ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-78/19 от 26.02.2019 Обской городского суда (Новосибирская область)

Дело № 12-78/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Обского городского суда Новосибирской области Хомякова И.В., рассмотрев жалобу АО «Авиакомпания «Алроса» на постановление мирового судьи 1-го судебного участка судебного района города Оби Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым АО «Авиакомпания «Алроса» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи 1-го судебного участка судебного района города Оби Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ АО «Авиакомпания «Алроса» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, АО «Авиакомпания «Алроса» обратилось с жалобой, в которой указало, что мировым судьей дело рассмотрено с нарушением правил территориальной подсудности: поскольку административное расследование не проводилось, то территориальная подсудность рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном в форме бездействия АО «Авиакомпания «Алроса», должна определяться местом нахождения юридического лица: 678170, Республика Саха (Якутия), город Мирный, улица Аэропорт, офис 24.

В судебное заседание представитель АО «Авиакомпания «Алроса» не явился, извещен надлежащим образом.

Старший помощник Новосибирского транспортного прокурора Жбирь Е.В. с доводами жалобы АО Авиакомпания «Алроса» не согласилась, пояснила, что АО «Авиакомпания «Алроса» ненадлежащим образом исполнила обязанность по информированию оператора аэропорта Толмачево о потребности в услугах, оказываемых в аэропорту инвалидам; дело рассмотрено мировым судьей с учетом правил территориальной подсудности.

Суд, выслушав старшего помощника Новосибирского транспортного прокурора Жбирь Е.В., исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Изучив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд считает вину АО «Авиакомпания «Алроса» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, доказанной.

Статьей 9.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 КоАП РФ, являются общественные отношения в области обеспечения доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур.

К объектам транспортной инфраструктуры относятся: все виды транспорта; здания, строения, сооружения, организации, обеспечивающие оказание транспортных услуг; транспортное оборудование и устройства; средства связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В силу статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Объективная сторона правонарушения заключается в уклонении должностного или юридического лица от выполнения установленных законом обязанностей по соблюдению требований законодательства, обеспечивающих доступность названных объектов.

Состав этого правонарушения могут образовывать как бездействие, так и действия, нарушающие такие требования.

В соответствии со ст. 106.1 Воздушного кодекса РФ при заключении договора воздушной перевозки пассажира пассажир из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности обязан сообщить перевозчику об имеющихся у такого пассажира ограничения жизнедеятельности в целях обеспечения ему соответствующих условий воздушной перевозки.

В соответствии с п.п. 7-9 «Порядка предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах», утвержденного Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, услуги в аэропортах и на борту воздушных судов оказываются пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по запросу о потребности в услугах. Запрос о потребности в услугах, оказываемых в аэропорту, представляется пассажирами из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности перевозчику при бронировании и/или при заключении договора воздушной перевозки.

Перевозчик обязан обеспечить прием представленных пассажирами из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности запросов о потребности в услугах, оказываемых в аэропорту в пунктах продажи воздушных перевозок перевозчика или агента перевозчика, по телефону или электронной почте либо при бронировании воздушной перевозки посредством информационно-коммуникационной сети «Интернет».

При бронировании воздушной перевозки посредством информационно-коммуникационной сети «Интернет» перевозчик или агент перевозчика обеспечивает возможность детализировать запрос о потребности в услугах в соответствующем поле запроса либо по телефону.

Согласно п.13 Порядка по запросу о потребности в услугах, представленному пассажирами из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при бронировании и заключении договора воздушной перевозки, в аэропорту обслуживающей организацией оказываются без взимания дополнительной платы сопровождение и помощь при посадке на борт воздушного судна, в том числе при необходимости с использованием амбулифтов для пассажиров, не способных передвигаться самостоятельно; высадка пассажиров из воздушного судна с использованием кресел-колясок и (или) амбулифтов, осуществляемая после выхода иных пассажиров, включая сопровождение и помощь в перемещении предметов, находящихся при пассажирах на борту воздушного судна.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к договору, заключенному ДД.ММ.ГГГГ, АО «Авиакомпания «Алроса» (Заказчик) с АО «Аэропорт Толмачево» (Исполнитель) на аэропортовое обслуживание воздушных судов заказчика предусмотрен порядок взаимного информирования о наличии и содержании представленных пассажирами из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности запросов о потребностях в услугах посредством направления запроса на представление услуги в систему «Аэроинформ» по электронному адресу kupol@ovbort.

Как следует из материалов дела, пассажир-инвалид 1 группы ФИО2 приобрела билеты на рейс ЯМ-66 Москва (Домодедово) - Новосибирск (Толмачево) на ДД.ММ.ГГГГ, выполняемый АО «Авиакомпания «Алроса». При этом она заблаговременно уведомила авиакомпанию о том, что является маломобильным пассажиром, <данные изъяты>, осуществляет воздушную перевозку после операции и нуждается в помощи при посадке/высадке. В аэропорту Толмачево инвалидная коляска, амбулифт для осуществления выгрузки из самолета, транспортировка в аэровокзал, сопровождение в аэровокзале ФИО2 представлены не были, в связи с чем пассажир была вынуждена следовать в аэропорт самостоятельно. После случившегося ФИО2 была госпитализирована, что подтверждается медицинскими документами.

Доводы жалобы о том, что административное правонарушение, предусмотренное ст. 9.13 КоАП РФ, совершено АО «Авиакомпания «Алроса» в форме бездействия, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

АО «Авиакомпания «Алроса» не отрицает факта получения от ФИО2 при приобретении авиабилета запроса на предоставление услуг при посадке/высадке в аэропортах Домодедово и Толмачево.

В аэропорту Домодедово (г. Москва) ФИО2(<данные изъяты>) была оказана помощь в посадке в самолет (то есть совершены действия в соответствии с законодательством), однако в аэропорту Толмачево (г. Новосибирск) инвалидная коляска, амбулифт для осуществления выгрузки из самолета, транспортировка в аэровокзал, сопровождение в аэровокзале, иные предусмотренные законом услуги ФИО2 предоставлены не были, в связи с чем она была вынуждена следовать в аэропорт самостоятельно.

АО «Авиакомпания «Алроса» представило копию электронного письма в АО «Аэропорт Толмачево» от ДД.ММ.ГГГГ с запросом о потребности в услугах <данные изъяты>ФИО2, однако не представило доказательств его фактического направления и получения АО «Аэропорт Толмачево».

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что запрос АО «Авиакомпания «Алроса» о потребностях в услугах, оказываемых в аэропорту <данные изъяты>ФИО2, на электронный адрес: kupol@ovport поступал; в системе «Аэроинформ» АО «Аэропорт Толмачево» сведения о получении запроса отсутствуют. О наличии нуждаемости в оказании услуги <данные изъяты>ФИО2 оператору аэропорта стало известно от бортпроводницы рейса, которая эту услугу запросила после того, как все пассажиры покинули воздушное судно.

Таким образом, непредоставление услуг оператором аэропорта АО «Аэропорт Толмачево» ФИО2 связано с ненадлежащим исполнением перевозчиком АО «Авиакомпания Алроса» обязанности по информированию оператора аэропорта Толмачево о потребности в услугах, оказываемых инвалидам, и свидетельствует о том, что АО «Авиакомпания «Алроса» не были совершены все зависящие от него действия по соблюдению прав инвалидов при осуществлении воздушной перевозки.

Указанные доказательства оценены мировым судьей по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

При рассмотрении данного дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

С учетом изложенного, действия АО «Авиакомпания «Алроса» мировой судья правильно квалифицировал ст. 9.13 КоАП РФ как уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной транспортной и социальной инфраструктур.

Дело рассмотрено в соответствии с правилами территориальной подсудности.

Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановления, мировым судьей не допущено.

Постановление о привлечении АО «Авиакомпания «Алроса» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 для данной категории дел.

Административное наказание назначено АО «Авиакомпания «Алроса» в пределах санкции ст. 9.13 КоАП РФ, с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи 1- го судебного участка судебного района г. Оби Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ, в отношении АО «Авиакомпания «Алроса» оставить без изменения, жалобу АО «Авиакомпания «Алроса» - без удовлетворения.

Решение вступает в силу немедленно, обжалованию в кассационном порядке не подлежит.

Судья И.В. Хомякова