Дело № 12-78/2019 Р Е Ш Е Н И Е 20 июня 2019 года г.Архангельск Судья Исакогорского районного суда г.Архангельска Бузина Т.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании (<...>) жалобу защитника открытого акционерного общества «Российские железные дороги» ФИО1 на постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ФИО2 № 29/12-2975-19-И от 24 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги», у с т а н о в и л: постановлением главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ФИО2 № 29/12-2975-19-И от 24 апреля 2019 года открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 60 000 рублей. Защитник ОАО «РЖД» ФИО1 обратился в районный суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит его отменить и прекратить производство по делу ввиду отсутствия события административного правонарушения, ссылаясь на то, что машинист тепловоза был обеспечен ранее выданным средством индивидуальной защиты (далее по тексту - СИЗ) - костюмом «Механик-Л», по результатам освидетельствования которого он признан пригодным к повторному ношению и срок носки продлен на 2 месяца, что также подтверждается заявлением работника об отказе от получения костюма и согласии на перенос сроков выдачи нового СИЗ. Одновременно указал об отсутствии возможности обеспечить защиту прав ОАО «РЖД» в связи с поздним получением уведомления об извещении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. При рассмотрении жалобы в суде защитник ОАО «РЖД» ФИО1 жалобу поддержал по изложенным в ней доводам. Должностное лицо главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ФИО2 представил письменные возражения относительно доводов жалобы. Выслушав объяснения защитника, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, оснований для отмены постановления главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе не нахожу в силу следующего. Согласно ч.ч.1 и 2 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В соответствии с ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей. В силу ст.212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.Работодатель обязан обеспечить в том числе:приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Согласно ст.221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену. Согласно ст.22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью;обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей. Приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 года № 290н утверждены Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ). В соответствии с п.13 поименованных Правил работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам. Пунктом 14 названных Правил предусмотрено, что при выдаче работникам средств индивидуальной защиты работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности. Пунктом 26 названных Правил предусмотрено, что работодатель обеспечивает обязательность применения работниками СИЗ. Работники не допускаются к выполнению работ без выданных им в установленном порядке СИЗ, а также с неисправными, не отремонтированными и загрязненными СИЗ. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 22 октября 2008 года № 582н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Согласно п.206 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, машинисту тепловоза предусмотрена выдача, в том числе, средства индивидуальной защиты Костюм «Механик-Л» в количестве 1 штуки на 12 месяцев. Как следует из материалов дела, ОАО «РЖД» является юридическим лицом. Согласно Положению, утвержденному приказом вице-президента ОАО «РЖД» от 12 октября 2011 года № 87, Эксплуатационное локомотивное депо Исакогорка является структурным подразделением Северной Дирекции тяги - структурного подразделения Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД». В период с 27 марта 2019 года по 9 апреля 2019 года государственной инспекцией труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе проведена проверка соблюдения ОАО «РЖД» требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в ходе которой установлено, что в нарушение ст.ст.212, 221 Трудового кодекса РФ, приказа Министерства труда и социального развития РФ № 290н от 1 июня 2009 года, приказа Минздравсоцразвития России от 22 октября 2008 года № 582н, п.26 приложения «Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» работник Общества, машинист тепловоза ЖАВ не был обеспечен в июле 2018 года средством индивидуальной защиты Костюм «Механик-Л» и допускался работодателем Эксплуатационным локомотивным депо Исакогорка - структурным подразделением Северной дирекции тяги - структурного подразделения Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД» до работ 3, 4, 7, 8, 11, 12, 15, 17 июля 2018 года и в другие дни. В связи с выявленными нарушениями трудового законодательстваглавным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ФИО2 17 апреля 2019 года составлен протокол № 29/12-2453-19-И/1 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении ОАО «РЖД». 24 апреля 2019 года рассмотрено дело об административном правонарушении в отношении ОАО «РЖД», вынесено обжалуемое постановление. Довод защитника о том, что машинист тепловоза ЖАВ не был обеспечен новым СИЗ, поскольку ранее выданный костюм был в надлежащем состоянии и срок его носки продлен, противоречит требованиям законодательства. Так, Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 22 октября 2008 года № 582н, основанием для выдачи СИЗ установлено истечение определенного срока использования, а не их износ. Кроме того, пунктом 22 Приказа Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 года № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» пригодность указанных СИЗ к дальнейшему использованию, необходимость проведения и состав мероприятий по уходу за ними, а также процент износа СИЗ устанавливаются уполномоченным работодателем должностным лицом и фиксируются в личной карточке учета выдачи СИЗ. В связи с вышеуказанным доказать пригодность СИЗ, ранее выданных работнику ЖАВ, обязан работодатель. Однако доказательств пригодности СИЗ к дальнейшему использованию не представлено, акт освидетельствования СИЗ, сданных работником от 29 июня 2018 года, таковым не является. Несмотря на заявление ФИО3 от 29 июня 2018 года о согласии на перенос сроков выдачи СИЗ на август 2018 года, доказательств ознакомления последнего с актом от 29 июня 2018 года в суд не представлено. При этом сведения о том, что ЖАВ выдан костюм после освидетельствования с продлением срока носки, не представлены ни должностному лицу, ни в суд, равно как и доказательства внесения отметок о продлении сроков носки в карточке учета выдачи СИЗ ЖАВ Таким образом, представленные защитником ОАО «РЖД» документы не свидетельствуют об исполнении обязанности работодателя по обеспечению ЖАВ средством индивидуальной защиты Костюм Механик-Л в июле 2018 года. По своей сути доводы жалобы аналогичны доводам по делу, которые уже были предметом рассмотрения должностным лицом. Вынося постановление, главный государственный инспектор труда правильно исходил из того, что ОАО «РЖД» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ. Событие административного правонарушения и вина юридического лица в полной мере подтверждаются представленными в дело доказательствами, которые получили в постановлении должностного лица надлежащую оценку. Совершённое правонарушение квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ. Довод защитника ОАО «РЖД» о ненадлежащем извещении юридического лица о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении признаю несостоятельным. В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Согласно ч.1 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (ч.3 ст.28.2 КоАП РФ). На основании ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола. В силу ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Согласно ч.1 ст.25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Содержание приведенных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о дате, времени и месте как составления протокола об административном правонарушении, так рассмотрения дела. 9 апреля 2019 года ОАО «РЖД» по адресу государственной регистрации указанного юридического лица (<...>), а также по адресу нахождения Эксплуатационного локомотивного депо Исакогорка - структурного подразделения Северной Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД» (3-я линия ул.Исакогорка, д.52, г.Архангельск) заказным письмом с уведомлением о вручении было направлено извещение, которое вручено 15 апреля и 12 апреля 2019 года соответственно, о необходимости явиться законному представителю либо защитнику юридического лица для составления протокола об административном правонарушении в помещение Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе по адресу: <...>. каб.406 17 апреля 2019 года в 09.00 часов. Таким образом, главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округепринял все меры по надлежащему извещению ОАО «РЖД» о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении, в том числе, и через уполномоченное структурное подразделение. При этом, реализуя по своему усмотрению процессуальные права, ОАО «РЖД» в силу личного волеизъявления заявлений и ходатайств о переносе времени составления протокола об административном правонарушении должностному лицу не представило. Доказательств невозможности явки законного представителя либо защитника юридического лица в этот день к указанному времени также представлено не было. При этом юридическое лицо имело достаточно времени для реализации своих прав. Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не имеется. Иные доводы подателя жалобы на доказательствах не основаны и на правильность принятого должностным лицом постановления не влияют, основаниями для его отмены также не являются. Учитывая, что существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при рассмотрении данного дела об административном правонарушении не допущено, оснований для отмены постановления, прекращении производства по делу не имеется. На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ, р е ш и л: постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе ФИО2 № 29/12-2975-19-И от 24 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ в отношенииоткрытого акционерного общества «Российские железные дороги» оставить без изменения, а жалобу защитника открытого акционерного общества «Российские железные дороги» ФИО1 - без удовлетворения. Судья Т.Ю. Бузина |