведения визуально- измерительного контроля технического состояния 2-х дымовых труб котельной санатория им. В.И. Ленина. За период с 01.01.2017 по 30.06.2017 совокупный убыток общества за указанный финансовый период составляет -28 813 000 рублей. Ходатайствует об уменьшении размера административного штрафа на основании п.3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а указанные выше обстоятельства отнести к исключительным, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, а также с учетом имущественного и финансового положения АО «Ульяновсккурорт».
Представитель Ульяновского отдела по надзору за промышленной безопасностью Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору(Ростехнадзор)– К.Т.А., действующая по доверенности, в судебном заседании отсутствовала, предоставила возражения на апелляционную жалобу, где доводы жалобы сочла не подлежащих удовлетворению, и ссылаясь на п.2.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указала, что у юридического лица АО «Ульяновсккурорт», при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не были установлены исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, не предоставлено ходатайство о снижении размера административного штрафа.
Заслушав представителя АО «Ульяновсккурорт», отзыв на жалобу представителя «Ростехнадзор», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии п.8 ч.2 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются граждане, должностные и юридические лица.
С субъективной стороны указанное правонарушение характеризуется умыслом.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения к административной ответственности послужил факт выявленных в АО «Ульяновсккурорт», при эксплуатации опасного производственного объекта «Котельная» (свидетельство о регистрации рег. № А52-01127-0017, III класса опасности), расположенного по адресу: Ульяновская область Ульяновский район с. Ундоры санаторий им. Ленина, нарушения ч.2, ч.5 ст. 2, ч.1 ст. 10 ст. ст. 9, 11,12,13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также обязательных норм и правил в области промышленной безопасности, а именно:
- не представлено положение о производственном контроле предприятия;
- отсутствует «Положение о порядке расследования инцидентов на ОПО».
- не проведена очередная экспертиза промышленной безопасности здания котельной по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключением экспертизы (до августа 2017 г.);
- не проведена очередная экспертиза промышленной безопасности котла парового ДЕ10-14ГМ рег. № 2430, зав.№ 84021 по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы (до августа 2017 г.);
- трубопровод пара в котельной АО «Ульяновсккурорт», то есть опасного производственного объекта «Котельная» (свидетельство о регистрации рег. № А52-01127-0017, III класса опасности) паровых котлов: ДКВр-2,5-13 рег. №№. 1483,1485,1514, зав. №***,4224, 052, ДЕ10-14ГМ рег. №***,2432, зав. №***,84101, не зарегистрирован в Государственном реестре опасных производственных объектов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и др.
Фактические обстоятельства вменяемого администрации правонарушения подтверждаются собранными доказательствами, в том числе:
- протоколом об административном правонарушении *** от 25.09.2017, составленного в присутствии представителя юридического лица АО «Ульяновсккурорт» не отрицавшего факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором отражено нарушение АО «Ульяновсккурорт» промышленной безопасности применительно к опасному производственному объекту - «Котельная» (свидетельство о регистрации рег. № А52-01127-0017, III класса опасности), расположенной по адресу: Ульяновская область Ульяновский район с. Ундоры санаторий им. Ленина, (л.д. 34 - 43);
- актом проверки *** от 25.09.2017, согласно которого выявлены нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации производственного объекта «Котельная» (свидетельство о регистрации рег. № А52-01127-0017, III класса опасности), расположенного по адресу: Ульяновская область Ульяновский район с. Ундоры санаторий им. Ленина, ч.2, ч.5 ст. 2, ч.1 ст. 10 ст. ст. 9, 11,12,13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (л.д. 44-57);
- свидетельством о постановке на учет АО «Ульяновсккурорт» в налоговом органе по месту её нахождения» 15.06.2005 (л.д. 20);
-свидетельством о внесении в Единый реестр юридических лиц ОАО «Ульяновсккурорт» 18.11.2002 (л.д. 21);
- уставом акционерного общества «Ульяновсккурорт» (л.д. 23-33);
- планом мероприятий по исполнению Предписания Средневолжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) № 11-794-09-17-103-К от 25.09.2017 в целях- устранения выявленных нарушений требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта «Котельная» (свидетельство о регистрации рег. № А52-01127-0017, III класса опасности), расположенного по адресу: Ульяновская область Ульяновский район с. Ундоры санаторий им. В.И. Ленина, на котором эксплуатируются котлы паровые (л.д. 62-83);
- планом мероприятий по исполнению Предписания Средневолжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) № 11-602-09-17-103-К от 25.09.2017 в целях- устранения выявленных нарушений технических регламентов и требований промышленной безопасности АО «Ульяновсккурорт» при эксплуатации сетей газопотребления (газовый надзор) (л.д. 84-88);
-свидетельством о регистрации опасного производственного объекта- «Котельная» (свидетельство о регистрации рег. № А52-01127-0017, III класса опасности), из которого следует, что АО «Ульяновсккурорт» является его эксплуатирующей организацией;
- сведениями, характеризующих опасный производственный объект АО «Ульяновсккурорт» - «Котельная» (свидетельство о регистрации рег. № А52-01127-0017, III класса опасности), расположенного по адресу: *** санаторий им. Ленина,
и иными материалами дела, получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, а также представленных представителем АО «Ульяновсккурорт» по исполнению выявленных нарушений:
- заявлением об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (для опасного производственного объекта) от 17.03.2017;
- договором обязательного страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте № 111-0101024824/66 от 17.03.2017, составленного между АО «Национальная страховая компания ТАТАРСТАН и АО «Ульяновсккурорт». Приложением к договору с указанием перечня опасного объекта –«Котельная», страховая сумма 10 000000 рублей;
-страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, с указанием срока действия с 18.03.2017 по 17.03.2018;
-заключением экспертизы промышленной безопасности *** на техническое устройство: паровой котел ДЕ10-14ГМ зав №№ 84021, рег. № 194-к с экономайзером ЭБ2-236И зав. № 1147 рег. № 199-э, применяемого АО «Ульяновсккурорт» на опасном производственном объекте;
-уведомлением о внесении сведений в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности: парового котла ДЕ10-14ГМ зав №№ 84021, рег. № 194-к с экономайзером ЭБ2-236И зав. № 1147 рег. № 199-э, подготовленного ООО «УИКЦ Котлонадзор», и внесенного 06.10.2017;
-заключением экспертизы промышленной безопасности № 2017-09-193 на техническое устройство: трубопровод пара рег. № 173 в здании котельной, применяемого АО «Ульяновсккурорт» на опасном производственном объекте;
-уведомлением о внесении сведений в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности: трубопровод пара рег. № 173 в здании котельной, подготовленного ООО «УИКЦ Котлонадзор», и внесенного ***;
- положением о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденного генеральным директором АО «Ульяновсккурорт» 30.10.2017;
-об утверждении перечня внутренних нормативных локальных актов применяемых в АО «Ульяновсккурорт» для обеспечения требований промышленной безопасности от 30.10.2017 № 151- в целях реализации положений Правил техники безопасности и охраны труда;
-выписки из протоколов АО «Ульяновсккурорт» заседания экзаменационной комиссии от 12 и 13 октября 2017, переаттестации при ЧУ-ОДПО «Безопасность и охрана труда», очередной проверки знаний, в объеме квалификационных требований и производственных инструкций, обучающихся по профессиям: оператор котельной; слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования; слесарь по контрольно- измерительным приборам и автоматике.
Оценив представленные в материалах дела доказательства, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь вышеприведенными положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.03.2014 № 116, суд соглашается с выводами должностного лица Средне- Поволжского управления Ростехнадзора о наличии в бездействии АО «Ульяновсккурорт», эксплуатирующей опасный производственный объект «Котельная» (свидетельство о регистрации рег. № А52-01127-0017, III класса опасности), расположенного по адресу: Ульяновская область Ульяновский район с. Ундоры санаторий им. В.И. Ленина, признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Действия юридического лица АО «Ульяновсккурорт» квалифицированы по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении юридического лица АО «Ульяновсккурорт» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Вопреки мнению законного представителя - указанной в жалобе, при вынесении постановления об административном правонарушении, государственным инспектором Ульяновского отдела по надзору за промышленной безопасностью Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору(Ростехнадзор) Г.А.Г. дана должная оценка обстоятельствам совершенного правонарушения, что свидетельствует о соблюдении установленного законом порядка вынесения законного и обоснованного наказания за совершенное юридическим лицом деяние.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену постановления, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Постановление о привлечение юридического лица АО «Ульяновсккурорт» к административной ответственности по ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено законно и обосновано, и отмене не подлежит.
Согласно 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Так, п. 3 указанной статьи предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При рассмотрении дела, должностным лицом Ростехнадзора смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, не установлено.
Представителем АО «Ульяновсккурорт», в обосновании жалобы, тяжелого финансового положении Общества, его налоговой и административной нагрузки по устранению выявленных нарушений, предоставил: отчет о финансовых результатах юридического лица АО «Ульяновсккурорт» за период с 01.01.2017 по 30.06.2017, согласно, которого убыток совокупного финансового результата за указанный период времени составляет -28 813 000 рублей (л.д. 58-61), что подтверждается и бухгалтерским балансом на 30.06.2017, а также бременем административного расходования финансов в виде заключенных договоров на проведение экспертиз промышленной безопасности строительных конструкций зданий, промышленной безопасности парового котла ДЕ 10-14ГМ зав. № 84021 с экономайзером и трубопровода пара в здании котельной, с истекшими сроками безопасной эксплуатации; оказания услуг по проведению визуально-измерительного контроля технического состояния 2-х дымовых труб котельной санатория им. В.И. Ленина.
В соответствии с п. п. 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи, т.е. при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, при этом размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Из правовых позиций Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. № 4-П следует, что судам, при назначении административного наказания необходимо учитывать характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины лица привлекаемого к административной ответственности, его имущественное и финансовое положение и в исключительных случаях для индивидуализации наказания судам следует назначать административный штраф ниже низшего предела, указанный в соответствующей административной санкции.
Таким образом, с учетом характера и последствий совершенного административного правонарушения, отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств, имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица, суд считает возможным снизить размер административного штрафа и назначить юридическому лицу АО «Ульяновсккурорт» наказание не менее половины минимального размера административного штрафа применяемого к ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора Ульяновского отдела по надзору за промышленной безопасностью Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору(Ростехнадзор) Г.А.Г.*** от 03.10.2017 о привлечении акционерного общества «Ульяновсккурорт» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить:
снизить размер наказания, назначив наказание в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии в Ульяновский областной суд, через Ульяновский районный суд Ульяновской области.
Судья О.В. Савинов