ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-78/20 от 17.12.2020 Александровского городского суда (Пермский край)

Материал №12-78/2020 КОПИЯ

Р Е Ш Е Н И Е

г.Александровск 17 декабря 2020 года

Судья Александровского городского суда Пермского края Горланова Н.Н.

при помощнике судьи Клименко Н.А.,

с участием защитника юридического лица ОАО «Российские железные дороги» Мартюшевой Г.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев жалобу Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на постановление государственного транспортного инспектора (государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора) Помазенкова С.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного транспортного инспектора (государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора) Помазенкова С.В. от ДД.ММ.ГГГГ Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Правонарушение выразилось в том, что ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что ОАО «РЖД» на объекте транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция Яйва»: не обеспечило защиту объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, а именно: в нарушение ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», подп. 3 п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 №495, не образовано (не сформировано) и (или) не привлечено для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделение транспортной безопасности, включающее в себя группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов; в нарушение п. 8 ч.1 ст. 10, ч. 2 ст. 12.1 ФЗ-16 «О транспортной безопасности», подп. 13 п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 №495, к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности допущены не аттестованные лица: исполняющая обязанности начальника <адрес>ФИО3, (на период временной нетрудоспособности начальника станции ФИО4), дежурные по станции Яйва ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10

Не согласившись с вынесенным постановлением, ОАО «РЖД» обратилось в суд с жалобой, в которой просит признать постановление должностного лица <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и отменить его, указав, что в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности осуществляется на основании утвержденных планов, подготовленных по результатам оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств. Требования по обеспечению безопасности, утвержденные приказом Минтранса России от 08.02.2011 №43, в соответствии с которыми осуществлена оценка от 24.10.2013 и разработан план обеспечения транспортной безопасности объекта, утвержденный в 2015 году, утратили силу согласно приказу Минтранса России от 03.10.2017 №403, вступившего в законную силу 10.11.2017. Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 №495, на субъекты транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД» возложена обязанность при изменении положений документа, регламентирующего меры по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение трех месяцев со дня возникновения таких изменений, обеспечить внесение изменений в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), в том числе по результатам проведенной дополнительно оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), и их представление на утверждение в компетентный орган в течение трех месяцев со дня утверждения результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства). Дополнительная оценка объекта транспортной инфраструктуры в настоящее время не проведена, план транспортной безопасности не утвержден. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ оснащение объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО «РЖД» или используемых этим обществом на ином законном основании техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, осуществляется поэтапно в сроки, установленные Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации в отношении по установлению этапности оборудования объектов транспортной инфраструктуры с учетом месторасположения, пассажиропотока, иных критериев, не принято. На станции Яйва отсутствуют образованные (сформированные) и/или привлеченные подразделения транспортной безопасности (далее – подразделение ТБ) для защиты объекта транспортной инфраструктуры. Свердловской дирекцией управления движением направлены письма в Центральную дирекцию управления движением о выделении денежных средств на привлечение подразделений ТБ, включая группы быстрого реагирования: от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ ДЗБ; от ДД.ММ.ГГГГ. Привлечь подразделения ТБ, в том числе группы быстрого реагирования на сегодняшний день не представляется возможным ввиду отсутствия рабочих мест, оснащенных необходимыми техническими и инженерными средствами ОТБ (согласно разъяснений: от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ и решений, принятых на совещании ОАО «РЖД» ДД.ММ.ГГГГ протокол №АК-46/пр, заключение договоров с подразделениями ТБ для защиты от актов незаконного вмешательства осуществляется только на станциях, оборудованных техническими средствами обеспечения транспортной безопасности). Федеральным законом от 02.08.2019 №270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности» статья 13 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ дополнена частью второй, предусматривающей реализацию требований по обеспечению транспортной безопасности, установленных ч. 1 ст. 8 настоящего Федерального закона, в части оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности ОТИ (далее - ТСОТБ), находящихся в собственности ОАО «РЖД» или используемых этим обществом на ином законном основании, осуществляемую поэтапно в сроки, установленные Правительством Российской Федерации. Обеспечение транспортной безопасности осуществляется за счет средств инвестиционной программы, которая носит долгосрочный и планомерный характер, и принимается с учетом финансовых возможностей ОАО «РЖД», а также задач, поставленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 11 Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2019 №466-р, на мероприятия по обеспечению транспортной безопасности до 2025 года по инвестиционной программе ОАО «РЖД» (проекты «Транспортная безопасность» и «Транспортная безопасность инфраструктурных проектов») оборудование ТСОТБ 23 станции Свердловской железной дороги до 2025 года, станция Яйва не вошла в данную программу. В инвестиционную программу, прежде всего, включаются мероприятия по обеспечению транспортной безопасности в отношении наиболее важных объектов железнодорожного транспорта (с учетом пассажиропотока, интенсивности движения поездов, объема грузовой работы), объектов высокоскоростного, скоростного движения поездов и объектов, задействованных при проведении в Российской Федерации значимых международных мероприятий. Привлечение подразделений ТБ для защиты станции Яйва возможно при наличии централизованного финансирования. ОАО «РЖД» проводится планомерная работа по реализации законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности. В <данные изъяты> годах общество оснастило техническими средствами обеспечения транспортной безопасности <данные изъяты> объектов на общую сумму <данные изъяты> млрд. рублей. В 2019 году в рамках Инвестиционной программы ОАО «РЖД» планируется оснастить около 100 объектов техническими средствами обеспечения транспортной безопасности на сумму <данные изъяты> млрд. рублей. В соответствии с выделенной на <данные изъяты> год суммой в <данные изъяты> млрд. рублей подразделениями транспортной безопасности осуществляется защита <данные изъяты> объектов, в том числе <данные изъяты> железнодорожных вокзалов, <данные изъяты>, а также транспортных средств в адрес отстоя. Проведенный ОАО «РЖД» ориентировочный расчет затрат на обеспечение транспортной безопасности находящихся на балансе объектов транспортной инфраструктуры показал, что только на их оснащение техническими средствами обеспечения транспортной безопасности в рамках выполнения законодательства необходимо около <данные изъяты> млрд. рублей (без учета <данные изъяты> малых мостов). Через <данные изъяты> лет потребуется аналогичная сумма на замену установленного оборудования по окончании его срока службы, назначенного производителем. Ежегодная потребность в техническом обслуживании и текущем ремонте технических средств обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры составляет около <данные изъяты> млрд. рублей. ОАО «РЖД» как субъект транспортной инфраструктуры обязано привлечь для защиты указанных объектов аккредитованные подразделения транспортной безопасности. Для решения этих задач необходимо задействовать более <данные изъяты> тыс. человек, а на оплату оказываемых ими услуг по ценам сформированного в дата рынка потребуется около <данные изъяты> млрд. рублей ежегодно. Такие финансовые затраты, обусловленные необходимостью исполнения законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, превышают возможности компании. В августе 2019 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности», предусматривающий, в том числе поэтапное оснащение объектов транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД» техническими средствами обеспечения транспортной безопасности в целях оптимизации расходов общества на обеспечение транспортной безопасности. ОАО «РЖД» подготовлены предложения по гармонизации законодательства о транспортной безопасности, связанные с исключением железнодорожных станций и искусственных сооружений (мостов, тоннелей и эстакад) из числа объектов транспортной инфраструктуры, так как порядок их защиты уже определен Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р и осуществляется путем охраны силами подразделений ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Указанная информация и предложения по изменению законодательства направлены письмом от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> на имя председателя Правительства Российской Федерации ФИО11, которым дано поручение проработать изменения в Федеральный закон «О транспортной безопасности». Для рассмотрения предложений распоряжением Минтранса России №НЗ-61-р была создана Межведомственная рабочая группа по оптимизации требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности для объектов железнодорожного транспорта. В целях дальнейшего развития программы перехода от охраны объектов охранными организациями к обеспечению их защиты от актов незаконного вмешательства подразделениями транспортной безопасности (далее - ПТБ) во исполнение телеграммы ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ в Центральную дирекцию управления движением были подготовлены и направлены перечни объектов транспортной инфраструктуры, подлежащих защите от актов незаконного вмешательства ПТБ в 2019 году с учетом оснащения объекта техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. ДД.ММ.ГГГГ Центральной дирекцией управления движением издано распоряжение о назначении ответственных лиц за обеспечение транспортной безопасности в структурных подразделениях ( в котором в качестве ответственных лиц определены: заместитель начальника дирекции (по безопасности движения) в качестве ответственного в субъекте транспортной инфраструктуры; начальники центров организации работы железнодорожных станций и начальники железнодорожных станций, являющихся структурными подразделениями дирекций в качестве ответственных на объекте транспортной инфраструктуры. В свою очередь, в Свердловской дирекции управления движением издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ №СВЕРДД-35 «О назначении ответственных лиц за ведение вопросов транспортной безопасности в Свердловской дирекции управления движением». Ответственным лицом за обеспечение транспортной безопасности на станции Яйва назначен начальник Пермского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Свердловской дирекции ФИО12, на время отсутствия основного работника ответственным лицом является первый заместитель начальника Пермского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Свердловской дирекции ФИО13 В соответствии с п. 7.2 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» под силами обеспечения транспортной безопасности понимаются лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры (далее – СТИ) на ОТИ, включая персонал СТИ или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности ОТИ. Указанные лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ, являются аттестованными и обученными, и в силу своей компетенции полагают возможным возложение части обязанностей, входящих в функцию лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ, на начальника станции и дежурного по станции, которые аттестацию не прошли.

Защитник юридического лица ОАО «Российские железные дороги» ФИО14, действующая на основании доверенности, в судебном заседании суду представила дополнительные пояснения по жалобе, в которых указала, что обжалуемое постановление вынесено должностным лицом УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора с нарушением территориальной подсудности. В пояснениях указала, что железнодорожная станция Яйва входит в состав Свердловской дирекции управления движением, являющийся структурным подразделением Центральной дирекции управления движением - филиала ОAO «РЖД», на котором были выявлены нарушения требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности и не является филиалом ОАО «РЖД». Согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц, адрес места нахождения филиала ОАО <данные изъяты>: <адрес>, адрес места нахождения ОАО «РЖД»: <адрес>. Данная территория относится к юрисдикции Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Вместе с тем дело об административном правонарушении в отношении ОАО «РЖД», возбужденное по результатам проверки его филиала, рассмотрено Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, к компетенции которого рассмотрение данного дела не относится. На основании изложенного просила обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности истек.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, – государственный транспортный инспектор (государственный инспектор отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора) Помазенков С.В. о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, органом контроля представлен письменный отзыв на жалобу.

В отзыве просят оставить постановление без изменения, а жалобу – без удовлетворения, указав, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчиков. Требования по обеспечению транспортной безопасности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 №495, являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками. Доводы ОАО «РЖД» полагают необоснованными. Именно ОАО «РЖД» было обязано обеспечить проведение ДОУ объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожная станция Яйва» в течение трех месяцев с даты вступления в силу требований, то есть не позднее 02.10.2017. ДОУ и план ОТБ объекта «Железнодорожная станция Яйва» отсутствуют исключительно по вине самого ОАО «РЖД». Законодательство не содержит указаний, свидетельствующих, что обязанность образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты ОТИ подразделения транспортной безопасности, возникает только после оснащения ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (ТСОТБ), исполнение подп. 3 п. 5 требований, в соответствии с его содержанием, не ставится законодателем в зависимость от наличия на ОТИ ТСОТБ. Субъект транспортной инфраструктуры не наделен полномочиями осуществлять нормативно-правовое регулирование в сфере транспортной безопасности и не обладает правом толкования требований. Любые решения, принятые в субъекте транспортной инфраструктуры, даже на самом высоком его уровне, в части, противоречащей требованиям законодательства, полагают незаконными. Финансовые возможности не являются основанием для освобождения от обязанности соблюдать требования законодательства и от ответственности за нарушение указанных требований. Тот факт, что лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ, являются аттестованными и обученными, и в силу своей компетенции полагают возможным возложение части обязанностей, входящих в функцию лица ответственного за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ, на начальника станции и дежурного по станции, которые аттестацию не прошли, лишь дополнительно свидетельствует о том, что к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, допущены лица, не аттестованные в соответствии со ст. 12.1 ФЗ-16.

Заслушав участника судопроизводства, исследовав материалы по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Частью первой ст. 11.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния в виде административного штрафа для юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Статьей первой Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» установлено, что: акт незаконного вмешательства – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий; соблюдение транспортной безопасности – выполнение физическими лицами, следующими либо находящимися на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, требований, установленных Правительством Российской Федерации; аттестация сил обеспечения транспортной безопасности – установление соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) сил обеспечения транспортной безопасности к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы; объекты транспортной инфраструктуры – технологический комплекс, включающий в себя: железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ).

Частью второй ст. 12.1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-Ф установлено, что силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2007 №16-Ф работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица, не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 №495 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее – Требования).

Согласно п. 4 Требований они являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками, осуществляющими непосредственную эксплуатацию транспортных средств.

Подпунктами 3 и 13 п. 5 Требований предусмотрено, что субъекты транспортной инфраструктуры обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры: образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов; допускать к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со ст. 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности».

Материалами дела установлено, что ОАО «РЖД» принадлежит объект транспортной инфраструктуры <данные изъяты> расположенный по адресу: <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ объект включен в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств с присвоением реестрового номера <данные изъяты>

Исходя из положений Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ, Требований по обеспечению транспортной безопасности, ОАО «РЖД» является субъектом транспортной инфраструктуры и в силу своего правового статуса обязано было принять все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Так, ДД.ММ.ГГГГ Пермской транспортной прокуратурой на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОАО «РЖД» проведена проверка соблюдения требований законодательства о транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры <данные изъяты>

В ходе проведенной проверки выявлено, что ОАО «РЖД» на данном объекте транспортной инфраструктуры не обеспечило защиту объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, а именно: в нарушение ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», подп. 3 п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 №495, не образовано (не сформировано) и (или) не привлечено для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделение транспортной безопасности, включающее в себя группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов; в нарушение п. 8 ч.1 ст. 10, ч. 2 ст. 12.1 ФЗ-16 «О транспортной безопасности», подп. 13 п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 №495, к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности допущены не аттестованные лица: исполняющая обязанности начальника <адрес>ФИО3, (на период временной нетрудоспособности начальника станции ФИО4), дежурные по станции Яйва ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения ДД.ММ.ГГГГ постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ и в дальнейшем вынесении должностным лицом УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая данное дело об административном правонарушении и признавая ОАО «РЖД» виновным в совершении вмененного административного правонарушения, государственный инспектор отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исходил из доказанности неисполнения ОАО «РЖД» требований по обеспечению транспортной безопасности.

Однако с таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

Согласно правовой позиции, сформулированной в пп. «з» п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

При определении территориальной подсудности дел об административных -правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде -неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.

Открытому акционерному обществу «РЖД» обжалуемым постановлением было вменено неисполнение требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта – «Железнодорожная станция Яйва».

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, характеризуется бездействием субъекта транспортной инфраструктуры и перевозчика, на которых возложена обязанность по обеспечению транспортной безопасности, в данном случае - на ОАО «РЖД».

Таким образом, при рассмотрении такой категории дел необходимо исходить не из места нахождения железнодорожной станции, где проведена проверка и выявлено неисполнение требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности, а из места нахождения данного юридического лица, то есть места его государственной регистрации (либо его филиалов в случае выявления нарушений при проверке деятельности этих филиалов).

В соответствии с п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

В силу ч. 3 ст. 25.15 КоАП РФ место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Объект транспортной инфраструктуры <данные изъяты> входит в состав <данные изъяты> на которой были выявлены нарушения требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности, не является филиалом ОАО «РЖД».

Согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц, адрес места нахождения ОАО «РЖД»: <адрес>, адрес <данные изъяты><адрес>.

Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ принято неправомочным органом, поскольку правонарушение совершено на территории, на которую не распространяются полномочия Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Исходя из части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Требования Закона в данной части административным органом не выполнено.

При таких обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, подлежит отмене.

На момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения Общества к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, истек.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.

Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При установленных обстоятельствах постановление государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ в отношении ОАО «РЖД», подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья


РЕШИЛ:


Жалобу ОАО «Российские железные дороги» - удовлетворить.

Постановление государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ в отношении юридического лица – ОАО «Российские железные дороги» отменить, производство по делу прекратить на основании п. 6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Пермский краевой суд через Александровский городской суд течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья подпись Н.Н. Горланова

Копия верна.

Судья Н.Н. Горланова