дело №12-78/2020
РЕШЕНИЕ
<адрес> 4 декабря 2020 года
Судья Волосовского районного суда <адрес> Киселёв А.М. с участием
ФИО2, представителя – председателя СТ «Дорожник», в отношении которого вынесено обжалуемое постановление,
ФИО1, должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление,
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу СТ «Дорожник», ИНН/ОГРН <***>/<***>, юридический и фактический адрес: <адрес>, д.Лагоново,
на постановление №/Д от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора в области охраны окружающей среды Комитета государственного экологического надзора <адрес>ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением №/Д от ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором в области охраны окружающей среды Комитета государственного экологического надзора <адрес>ФИО1 СТ «Дорожник» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, - несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере <данные изъяты> рублей.
Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:
ДД.ММ.ГГГГ в Комитет государственного экологического надзора <адрес> (далее Комитет) поступило письмо АО «Управляющая компания по обращению с отходами в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№-РО, содержащее информацию о наличии (отсутствии) действующих договоров между садоводствами, расположенными на территории <адрес>, и региональным оператором, из которого установлено, что между садоводческим товариществом «Дорожник» (СТ «Дорожник») и региональным оператором (АО «Управляющая компания по обращению с отходами в <адрес>») договор отсутствует.
СТ «Дорожник» является юридическим лицом, внесенным в единый государственный реестр юридических лиц с адресом местонахождения: <адрес>.
В соответствии с п.6 ч.7 ст.18 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №217-ФЗ) к полномочиям правления товарищества относятся принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми
коммунальными отходами.
Согласно п.1 ст.24.6 Федерального закона РФ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Пунктом 1 ст.24.7 Закона №89-ФЗ определено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора и региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Вместе с тем согласно п.4 ст.24.7 Закона №89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
По результатам конкурсного отбора региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> определено АО «Управляющая компания по обращению с отходами <адрес>». ДД.ММ.ГГГГ от имени субъекта Российской Федерации Ленинградской <адрес> по организации и контролю деятельности по обращению с отходами заключено соглашение с АО «Управляющая компания по обращению с отходами в <адрес>» о наделении общества статусом «регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>».
Согласно публичной оферте на территории <адрес> региональный оператор осуществляет хозяйственную деятельность с ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела установлено, что СТ «Дорожник» на ДД.ММ.ГГГГ не имеет договора с региональным оператором на обращение с твердыми коммунальными отходами, что является нарушением требований, установленных п.1, п.4 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.6 ч.7 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В своей жалобе СТ «Дорожник» просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая, что представитель СТ «Дорожник» извещен о месте и времени составления протокола по делу об административном правонарушении ненадлежащим образом, ему не были разъяснены, в том числе, его права, при отсутствии административного расследования были нарушены сроки составления данного протокола, время выявления административного правонарушения установлено неверно, санкция ч.1 ст.8.2 КоАП РФ предусматривает в качестве одного из возможных видов наказания для юридических лиц административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, что в соответствии с абз.2 ч.3 ст.23.1 КоАП РФ должно влечь передачу административного дела для рассмотрения судье районного суда, кроме того, СТ «Дорожник» в понимании абз.21 ст.1 Закона № твердых коммунальных отходов не производит. Согласно пунктам 8(4), 8(5)-8(7), 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ договор СТ «Дорожник» с региональным оператором считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в законную силу на 16-й день после размещения оператором предложения о его заключении на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «интернет».
Указанную жалобу и доводы в ней изложенные поддержал в судебном заседании представитель – председатель СТ «<данные изъяты>» ФИО2
Государственный инспектор в области охраны окружающей среды Комитета государственного экологического надзора <адрес>ФИО1 подтвердил в судебном заседании законность и обоснованность обжалуемого постановления, просил жалобу оставить без удовлетворения.
Исследовав материалы административного дела, изучив доводы жалобы, выслушав стороны, суд пришел к следующим выводам.
Постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ было утверждено Положение о Комитете государственного экологического надзора <адрес> (далее - Положение). Подпунктом 1 пункта 2.1 данного Положения предусмотрено, что Комитет осуществляет экологический надзор, в том числе, в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
В силу положений подпунктов 3 и 4 пункта 2.1 Положения Комитет принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений. Предупреждает, выявляет и пресекает нарушения, в том числе органами местного самоуправления, требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами <адрес> в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц.
В соответствии со ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно п.1 ст.24.6 Федерального закона №89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (то есть обращение с отходами) обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Пунктом 10 ст.24.6 Федерального закона №89-ФЗ предусмотрено, что операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность
В силу п.3 ст.13.3 этого закона территориальная схема должна включать в себя в том числе данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации и данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации.
В процессе хозяйственной деятельности правообладателей земельных участков в границах территории ведения садоводства и огородничества образуются отходы - твердые коммунальные отходы и крупногабаритный мусор. В частности, согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ№, в раздел «Отходы, коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению» (код <данные изъяты> 0) включены: - отходы коммунальные твердые;- отходы из жилищ; - отходы из жилищ при совместном накоплении; - отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные); - отходы из жилищ крупногабаритные; - отходы из жилищ при раздельном накоплении; - отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам; - мусор и смет уличный; - мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства.
Договор с региональным оператором об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) должен быть заключен по типовой форме (п.5 ст.24.7 Закона №).
По данному договору региональный оператор обязуется принимать отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, указанных в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п.4 ст.24.7 Закона № собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления и в свою очередь оплачивать услуги по цене, которую стороны устанавливают в пределах единого тарифа на услугу регионального оператора (п.2 ст.24.7 Закона №).
Из изложенного выше следует, что в силу закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.
Из содержания п.8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п.п. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «интернет».
Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
Таким образом установлено, что несмотря на обязательства регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>, вытекающие из публичного договора, свои обязанности по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором СТ «Дорожник» не исполнило.
Исключение из общего правила возможно только при наличии у СТ «Дорожник» в его собственности или на ином законном основании специально оборудованных сооружений, предназначенных для размещения ТКО - объектов размещения ТКО (с возможностью хранения и захоронения ТКО), расположенных в границах земельного участка, на котором образуются такие ТКО (п.6 ст.24.7 Закона №).
Порядок размещения, условия хранения, сроки вывоза мусора (твердых бытовых отходов) регулируются в том числе в санитарных нормах и правилах СанПиН 42-128-4690-88.
Указанный вывод подтверждается представленными в копиях материалами дела об административном правонарушении: обращением врио Комитета государственного экологического надзора <адрес> к Генеральному директору АО «Управляющая компания по обращению с отходами в <адрес>» о предоставлении сведений, в том числе и в отношении СТ «Дорожник», о наличии договора по оказанию услуг по обращению с ТКО с региональным оператором; ответом заявителю от ДД.ММ.ГГГГ о том, что заявки на заключение указанного договора от СТ «Дорожник» не поступало; извещением под роспись СТ «Дорожник» о дате, времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении, самим протоколом по делу, составленным ДД.ММ.ГГГГ с участием представителя СТ «Дорожник»; постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, которым юридическое лицо признано виновным по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание, а копия вручена председателю СТ «Дорожник»; выпиской из ЕГРЮЛ о регистрации СТ «Дорожник».
Статья 8.2 КоАП РФ, предусматривают административную ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Родовым объектом посягательства в результате совершения правонарушений, предусмотренных главой 8 КоАП РФ, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.
В главу 6 КоАП РФ включены правонарушения нормативного характера, родовым объектом которых являются здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие и общественная нравственность (то есть по существу – трехсоставный).
Административная ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления (за исключением случаев, предусмотренных частью 7) предусмотрена ч.1 ст.6.35 КоАП РФ и для н юридических лиц предусматривает административное наказание: штраф - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, правильно установив юридически значимые для его вынесения обстоятельства, дало им неправильную правовую оценку, действия СТ «Дорожник» в данном случае содержат признаки состава ч.1 ст.6.35 КоАП РФ, а не ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Составы административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.8.2 и ч.1 ст.6.35 КоАП РФ, имеют различные объекты посягательства, что исключает возможность переквалификации вменяемого юридическому лицу деяния.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст.6.35 КоАП РФ составляет один год и не истек в настоящее время.
По смыслу п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, вправе отменить постановление, возвратить дело на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Остальные доводы жалобы оценке в настоящем решении не подлежат в связи с возвращением дела об административном правонарушении в орган (должностному лицу) вынесшему обжалуемое постановление.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу СТ «Дорожник» удовлетворить частично.
Постановление №/Д от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора в области охраны окружающей среды Комитета государственного экологического надзора <адрес>ФИО1, которым СТ «Дорожник» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, было подвернуто штрафу в размере <данные изъяты> рублей – отменить,
данное дело возвратить на новое рассмотрение в Комитет государственного экологического надзора <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления, в том числе должностным лицом, вынесшим постановление.
Судья: