Судья Ж.О.Гориславская Дело №12-78/2016
Р Е Ш Е Н И Е
«04» мая 2016г. г.Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи: Беликова А.С.,
при секретаре судебного заседания: Печёрской А.А.
с участием:
лица привлекаемого к Василишиной И.В.,
административной ответственности:
представителя лица, привлекаемого к Тарасовой О.Ю.
административной ответственности (по доверенности),
Василишиной И.В.:
прокурора: помощника прокурора
г.Пятигорска Резцовой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда жалобу Василишиной ФИО7 на постановление мирового судьи судебного участка №3г. Пятигорска от 24.02.2016г. по делу об административном правонарушении в отношении Василишиной ФИО8, предусмотренном ч.1 ст.7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка №3 г.Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ. Василишина И.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 55 000 рублей в доход государства.
Не соглашаясь с данным постановлением, Василишиной И.В. подана жалоба, в которой указала, что в соответствии с п.7 ст.20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
Однако в противоречие п.7 ст.20 ЖК РФ в акте совместной проверки от 21.01.2016г. причиной проверки указано «исполнение жилищного законодательства», что подразумевает за собой именно «жилищный контроль».
При этом, прокуратурой г.Пятигорска было привлечено к проверке должностное лицо органа государственного жилищного надзора, которое в отношении управляющих организаций осуществляют только лицензионный контроль в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Порядок организации и осуществления лицензионного контроля управляющих организаций определен ст.196 ЖК РФ.
Однако ни в имеющихся материалах в деле, ни в ходе судебного разбирательства не установлены факты нарушения требований лицензионного контроля, а также не проверены законность привлечения к проверке должностного лица органа государственного жилищного надзора.
Часть 1 ст.7.23.3 КоАП РФ предусматривает ответственность, в том числе должностных лиц за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями,осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу ч.1 ст.161 ЖК РФ именно Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Так Правительством РФ Постановлением от 15.05.2013г. №416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.
Однако ни в имеющихся материалах в деле, ни в ходе судебного разбирательства не установлены факты нарушения требований Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Правительством РФ Постановлением от 15.05.2013г. №416.
Не установлен факт наделение полномочий Госстроя России на утверждение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домамии/или предоставления разъяснений о порядке применения правил, утвержденных Постановлением Правительством РФ Постановлением от 15.05.2013г. №416.
Ни в Постановлении Правительства РФ от 15.05.2013г. №416, ни в Правилах осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Правительством РФ Постановлением от 15.05.2013г. №416, нет ссылки на использование каких-либо нормативно-правовых актов Госстроя России, в том числе постановления Госстроя России от 27.09.2003г. №170 как один из требований осуществления правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Таким образом, нарушение требований предусмотренных постановлением Госстроя России от 27.09.2003г. №170 по вменяемому правонарушению не может быть использовано в качестве доказательства.
Заявитель в ходе судебного разбирательства предоставлял доказательства, в том числе письменные, о выполнении ООО «Новый город» мероприятий по исполнению требований, предусмотренных постановлением Госстроя России от 27.09.2003г. №170, а также выполнения работ в соответствии заключенным договором управления и решения собственников многоквартирного дома. Что подтверждается материалами в деле.
Просила отменить постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. судебного участка №3 г.Пятигорска.
В судебном заседании Василишина И.В., а также ее представитель, действующая на основании доверенности, Тарасова О.Ю., доводы поданной жалобы поддержали в полном объеме, просили постановление мирового судьи судебного участка №3 г.Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ, в отношении Василишиной И.В., отменить, в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
В судебном заседании помощник прокурора г. Пятигорска Резцова Т.В. возражала против удовлетворения жалобы Василишиной И.В. Просила постановление мирового судьи судебного участка №3 г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ, в отношении Василишиной И.В. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, проверив дело об административном правонарушении в полном объеме, суд приходит к следующему.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, а также разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно положений ч.ч.1, 2 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует и установлено в судебном заседании, что в ходе проведения совместной проверки прокуратурой г.Пятигорска по вопросу порядка предоставления коммунальных услуг по отоплению гражданам, проживающим в <адрес>
Между собственниками указанного многоквартирного дома, действующими на основании решения общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ. № и ООО «Новый город», в лице директора Матвиенко Л.И., действующей на основании Устава, ДД.ММ.ГГГГ. заключен договор № управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: СК, <адрес>.
Также установлено, что между ресурсоснабжающей организацией является ООО «Энергетик». Подача теплоэнергии для нужд отопления и горячего водоснабжения осуществляется с котельной «Машук» <адрес> оборудован узлом учета тепловой энергии, состоящей из средств измерения. Температура воздуха 1 градус Цельсии.
На момент проведения проверки ООО «Новый город» предоставлено техническое описание узла учета тепловой энергии. Так, согласно раздела «Поверочный расчет» определен расход теплоносителя по подающему трубопроводу - 3,91 м-3/2, минимальный расход по обратному трубопроводу - 3,95 м-3/2. Также были произведены замеры теплоносителя на вводе № 1 (подъезд 1, 2). Температура теплоносителя в подающем трубопроводе составила 74 градусов Цельсии, температура теплоносителя в обратном трудопроводе составила 55 градусов Цельсии. Объем теплоносителя в подающем трубопроводе составил 3,49 Т/2, объем теплоносителя в обратном трубопроводе составил 3,51 Т/2.
Кроме того, был произведен замер температуры теплоносителя внутридомовой инженерной системы отопления. По стояку квартир №№ 4, 8, 12, 16, 20 температура теплоносителя подающего трубопровода составила 44 градусов Цельсии, температура теплоносителя в обратном трубопроводе составила 28 градусов Цельсии. По стояку квартир №№ 3, 7, 11, 15, 19 температура теплоносителя в подающем трубопроводе составила 53 градуса Цельсии, температура теплоносителя в обратном трубопроводе составила 39 градусов Цельсии. По стояку квартир №№ 2, 6, 10, 14, 18 температура теплоносителя в подающем трубопроводе составила 15 градусов Цельсии, температура теплоносителя в обратном трубопроводе составила 10 градусов Цельсии. По стояку квартир №№ 1, 5, 9, 13, 17 температура теплоносителя в подающем трубопроводе составила 15 градусов Цельсии, в обратном трубопроводе составила 10 градусов Цельсии. Таким образом, не обеспечена подача теплоносителя требуемого параметра во все нагревательные приборы по вышеуказанным стоякам квартир, то является нарушением п. 5.1.3 и Приложения 11 Правил и норм жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Росси от 27.09.2003г. № 170.
Вместе с тем, в ходе проверки были обнаружены нарушения п.3.4.1 (захламленность подвальных помещений бытовым мусором), п.5.2.22 (местами имеются неисправности теплоизоляции трубопроводов системы отопления, находящихся в неотапливаемых помещениях) Правил и норм жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Росси от 27.09.2003г. №170.
Также в ходе проверки установлено, что в штате работников ООО «Новый город» имеется и назначен ответственный за обеспечение высокого качества производимых работ и услуг, соответствие предоставляемых услуг действующим государственным стандартам, техническим условиям - главный инженер Василишина И.В.
Так, согласно приказа (распоряжения) о приеме работника на работу №-к от ДД.ММ.ГГГГ Василишина И.В. принята в Отдел по управлению многоквартирными домами в ООО «Новый город» на должность главного инженера.
Согласно содержания должностной инструкции главного инженера от ДД.ММ.ГГГГ. в должностные обязанности Василишиной И.В. входит:
- определение технической политики и направления технического развития Общества в условиях рыночной экономики, пути реконструкции и технического перевооружения действующего производства, уровня специализации и диверсификации производства на перспективу;
- обеспечение необходимого уровня технической подготовки производств и его постоянный рост, повышение эффективности производства и производительности труда, сокращение издержек (материальных, финансовых и трудовых), рациональное использование производственных ресурсов, высокое качество и конкурентоспособность производимых работ и услуг, соответствие предоставляемых услуг действующим государственным стандартам, техническим условиям и требованиям технической эстетики, а также их надежность и долговечность;
- организация разработки и реализации планов внедрения новой техники и технологии, проведения организационно-технических мероприятий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- на основе современных достижений науки и техники, результатов патентных исследований, а также передового опыта с учетом конъюнктуры рынка организация работы по улучшению ассортимента и качества выполняемых работ (услуг), техники и технологии;
- осуществление контроля за соблюдением проектной, конструкторской и технологической дисциплины, правил и норм по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, требований природоохранных, санитарных органов, а также органов, осуществляющих технический надзор;
- обеспечение своевременной подготовки технической документации;
- координация работы по вопросам унификации, стандартизации и сертификации продукции, аттестации и рационализации рабочих мест;
- принятие мер по совершенствованию организации производства, труда и управления на основе внедрения новейших технических и телекоммуникационных средств выполнения инженерных и управленческих работ;
- организация обучения и повышения квалификации рабочих и инженерно-технических работников и обеспечивает постоянное совершенствование подготовки персонала;
- руководство деятельностью технических служб предприятия, контроль результатов их работы, состояние трудовой и производственной дисциплины в подчиненных подразделениях;
- на время отсутствия директора предприятия исполнение его обязанностей и использование его права, ответственность за надлежащее их исполнение и использование;
- руководство организацией мероприятий по энергоэффективности и энергосбережению на обслуживаемых объектах;
- на время отсутствия директора предприятия исполнение его обязанностей и использование его прав, ответственность за надлежащее их исполнение и использование;
- ведение приема граждан по вопросам, связанным с предоставлением жилищно-коммунальных услуг и предоставление ответов на их письменные жалобы и заявления в соответствии с постановлением правительства РФ №731, №354. №491.
При этом, за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, главный инженер несет ответственность в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.
По результатам проведенной проверки составлен акт совместной проверки исполнения жилищного законодательства организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами от 21.01.2016г., прокуратурой г.Пятигорска в отношении главного инженера ООО «Новый город» Василишиной И.ВДД.ММ.ГГГГ. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о незаконности постановления мирового судьи судебного участка №3 г.Пятигорска от 24.02.2016г., которым должностное лицо - главный инженер ООО «Новый город» Василишина И.В. привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 55 000 рублей, по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела Управлением Ставропольского края по строительному и жилищному надзору ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Новый город» выдана лицензия № на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу ч.2.3 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013г. №416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» и устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом.
В соответствии с Правилами №416 управление многоквартирным домом обеспечивается следующим: подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе: разработкой с учетом минимального перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - перечень услуг и работ), а в случае управления многоквартирным домом товариществом или кооперативом - формирование годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме; подготовка предложений по вопросам проведения капитального ремонта (реконструкции) многоквартирного дома, а также осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, повышения его энергоэффективности; обеспечение ознакомления собственников помещений в многоквартирном доме с проектами подготовленных документов по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и пользования этим имуществом, а также организация предварительного обсуждения этих проектов; организация собственниками помещений в многоквартирном доме, органами управления товарищества и кооператива, а в случаях, предусмотренных договором управления многоквартирным домом, управляющей организацией рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, общим собранием членов товарищества или кооператива (далее - собрание) вопросов, связанных с управлением многоквартирным домом, в том числе: выбор, в том числе на конкурсной основе, исполнителей услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на условиях, наиболее выгодных для собственников помещений в многоквартирном доме; заключение договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; заключение с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг; заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации); заключение иных договоров, направленных на достижение целей управления многоквартирным домом, обеспечение безопасности и комфортности проживания в этом доме; организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги.
В соответствии с п.3.4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России №170 от 27.09.2003г., организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья.
Наличие бытового и строительного мусора в подвальных помещениях <адрес> влечет нарушение указанных требований (акт от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п.5.2.22 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России №170 от 27.09.2003г., трубопроводы и арматура систем отопления, находящиеся в неотапливаемых помещениях, должны иметь тепловую изоляцию, исправность которой необходимо проверять не реже двух раз в год.
В ходе проведенной совместной проверки с прокуратурой г.Пятигорска были установлены нарушения указанных требований законодательства при обследовании подвальных помещений на предмет неисправностей теплоизоляции трубопроводов системы отопления, находящихся в неотапливаемых помещениях по <адрес>, ответственность за которые несет согласно должностной инструкции должностное лицо - главный инженер Василишина И.В.
Вместе с тем, согласно ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей, наступает за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, тогда как Василишина И.В. не является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, а принята приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ. в Отдел по управлению многоквартирными домами ООО «Новый город» на должность 0,5 ставки главного инженера, из чего следует, что она является должностным лицом ООО «Новый город», однако никакой предпринимательской деятельности не осуществляет, и ее должностной инструкцией также не предусмотрено.
Данные обстоятельства имеют существенное значение для вынесения по делу законного и обоснованного решения, в противном случае нарушаются предусмотренные КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств по делу.
Таким образом, вывод мирового судьи о наличии в действиях Василишиной И.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ, является не верным, поскольку Василишина И.В. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ, т.к. данная норма предусматривает привлечение к административной ответственности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, однако каких-либо нарушений в сфере предпринимательской деятельности, при проведении прокуратурой г.Пятигорска, выявлено не было, материалы дела не содержат.
В связи с чем, деяние лица, привлеченного к административной ответственности, не может считаться совершенным непосредственно в связи с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.2.9 и ст.24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Таким образом, постановление мирового судьи судебного участка №3 г.Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ. не может быть признано законным и обоснованным, и подлежит отмене, а производство по делу прекращению в соответствии со ст.24.5 КоАП РФ, п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Василишиной И.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. ст.24.5, 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд,
Р Е Ш И Л:
Жалобу Василишиной ФИО10 на постановление мирового судьи судебного участка №3г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ. по делу об административном правонарушении в отношении Василишиной ФИО9, предусмотренном ч.1 ст.7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка №3г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ признании Василишиной ФИО11 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении ей наказания в виде административного штрафа в размере 55 000 рублей, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, в отношении Василишиной ФИО12 прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья А.С. Беликов