ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-78/20 от 15.06.2020 Игринского районного суда (Удмуртская Республика)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Игринского районного суда Удмуртской Республики Рекк И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Бывальцевой Галины Евгениевны на постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> и Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республике от 5 сентября 2019 года Бывальцева Н.Е. была привлечена к административной ответственности и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Бывальцева Г.Е. обратилась в суд с жалобой на указанное постановление с доводами о несогласии с указанным постановлением, поскольку о проводимой проверке земельного участка она не знала, уведомлена не была, о вынесенном постановлении по делу об административном правонарушении ей стало известно со слов своего представителя. В своих дополнениях к жалобе заявитель Бывальцева Г.Е. указала, что она не получала ни одного извещения о дате, времени и месте проведения проверки, не была извещена о дне и месте составления протокола об административном правонарушении. Кроме того, в процессуальных документах неправильно отражено ее отчество, в акте проверки от 27 июня 2019 года указано иное лицо «Бывальцева Галина Борисовна», таким образом, субъект правонарушения не определен должностным лицом. Также в акте проверки в выводах указан иной земельный участок с другим номером, который заявителю не принадлежит. Приложенные к акту проверки фотографии не относятся к ее земельному участку. Тем самым имеются неустранимые противоречия в датах, времени проведения проверки, что не позволяют достоверно определить дату и время установления должностным лицом события правонарушения, место совершения правонарушения. Кроме того, в п.4 приказа о проведении внеплановой выездной проверки имеется указание о привлечении эксперта ФИО8, который не был привлечен к проведению проверки, что влечет признания акта проверки недопустимым доказательством по делу. Просит отменить постановление от 05 сентября 2019 года, производство по делу прекратить.

В судебное заседание Бывальцева Г.Е. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела в суде была извещена надлежащим образом, уважительность причиннеявки не представила, дело рассмотрено в отсутствии заявителя.

Представитель Бывальцевой Г.Е. - ФИО9 в судебном заседании просила удовлетворить жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, поддержала доводы жалобы и дополнения к ней.

Должностное лицо Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республике в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела в суде было извещено надлежащим образом, дело рассмотрено в отсутствии должностного лица.

Изучив материалы дела, выслушав участвующих в судебном заседании лиц, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Административная ответственность по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В соответствии со статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В силу статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Из материалов дела установлено, что на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике была проведена проверка в отношении «Бывальцевой Галины Евгеньевны», в приказе указан кадастровый номер земельного участка 18:09:001002:2200. В письменном уведомлении на имя «Бывальцевой Галины Евгеньевны» указано, что проверка будет проводиться 17 июня 2019 года в 11.00 часов. В акте проверки от 27 июня 2019 года указано, что проверка земельного участка 18:09:001002:2200 была проведена в отношении «Бывальцевой Галины Борисовны» 17 июня 2019 года с 11.00 часов -12.00 часов, 27 июня 1019 года с 09.00 часов по 11.00 часов. В выводах акта проверки указано, что при проведении внеплановой выездной проверки по соблюдению требований земельного законодательства установлено нарушение, выразившееся в зарастании земельного участка с кадастровым номером 18:09:001002:2126. В материалах дела имеется предписание об устранении выявленного нарушения земельного законодательства РФ на имя «Бывальцевой Галины Евгеньевны». На данное имя также было направлено уведомление о явке для составления протокола об административном правонарушении.

Из текста протокола об административном правонарушении от 01 августа 2019 года усматривается, что протокол составлен на «Бывальцеву Галину Евгеньевну», указано, что 17 июня 2019 года в 11 часов при проведении внеплановой выездной проверки на земельном участке с кадастровым номером 18:09:001:002:2200 был выявлен факт нарушения земельного законодательства. 05 сентября 2019 года в отношении «Бывальцевой Галины Евгеньевны» было вынесено обжалуемое постановление.

В доводах, отраженных в жалобе заявитель указывает, что во всех процессуальных документах по обжалуемому постановлению указано иное лицо, ее отчество «Евгениевна».

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Толкование положений частей 4, 4.1, 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменения сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в названный процессуальный акт только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.

Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при составлении протокола по делу об административном правонарушении и внесении изменений в него. Административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в указанный протокол.

В судебном заседании было установлено, что во всех процессуальных документах, в том числе: акте проверки, уведомлениях, направленных на имя заявителя, протоколе об административном правонарушении, приказе о проведении внеплановой проверки отчество заявителя отражено неправильно, допущенные ошибки в написании отчества заявителя, носят существенный характер, поскольку согласно ст.29.10 КоАП РФ, установление данных лица, привлекаемого к административной ответственности, является обязательным требованием КоАП РФ и входит в определение состава административного правонарушения.

При этом судом отмечается, что ст. 29.12.1 КоАП РФ предусматривает возможность внесения исправлений только в итоговый акт по делу, к протоколам об административном правонарушении либо постановлениям о возбуждении дела данная статья не применима. Недостатки подлежат устранению путем внесения соответствующих исправлений и дополнений в установленном законом порядке. При этом должны быть соблюдены требования ст. 28.2 КоАП РФ и обеспечены установленные данной нормой и ст. 25.1 КоАП РФ гарантии прав защиты лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, при принятии решения по делу об административном правонарушении должностным лицом не были всесторонне и полно выяснены все обстоятельства дела, что не позволило должностному лицу разрешить дело об административном правонарушении в соответствии с законом.

В данной ситуации исправление описки в отчестве привлекаемого лица суд находит невозможным, поскольку это существенно меняет содержание единственного документа по делу об административном правонарушении - постановления, а именно личность лица, поскольку все остальные вышеуказанные процессуальные документы составлены на иное лицо.

Поскольку допущенное должностным лицом нарушение в виде неправильного установления данных лица, привлекаемого к административной ответственности, носит существенный характер, постановление подлежит отмене.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность формулировать выводы о виновности лица в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 24.5 названного Кодекса.

Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах в ходе производства по настоящему делу должностным лицом не были выполнены требования статьи 26.11 КоАП РФ о необходимости всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, что является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ, на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ влекущим отмену постановления от 05 сентября 2019 года и направление дела на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Жалобу Бывальцевой Галины Евгениевны - удовлетворить.

Постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республике от 5 сентября 2019 года по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ - отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республики.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней с момента его получения путем подачи жалобы через Игринский районный суд Удмуртской Республики.

Судья: И.А. Рекк