ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-78/2016 от 22.04.2016 Междуреченского городского суда (Кемеровская область)

Дело 12-78 /2016 22 апреля 2016 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Судья Междуреченского городского суда Кемеровской области Антипова И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Междуреченске

дело по жалобе ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области от 09.11.2015 года,

в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты> не судимый, к административной ответственности не привлекавшийся, о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, к административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

ФИО2 Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области от 09.11.2015 года ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершенное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ, подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей,

ФИО1 обратился в суд с жалобой на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Кемеровской области от 09.11.2015 года, просит отменить постановление как незаконное.

Требования мотивированы тем, что на проведение работ не требовалось лицензии, на что было указано в разъяснительном письме Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области от 12.01.2015 года № 18-вх, согласно которого, проведение инженерных изысканий и разработка проектной документации на расчистку русел рек юридическими и физическими лицами за счет собственных средств, в целях предотвращения негативного воздействия паводковых вод, действующим законодательством не запрещается. Места складирования донного грунта должны быть предусмотрены проектной документацией. Основание необходимости выполнения работ должно быть подтверждено документами из органов местного самоуправления, органов МЧС, Росгидромета. В случае если целью выполняемых работ является добыча общераспространенных полезных ископаемых, тогда необходимо руководствоваться законодательством о недропользовании. Коммерческая реализация донного грунта запрещена. В соответствии с п.12.1 ст.1 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 года № 74 –ФЗ грунт, извлеченный при проведении дноуглубительных, гидротехнических работ – грунт дна водного объекта, извлеченный при строительстве реконструкции, эксплуатации гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, создании и содержании внутренних водных путей РФ, предотвращений негативного воздействия вод, ликвидации его последствий, поддерживании надлежащего санитарного состояния водных объектов и благоприятного состояния окружающей среды. Он не организовывал добычу полезных ископаемых, а выполнял берегоукрепительные работы для восстановления береговой линии, которая была нарушена вследствие негативного воздействия паводковых вод реки Томь, производил извлечение донного грунта водного объекта с целью предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с п.12.1 ст.1 Водного кодекса РФ. Также полагает, что его действия были вызваны крайней необходимостью, а также малозначительностью.

Правонарушитель ФИО1 и его представитель ФИО3, действующая на основании нотариальной доверенности от 24.02.2016года, в судебном заседании доводы жалобы поддержали по основаниям, указанным в жалобе.

Росприроднадзором, уведомленным надлежащем образом о времени и месте рассмотрения дела, представитель на рассмотрение дела не направлен. Представлен письменный Отзыв на жалобу.

Выслушав ФИО1, его представителя, изучив материалы настоящего дела и дела об административном правонарушении года в отношении ФИО1 по ст. 7.3 ч.1 КоАП РФ, суд считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В силу ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации установлена административная ответственность.

Из постановления следует, что ФИО1 признан виновным в том, что являясь главным инженером МКУ «УБТС», 08 октября 2015 года в 11 час 50 минут осуществлял пользование недрами без лицензии на право пользования недрами по средствам организации добычи песчано-гравийной смеси в пойменной части реки Томь на участке местности с координатами в районе <адрес>, чем нарушил ст.11, ст.10.1, ст. 6 Закона РФ от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах», не осуществил необходимые условия по охране окружающей среды (п.10 положения о главном инженере МКУ «УБТС»). Данное было установлено 08.10.2015 года в ходе проведения рейдовой проверки Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области.

Статья 7.3 часть 1 КоАП РФ предусматривает ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов.

Отношения недропользования на континентальном шельфе РФ регулируются Федеральным законом от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

Преамбулой к названному Закону предусмотрено, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Положения Закона РФ от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах», на нарушении которых указано в обжалуемом постановлении, определяют: часть 3 статьи 6 - Виды пользования недрами, Статья 10 - Сроки пользования участками недр и Статья 11 - Лицензия на пользование недрами

В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах» - предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Согласно статье 6 части 3 Закона РФ от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах» Недра предоставляются в пользование для:…3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд;

Как следует из постановления от 09.11.2015года старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области А. и отзыва вр. И.о. руководителя Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области от 21.04.2016года, представленного в суд в настоящее судебное заседание, деятельность, выявленная в результате акта обследования территории от 08.20.2015года с фотоснимками (л.д. 13-2 дела об административном производстве года) квалифицирована должностным лицом как вид пользования недрами в виде добычи полезных ископаемых – извлечению песчано-гравийной смеси, что в соответствии с классификацией воздействия на целостность недр относится к 1 группе - отделение (изъятие) вещества недр, ведущее к уменьшению его количества.

Однако, суд не соглашается с данными выводами должностного лица.

Согласно п. 12.1 ст.1 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 года № 74-ФЗ грунт, извлеченный при проведении дноуглубительных работ – грунт дна водного объекта, извлеченный при предотвращении негативного воздействия вод и ликвидации его последствий определен как донный. Грунт должен быть извлечен при проведении гидротехнических работах или дноуглубительных работах.

Согласно с ФЗ от 21.07.1997 года № 117-ФЗ гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Дноуглубительные работы, работы по углублению и расширению водоёмов и водотоков путём выемки грунта. Различают дноуглубительные работы: капитальные, выполняемые при сооружении гидротехнических объектов и для улучшения судоходных условий на водных путях, и эксплуатационные, производимые ежегодно с целью удаления наносов, нарушающих нормальную эксплуатацию гидротехнических сооружений и судоходных путей.

Дноуглубительные работы – мероприятия, направленные на углубление дна и расширение русла водоема путем изъятия подводного грунта, в целях улучшения условий судового хода, подходов к портам и причалам, удаления донных отложений, а также регулирования параметров русла водоемов

Согласно ч.7 и.2 ст. 11 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ водные объекты при проведении дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, предоставляются в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование в пределах их полномочий. В соответствии со ст. 24-27 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ к полномочиям органов государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления в области водных отношений относится осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вол и ликвидации его следствий.

Согласно п.121 ст. 1 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ грунт, извлеченный при проведении дноуглубительных, гидротехнических работ (далее - донный грунт), - грунт дна водного объекта, извлеченный при строительстве, реконструкции, эксплуатации гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, создании и содержании внутренних водных путей Российской Федерации, предотвращении негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, поддержании надлежащего санитарного состояния водных объектов и благоприятного состояния окружающей среды.

Порядок предоставления лицензий на право пользования недрами регламентирован Положением о порядке лицензирования пользования недрам утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 33 14-1.

Согласно разделу 1 (Общие положения) Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1. получения лицензий не требуется на право ведения: региональных геолого-геофизических работ, геологической съемки, инженерно-геологических изысканий, научно-исследовательских, палеонтологических и других работ, направленных на общее изучение недр, геологических работ по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, контролю за режимом подземных вод, а также иных работ, проводимых без существенного нарушения целости недр».

Как установлено в ходе рассмотрения дела и подтверждается материалами дела, работы, производимые 08.10.2015года пойменной части реки Томь на участке местности с координатами , в районе <адрес> (зафиксированные в акте) осуществлялись подрядной организацией ООО «Мос-Строй», с которой был заключен муниципальный контракт МКУ «УБТС» от 14.01.2015г. на выполнение берегоукрепительных работ на <адрес> (л.д. 109-122). Производились работы по расчистке участка реки Томь от галечных наносов и восстановления участка берега в районе поселка «Камешек», разрушенного вследствие негативного воздействия паводковых вод. Производилась выемка грунта (галечного наноса), который был смыт во время паводка в реку Томь, с последующим его складированием на прежнее место - береговую зону реки Томь. Изъятие вещества недр, которое бы привело к уменьшению его количества, не производилось.

Работы проводились на основании решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности Междуреченского городского округа (протокол от 26.08.2015г. на л.д. 38-41)), в соответствии с муниципальной программой «Экология и природные ресурсы Междуреченского городского округа» на 2014-2018 годы, утвержденной постановлением администрации Междуреченского городского округа от 30.12.2013 -п. Проведение указанных берегоукрепительных работ было обусловлено необходимостью восстановления части берега, который одновременно является откосом автодороги, соединяющей центральную часть города и район «Камешек», а также предотвращения угрозы подмыва опор линии электропередачи, снабжающей жителей района «Камешек» электроэнергией, что подтверждается протоколом Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности Междуреченского городского округа (протокол от 26.08.2015г), на заседании которой было принято решение - перевести органы управления, силы и средства городского звена ТП РСЧС в режим функционирования «Чрезвычайная ситуация».

Из представленных материалов дела следует, что добыча полезных ископаемых не организовывалась, а выполнялись берегоукрепительные работы (отсыпка береговой части <адрес>) для восстановления береговой линии, которая была нарушена в следствие негативного воздействия паводковых вод, и ликвидация их последствий в соответствии с п. 12 1 ст. 1 Водного кодекса РФ от 03.06.2006. № 74-ФЗ.

Данное подтверждает, что работы не носили коммерческого характера и не имеют под собой цели добычи полезного ископаемого местного значения. Коммерческая реализация грунта не производилась.

Берегоукрепительные работы проводились без нарушения целостности недр и в соответствии с Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1, получение лицензии на право ведения данных дноуглубительных работ в целях защиты населения и территории населенного пункта от негативного воздействия вод и ликвидации его последствий работ не требуется, что подтверждается ответом Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области от 27.11.2015года о разъяснении необходимости оформления лицензии (на л.д. 67).

В постановлении о привлечении ФИО1 к административной ответственности выводы должностного лица о виновности ФИО1 в той части, что в ходе рассматриваемых работ проводилось пользование недрами в виде их добычи, в том числе в коммерческих целях, не мотивированы, отсутствуют ссылки на соответствующие доказательства.

Согласно рекомендациям и разъяснениям Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области от 12.01.2015г № 18-вх «проведение инженерных изысканий и разработка проектной документации на расчистку русел рек юридическими и физическими лицами за счет собственных средств, в целях предотвращения негативного воздействия паводковых вод, действующим законодательством не запрещается... Места складирования донного грунта должны быт; предусмотрены проектной документацией. Основание необходимости исполнения работ должно быть подтверждено документами из органов местного самоуправления, органов МЧС. Росгидромета. В случае если, целью выполняемых работ является добыча общераспространенных полезных «копаемых, тогда необходимо руководствоваться законодательством о недропользовании. Коммерческая реализация донного грунта запрещена...». Как следует из материалов дела данные рекомендации были выполнены МКУ УБТС, проектная документация была разработана.

При таких обстоятельствах постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нельзя признать законным, оно подлежит отмене, в производство по делу – прекращению в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области от 09 сентября 2015 года о признании ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях ФИО1, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней с момента вручения или получения копии решения.

Судья: подпись И.М.Антипова

Копия верна

Судья: И.М. Антипова