Дело № 12-78/2020
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
12 марта 2020 года г. Хабаровск
Судья Кировского районного суда г.Хабаровска С.Н. Опалей, рассмотрев жалобу генерального директора ФИО1 и заместителя начальника отдела реализации государственной политики и контрольных полномочий в сфере архивного дела комитета по делам записи актов гражданского состояния и архивов Правительства Хабаровского края ФИО2 на постановление мирового судьи судебного района «Кировский район г.Хабаровска» судебного участка № 18 от 22 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении АО «Редакция «Тихоокеанская звезда»,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением мирового судьи судебного района «Кировский район г. Хабаровска» судебного участка № 18 от 22 января 2020 года за невыполнение в установленный срок до 22 октября 2019 года требований пунктов № 2, 3, 4 законного предписания № 1 от 29 октября 2018 года должностного лица, осуществляющего федеральный государственный надзор, об устранении нарушений законодательства, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ как административное правонарушение, АО «Редакция «Тихоокеанская звезда» подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Кировский районный суд г. Хабаровска, генеральный директор ФИО1 просит постановление, вынесенное в отношении АО «Редакция «Тихоокеанская звезда» отменить как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить, ссылаясь на нарушение норм материального права, отсутствие состава административного правонарушения и вины. Указывает, поскольку создание архива является правом, а не обязанностью, Общество приняло меры к ликвидации ранее созданного архива и архивохранилища, в связи с отсутствием финансовых и технических возможностей по его содержанию; отменены все положения о работе с архивными документами; личные дела сотрудников хранятся в закрытых шкафах в помещении бухгалтерии, находящееся под охранной и пожарной сигнализациями. Полагает, что в связи с ликвидацией архива обязанность Общества по исполнению пункта 1 предписания отсутствует, предъявляемые комитетом требования к помещению архива незаконны. Указывает, мировым судьей не дана оценка тому, что в связи с отсутствием в Обществе архива как такового, Общество обязано руководствоваться Положением о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ от 16.07.2003, ст. 89 ФЗ «Об акционерных обществах», которые предусматривают иной порядок хранения документов, а не Правилами, утвержденными приказом Минкультуры России № 526 от 31.03.2015; на неправомерность применения положений п. 4.11, 4.19 Правил и необоснованность не применения п. 4.12 Правил, положения которого не предусматривают обязанности организации по представлению описей на утверждение ЭПК комитета по делам ЗАГС и архивов Правительства Хабаровского края. Пункт 4.19 Правил предусматривает порядок подготовки дел к передаче в архив организации, который у АО «Редакция «Тихоокеанская звезда» отсутствует. Кроме того, первоначальным предписанием было предусмотрено лишь обеспечить описание дел и составить акты к выделению к уничтожению документов. Во исполнение пунктов 3, 4 предписания был издан приказ о создании комиссии по розыску 976 дел по личному составу за 1930-1991 года, однако принятые меры положительных результатов не дали, содержание утраченных дел невосполнимо, в связи с чем возможности выполнения пунктов 3, 4 предписания не имеется. Указывает, на необоснованность указания судом несоблюдения обществом положений п. 2.44 Правил, поскольку архив в обществе отсутствует.
Заместитель начальника отдела реализации государственной политики и контрольных полномочий в сфере архивного дела комитета по делам записи актов гражданского состояния и архивов Правительства Хабаровского края ФИО2 обратилась в Кировский районный суд г. Хабаровска с жалобой, в которой просит постановление изменить и признать АО «Редакция «Тихоокеанская звезда» виновным в неисполнении предписания от 22.10.2018 № 1 в полном объеме. Указывает, что в действиях Общества по аннулированию архива усматривается прямой умысел на неисполнение предписания и изложенных в нем требований по организации и ведению архива, кроме того, приказом об аннулировании архива отменены документы, регламентирующие правоотношения, напрямую не связанные с работой и содержанием архива, а регламентирующие порядок создания и хранения документов данной организацией, в том числе Инструкция по делопроизводству от 12.10.2011. Вместе с тем, Общество включено в Список источников формирования Архивного фонда Хабаровского края в 1976 году по решению Экспертно-проверочной комиссии уполномоченного органа Хабаровского края, аннулирование архива прямо влияет на сохранность архивных документов, влечет отсутствие контроля за доступом третьих лиц к документам, приводит к хранению дел в ненадлежащих условиях, не пригодных для длительного размещения архивных документов, создает реальные условия для утраты, умышленного уничтожения либо порчи документов, в том числе документов по личному составу, которые востребованы для подтверждения гражданами фактов трудовой деятельности, оформления пенсий, пособий, социальных выплат и т.п.; последствия такого выбора способа исполнения предписания как отказ от объекта, в отношении которого данное предписание вынесено, имеют потенциально негативные последствия как для работников Общества, так и для общества и государства в целом, в связи с возможной утратой архивных документов и отражает пренебрежительное отношение к исполнению возложенных законом обязанностей.
Дело в силу положений п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, рассмотрено в отсутствие законного представителя АО «Редакция «Тихоокеанская звезда» ФИО1, извещенной о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлявшей.
В суде защитник Белянкова М.Г. жалобу поддержала, приведя те же доводы, в дополнение указала, что Обществом были приняты меры к исполнению Предписания комитета, издан приказ о ликвидации архива, поскольку не в состоянии содержать помещения архива, все помещения арендуются, получаемая субсидия идет на издание газеты, нести дополнительные расходы нет возможности. Общество создано в 1991 году, не является правопреемником каких-либо организаций, а поэтому не обязано обеспечивать розыск и хранение 976 дел по личному составу за период с 1930 по 1991. С доводами жалобы должностного лица не согласилась, приведя те же доводы. Просила жалобу ФИО1 удовлетворить, постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. В удовлетворении жалобы должностного лица комитета по делам записи актов гражданского состояния и архивов Правительства Хабаровского края ФИО2 отказать.
Заместитель начальника отдела реализации государственной политики и контрольных полномочий в сфере архивного дела комитета по делам ЗАГС и архивов Правительства Хабаровского края ФИО2 и представитель Комитета по делам записи актов гражданского состояния и архивов Правительства Хабаровского края ФИО3 жалобу поддержали, приведя те же доводы, с жалобой генерального директора ФИО1 не согласились по основаниям, изложенным в письменном отзыве, согласно которому непредставление в ходе проверки Обществом документов, ведение которых предусмотрено Законом об архивном деле и Правилами № 526, лишает комитет как надзорный орган возможности реализовать свои полномочия по контролю, что влечет существенную угрозу охраняемым правоотношениям. Считают неверным вывод суда о том, что аннулирование архива Общества осуществлено без злоупотребления правом, поскольку отсутствие указанных документов может повлечь нарушение прав лиц, в отношении которых оформлены указанные личные дела, связанное в частности с невозможностью получения документов и выписок из них, подтверждающих трудовой стаж. Весь период исполнения предписания от 29.10.2018 № 1 (с 29.10.2018 по 27.02.2019) Общество бездействовало, имея все возможности не предпринимало для исполнения пункта 1 предписания мер по оборудованию помещения архива в соответствии с нормативными требованиями и только после вынесения решения Арбитражного суда Хабаровского края от 25.02.2019, был издан приказ от 27.02.2019 об аннулировании архива, что затруднило или сделано невозможным исполнение пункта 1 предписания, т.е. Обществом аннулирование архива избрано как способ избежать устранения выявленного нарушения обязательных требований. Достоверных данных, указывающих на такую объективную необходимость, Обществом не представлено. Отсутствие финансовых, материальных возможностей на содержание архива не является основанием для невыполнения обязанностей организации и основанием для освобождения от ответственности за невыполнение законного предписания комитета, свидетельствует о недобросовестности поведения Общества. Федеральным законом «Об акционерных обществах» вопрос организации архива акционерных обществ не регулируется, в связи с чем, необходимо руководствоваться нормами Закона об архивном деле. Признание мировым судьей исполненным пункта 1 предписания является незаконным. Просили постановление мирового судьи изменить, поскольку Общество подлежит привлечению к административной ответственности за неисполнения предписания в полном объеме.
Изучив доводы жалоб, письменного отзыва, заслушав объяснения защитника Белянковой М.Г., должностного лица Комитета по делам ЗАГС и архивов Правительства Хабаровского края ФИО2 и представителя Комитета ФИО3, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Отношения, в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулируются Федеральным законом от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона об архивном деле к полномочиям Российской Федерации в сфере архивного дела относятся становление единых правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов и контроль за соблюдением указанных правил.
Согласно ч. 5 ст. 14 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» организации и граждане в целях обеспечения единых принципов организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов руководствуются в работе с архивными документами законодательством Российской Федерации (в том числе исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства), законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Организации обязаны обеспечивать финансовые, материально-технические и иные условия, необходимые для комплектования, хранения, учета и использования архивных документов, предоставлять создаваемые ими архивам здания и (или) помещения, отвечающие нормативным требования хранения архивных документов и условиям труда работников архивов (ч. 1 ст. 15 Закона об архивном деле).
Архивным документом, в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» является материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства.
В соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» под архивом понимается учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющие хранение, комплектование, учет и использование архивных документов .
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 31.03.2015 № 526 утверждены Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях».
В силу п. 2.3 Правил часть документального фонда, включающая документы Архивного фонда Российской Федерации, документы по личному составу и документы временных (свыше 10 лет) сроков хранения, включенные в учетные документы архива, составляет архивный фонд организации, который подлежит хранению в архиве организации.
В соответствии с п. 4.11, 4.19, 5.5 указанных Правил экспертиза ценности документов проводится ежегодно. По результатам экспертизы ценности в структурных подразделениях организации составляются описи дел структурных подразделений: постоянного, временных (свыше 10 лет) сроков хранения, по личному составу (приложение N 23, 24), на основе которых в архиве организации составляются годовые разделы соответствующих сводных описей дел, документов. На дела с истекшими сроками хранения в структурных подразделениях организации составляются предложения к акту о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению (по форме акта, приложение N 21). На основе предложений структурных подразделений служба делопроизводства организации составляет акт о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению (приложение N 21). Дела включаются в акт о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, если предусмотренный для них срок хранения истек к 1 января года, в котором составлен акт. Дела с отметкой "ЭПК"*(11) подлежат полистному просмотру в целях выявления документов, подлежащих постоянному хранению. Выявленные в таких делах документы постоянного хранения выделяются и присоединяются к однородным делам или формируются в самостоятельные дела. Остальные документы с отметкой "ЭПК" включаются в акт на уничтожение. При этом отметка "ЭПК" в акте не указывается. Описи на дела, документы постоянного хранения и по личному составу и акты на уничтожение документов рассматриваются на заседании ЦЭК (ЭК) одновременно. По итогам рассмотрения ЦЭК (ЭК) согласовываются описи дел, документов постоянного хранения и по личному составу и акты о выделении к уничтожению документов. Согласованные ЦЭК (ЭК) организации описи дел документов (годовые разделы) представляются на рассмотрение ЭПК: постоянного срока хранения - на утверждение; по личному составу - на согласование; ЭПК утверждает описи дел постоянного хранения и согласовывает описи дел по личному составу. Описи дел, документов (годовые разделы) направляются на рассмотрение ЭПК в трех экземплярах на бумажном носителе и одном экземпляре на электронном носителе через 3 года после завершения дел в делопроизводстве. После утверждения и согласования ЭПК описей дел, документов, описи и акт о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, утверждаются руководителем организации, после чего дела, выделенные по акту к уничтожению, могут быть уничтожены (п. 4.11). Законченные делопроизводством дела постоянного и временных (свыше 10 лет) сроков хранения, в том числе по личному составу, после окончания календарного года, в котором они были заведены, подготавливаются к передаче в архив организации и подлежат оформлению и описанию. В зависимости от сроков хранения проводится полное или частичное оформление дел. Полному оформлению подлежат дела постоянного и временных (свыше 10 лет) сроков хранения и по личному составу. Оформление дел на бумажном носителе предусматривает: подшивку или переплет документов дела (неформатные документы хранятся в закрытых твердых папках или в коробках); нумерацию листов дела; составление листа-заверителя дела (приложение N 8); составление, внутренней описи документов дела (приложение N 27); оформление обложки дела (приложение N 28). Подготовка электронных дел для передачи в архив организации предусматривает составление описи электронных дел, документов (приложения NN 17, 18) (п. 4.19).
В целях обеспечения сохранности, своевременного отбора и учета и систематизации дел, подлежащих постоянному и временному (свыше 10 лет) сроков хранения, в организации составляются описи дел, документов. Описи составляются отдельно на дела, документы: постоянного срока хранения; временных (свыше 10 лет) сроков хранения; по личному составу; характерные только для данной организации (судебные дела, материалы уголовных дел, научные отчеты по темам). Аналогичные описи составляются на электронные дела, документы. Сводные описи дел, документов организации состоят из годовых разделов, составляемых на основе переданных в архив организации описей дел ее структурных подразделений за определенные годы, и систематизированных в пределах каждого года в соответствии с утвержденной структурой организации на этот год. Описи дел, документов составляются по установленной форме (приложения N 14, 15, 16, 17, 18) и состоят из описательных статей единиц хранения, итоговой записи, листа-заверителя и справочного аппарата к описи. Описательная статья описи включает: порядковый номер единицы хранения; индекс единицы хранения (по номенклатуре дел); заголовок единицы хранения, включающий указание на наличие копий, если в ней хранятся копии документов; крайние даты единицы хранения; срок хранения (для описей дел, документов временного хранения); количество листов в единице хранения. Заголовок дела может быть дополнен аннотацией отдельных документов (группы документов) единицы хранения. В справочный аппарат к описи входят: титульный лист; содержание (оглавление); предисловие; список сокращений; указатели к описи (предметный, именной, географической). Состав справочного аппарата к описи зависит от срока хранения включенных в нее документов и их видов. К описям дел, документов постоянного хранения и по личному составу составляются титульный лист, предисловие, оглавление, при необходимости - список сокращений, указатели. На титульном листе описи указываются: полное наименование государственного (муниципального) архива (если организация является источником его комплектования), последнее полное наименование организации, соответствующее названию ее архивного фонда, номер архивного фонда, номер и название описи, крайние даты внесенных в опись единиц хранения. Если наименование организации изменялось, на титульном листе (в случае необходимости - на дополнительном листе) под последним наименованием организации указываются в скобках все ее переименования в исторической (хронологической) последовательности за период, соответствующий крайним датам единиц хранения, включенных в опись. В предисловии к описи кратко излагаются переименования организации в исторической (хронологической) последовательности за период, соответствующий крайним датам единиц хранения, включенных в опись. Предисловие подписывается составителем с указанием должности и даты составления. К описи дел, документов временного (свыше 10 лет) хранения, при необходимости также могут составляться оглавление, список сокращений. Описи (годовые разделы описей) дел, документов составляются: постоянного хранения - не менее чем в четырех экземплярах: три на бумажном носителе и один - в электронном виде (в качестве рабочего экземпляра); временного (свыше 10 лет) хранения - не менее чем в двух экземплярах; документов по личному составу организаций - источников комплектования государственных (муниципальных) архивов - не менее чем в четырех экземплярах: три на бумажном носителе, один - в электронном виде (в качестве рабочего экземпляра); документов по личному составу организаций, не являющихся источниками комплектования государственных (муниципальных) архивов, - не менее чем в трех экземплярах. Описи (годовые разделы описей) дел, документов временного (свыше 10 лет) хранения согласовываются с ЦЭК (ЭК) организации, после чего утверждаются руководителем организации. На рассмотрение ЭПК представляются не менее чем через 3 года после завершения делопроизводством дел, включенных в раздел: описи (годовые разделы описей) дел, документов постоянного хранения для утверждения; описи (годовые разделы описей) дел, документов по личному составу для согласования. Описи дел, документов по личному составу согласовываются соответствующим государственным (муниципальным) архивом согласно предоставленным ему полномочиям. После утверждения (согласования) описей (годовых разделов описей) ЭПК они утверждаются руководителем организации. В государственный (муниципальный) архив передаются три экземпляра описи дел постоянного хранения, один экземпляр описи дел по личному составу, утвержденных (согласованных) ЭПК, а также по одному экземпляру каждой описи в электронной форме (в качестве рабочего экземпляра). Один экземпляр описи дел постоянного хранения и два экземпляра описи дел по личному составу остаются в организации. Внесение изменений в годовой раздел описи дел, документов после его утверждения (согласования) ЭПК допускается только на основании соответствующего решения ЭПК (п. 5.5).
Как следует из материалов дела, Комитетом по делам записи актов гражданского состояния и архивов Правительства Хабаровского края на основании приказа от 05.10.2018 № 04-п «О проведении плановой выездной проверки АО «Редакция «Тихоокеанская звезда» проведена выездная проверка в целях осуществления контроля за соблюдением законодательства об архивном деле на территории Хабаровского края.
В ходе проверки должностными лицами Комитета выявлены нарушения обязательных требований, установленных Федеральным законом от 22.10.2014 №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденных приказом Минкультуры России от 31.03.2015 № 526, а именно: в нарушение пунктов 2.14-2.20, 2.23, 2.26 Правил № 526 в помещении архива отсутствует охранная сигнализация, в журнале учета показаний температурно-влажностного режима с 13.04. по 18.10.2018 не внесены показания влажности воздуха; в нарушение пунктов 4.11, 4.19, 5.5 Правил № 526 годовые разделы описей дел постоянного хранения по личному составу, личных дел уволенных работников за 1999-2015 годы не представлены; в нарушение пункта 4.11 Правил № 526 не представлены акты о выделении к уничтожению документов, с истекшими сроками хранения с 1991 по 2015 годы; в нарушение положений, установленных ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об архивном деле в РФ» при проведении поверки не представлены 976 дел по личному составу за 1930-1991г.г.
По результатам проверки составлен акт от 30.08.2018 № 1 и Обществу выдано предписание от 29 октября 2018 № 1 об устранении выявленных нарушений. Срок устранения нарушений установлен до 22.10.2019.
На основании приказа от 09.12.2019 № 140-п «О проведении внеплановой выездной поверки АО «Редакция Тихоокеанская звезда» должностными лицами Комитета по делам записи актов гражданского состояния и архивов Правительства Хабаровского края в период с 17 декабря по 27 декабря 2019 года проведена проверка с целью осуществления контроля за выполнением мероприятий, указанных в предписании об устранении выявленных нарушений от 29 октября 2018 года № 1.
В ходе проверки был установлен факт невыполнения Обществом в полном объеме предписания от 29.10.2018 № 1, а именно, в нарушение пунктов 2.14-2.20, 2.23, 2.26 Правил, не оборудовано помещение архива в соответствии с нормативными требованиями, обеспечив установку охранной сигнализации, надлежащее ведение журнала учета температурно-влажностных показателей воздуха с заполнением всех граф (п.1 предписания); в нарушение пунктов 4.11, 4.19, 5.5 Правил не обеспечено описание дел постоянного хранения по личному составу, личных дел уволенных работников за 1999-2015 годы, составление актов о выделение к уничтожению документов с истекшими сроками хранения с 1991 по 2015 годы (п. 2 предписания); в нарушение ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 125-ФЗ не обеспечен розыск 976 дел по личному составу за 1930-1991 годы (п. 3 предписания); в нарушение пункта 2.3 Правил не обеспечена сохранность 976 дел по личному составу за 1930-1991 годы, включенных в учетные документы архива и архивный фонд (п. 4 предписания).
По результатам проверки составлен акт от 26.12.2019 и выдано предписание от 26.12.2019 № 2 об устранении выявленных нарушений.
Указанные обстоятельства послужили основанием к возбуждению в отношении АО «Редакция «Тихоокеанская звезда» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и привлечения его к ответственности.
Факт совершения АО «Редакция «Тихоокеанская звезда» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ подтверждается собранными по делу доказательствами, получившими надлежащую оценку в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 26.12.2019; приказом о проведении внеплановой выездной проверки № 140-п от 09.12.2019; актом проверки от 26.12.2019; предписанием № 2 от 26.12.2019; приказами главного редактора ТОО АО ЗТ «Редакция «ТОЗ» по личному составу с 04.01 - 29.12.1994 г. с хранением 75 лет: описью № дел постоянного хранения 1999-2015, описью № дел по личному составу за 1999-2015, описью № личных дел уволенных работников ЗАО «Редакция «Тихоокеанская звезда» за 1999-2015; актом о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению за период с 1999-2013; актом № от ДАТА о не обнаружении 976 дел по личному составу за 1930-1991 годы, справкой от ДАТА№ о проведении розыска; приказом №-к от ДАТА о создании комиссии по розыску 976 дел по личному составу за 1930-1991 года; справкой от ДАТА№ о проведении розыска; предписанием № об устранении выявленных нарушений от ДАТА, решением Арбитражного суда Хабаровского края от 25.02.2019; постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.09.2019; объяснительной заведующей канцелярией ФИО6-П.; приказом генерального директора АО «Редакция «ТОЗ» от ДАТА о привлечении заведующую канцелярии ФИО6-П. к дисциплинарной ответственности; уведомлением от ДАТА о расторжение договора № от ДАТА о взаимодействии и сотрудничестве; приказом генерального директора АО «Редакция «ТОЗ» от 27.02.2019 г. об аннулировании архива; сообщением генерального директора АО «Редакция «ТОЗ» от 21.10.2019 об исполнении предписания; уставом АО «Редакция «ТОЗ»; выпиской из ЕГРЮЛ и иными материалами дела.
Выше перечисленные доказательства отвечают требованиям ст. 26.2 КоАП РФ, предъявляемым к доказательствам по делу об административном правонарушении.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии вины заявителя, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, вывод мирового судьи о виновности АО «Редакция «Тихоокеанская звезда» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, является правильным.
Доказательств, подтверждающих наличие объективных причин, препятствовавших выполнению требований законодательства, материалы дела не содержат.
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о доказанности в действиях АО «Редакция «Тихоокеанская звезда» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в связи с чем, доводы жалобы об отсутствии вины являются несостоятельными.
Ставить под сомнение допустимость доказательств, на основании которых суд первой инстанции пришел к выводу о виновности юридического лица в совершении инкриминируемого правонарушения поводов не имеется, поскольку они получены с соблюдением требований КоАП РФ, обоснованно признаны судьей первой инстанции достоверными относительно события административного правонарушения.
Вместе с тем, с выводом мирового судьи о признании необоснованным и подлежащим исключению из протокола об административном правонарушении указания должностного лица комитета о неисполнении Обществом п. 1 предписания от 29.10.2018 № 1 об оборудовании помещения архива в соответствии с нормативными требованиями, обеспечив установку охранной сигнализации, надлежащее ведение журнала учета температурно-влажностных показателей воздуха с заполнением всех граф, в связи с аннулированием архива, архивохранилища, согласиться нельзя ввиду следующего.
Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» организации и граждане вправе создавать архивы в целях хранения образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов, не относящихся к государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, как обоснованно указано автором жалобы, создание архива организации является правом Общества, а не ее обязанностью.
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об архивном деле Российской Федерации» организации обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными частью 3 статьи 6 и частями 1 и 1.1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что аннулирование Обществом архива избрано как способ избежать устранения выявленного нарушения обязательных требований, поскольку на протяжении установленного срока исполнения предписания Общество бездействовало, мер по исполнению пункта 1 предписания не предпринимало, при этом доказательств отсутствия финансовых возможностей, материалы дела не содержат.
Упоминание в приказе Общества об отсутствии материальных возможностей на содержание архива не является надлежащим доказательством таких финансовых затруднений, в связи с чем, не является основанием для невыполнения вышеперечисленных обязанностей организации и не освобождает от административной ответственности за неисполнение законного предписания.
Доводы жалобы должностного лица комитета о необоснованном исключении из объема вмененного Обществу административного правонарушения неисполнение пункта 1 предписания являются обоснованными. В связи с чем, постановление мирового судьи в данной части подлежит изменению.
Доводы жалобы не ставят под сомнение наличие в действиях АО «Редакция «Тихоокеанская звезда» объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, а также законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления, в связи с чем, доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения являются несостоятельными.
Об уважительных причинах не своевременного исполнения предписания могут свидетельствовать обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали своевременное исполнение. Доказательств, подтверждающих наличие объективных причин, препятствующих выполнению законного предписания в полном объеме установленный срок и принятия всех зависящих от него мер по устранению выявленных нарушений, материалы дела не содержат, в связи с чем, доводы жалобы в данной части являются несостоятельными.
Предписание должностного лица Обществом обжаловалось в судебном порядке, решением Арбитражного суда Хабаровского края от 25.02.2019 было признано законным и обоснованным. Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.09.2019 решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.02.2019 и постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2019 оставлены без изменения. Решение вступило в законную силу 21.05.2019. Вместе с тем, требование предписания в установленный срок исполнено не было, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Мировым судьей в постановлении приведены мотивы признания предписания законным.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного Обществом административного правонарушения. Так, в силу ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Утверждение автора жалобы о том, что Общество по своей организационно-правовой форме является акционерным обществом, то не обязано соблюдать требования Закона № 125-ФЗ и Правил № 526, поскольку Постановлением ФКЦБ РФ от 16.07.2003 № 03-33/пс утверждено Положение о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ является ошибочным ввиду следующего.
Действительно, Постановлением ФКЦБ РФ от 16.07.2003 № 03-33/пс утверждено Положение о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ.
В соответствии с п. 1.2 Положения, его действие распространяется на документы открытых и закрытых акционерных обществ, указанные в п. 1 ст. 89 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», в том числе на решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, изменения и (или) дополнения в решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, проспекты (проспекты эмиссии) ценных бумаг, отчеты об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, зарегистрированные регистрирующими органами, описи документов общества, передаваемых на постоянное хранение в архив общества, акты выделения документов общества к уничтожению.
Между тем, в ходе рассмотрения дела установлено, что Обществом фактически создан архив в понятии, определенном Законом № 125-ФЗ, то соответственно Общество обязано соблюдать требования указанного Закона и Правил №526 независимо от своей организационно-правовой формы.
В этой связи ссылка в жалобе на неправомерность применения положений п. 4.11, 4.19 Правил и необоснованность не применения п. 4.12 Правил, положения которого не предусматривают обязанности организации по представлению описей на утверждение ЭПК комитета по делам ЗАГС и архивов Правительства Хабаровского края подлежит отклонению.
Доводы защитника в ходе рассмотрения жалобы о том, что Общество создано в 1991 году, не является правопреемником каких-либо организаций, а поэтому не обязано обеспечивать розыск и хранение 976 дел по личному составу за период с 1930 по 1991 подлежат отклонению, поскольку из паспорта архива Общества по состоянию на 01.12.2014 усматривается, что в архиве Общества хранится 976 дел по личному составу за период с 1930 по 1991, которые внесены в описи, утвержденные ЭПК архивного учреждения. Таким образом, Общество приняло на себя обязательства хранить указанные дела, в связи с чем доводы заявителя о том, что Общество не является правопреемником каких-либо организаций при данных конкретных обстоятельствах какого-либо самостоятельного правового значения не имеет.
Доводы жалобы об исполнении пункта 2 предписания, невозможности исполнения пунктов 3, 4 предписания, а также отсутствии оснований к исполнению предписания в целом, в связи с ликвидацией архива Общества, к чему по сути сводятся доводы жалобы, являются ошибочными, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, издание приказа об аннулировании архива не освобождает Общество от обязанности по организации хранения, комплектования и учета архивных документов. Доводы жалобы в указанной части были предметом рассмотрения мирового судьи, им дана соответствующая правовая оценка, приведенная в решении. С указанными выводами мирового судьи следует согласиться, поскольку они соответствуют материалам дела. Аналогичные доводы подлежат отклонению.
Иные доводы жалоб по существу являются позицией заявителей, сводятся к несогласию с выводом мирового судьи и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судьей при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергали изложенные в нем выводы, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований для переоценки установленных по делу обстоятельств, к чему сводятся доводы жалоб, не имеется.
При производстве по делу юридически значимые обстоятельства судом первой инстанции определены правильно. Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено, выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Существенных (фундаментальных) нарушений процессуальных требований, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, мировым судьей не допущено.
Каких-либо сведений, касающихся обстоятельств совершения данного правонарушения, не отраженных в материалах дела, могущих повлечь отмену состоявшегося постановления, в жалобах не приведено.
Выводы суда по обстоятельствам дела основаны на письменных доказательствах, которым судом дана полная и всесторонняя оценка.
Постановление суда мотивировано и постановлено с соблюдением требований процессуального и материального права, является законным и обоснованным.
Порядок и сроки привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены.
Факт совершения АО «Редакция «Тихоокеанская звезда» административного правонарушения должным образом установлен, наказание назначено в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в минимальном размере для данной категории субъекта, и является справедливым.
Жалобы не содержат доводов, опровергающих законность оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении и оснований к его отмене, предусмотренных ст. 30.7 КоАП РФ, не имеется.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении вправе вынести решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
С учетом изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление мирового судьи судебного района «Кировский район г.Хабаровска» судебного участка № 18 от 22 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении АО «Редакция «Тихоокеанская звезда» - изменить, исключить указание о признании исполненным п. 1 предписания от 29.10.2018 № 1 об оборудовании помещения архива в соответствии с нормативными требованиями, обеспечив установку охранной сигнализации, надлежащее ведение журнала учета температурно-влажностных показателей воздуха с заполнением всех граф, и исключении из объема вмененного правонарушения, в остальной части постановление без изменения.
Жалобу генерального директора ФИО1 оставить без удовлетворения.
Жалобу заместителя начальника отдела реализации государственной политики и контрольных полномочий в сфере архивного дела комитета по делам записи актов гражданского состояния и архивов Правительства Хабаровского края ФИО2 считать удовлетворенной.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения. Судебные постановления суда первой и второй инстанции могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в соответствии с требованиями ст. 30.13 КоАП РФ.
Судья С.Н. Опалей
Копия верна, судья С.Н. Опалей