ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-78/2018 от 21.05.2018 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело № 12-78/2018

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

21 мая 2018 года г. Серпухов Московской области

Судья Серпуховского городского суда Московской области Пантела И.Д.,

при секретаре судебного заседания Рындиной Т.А.,

без участия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1,

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО2 на постановление начальника межрайонной ИФНС России №11 по Московской области ФИО3 от 14.03.2018 г. в отношении генерального директора ООО «Копейка-М.О.» ФИО1, <дата>.рождения, уроженца <адрес>, проживающего по <адрес>, привлекаемого к административной ответственности по ч.1 ст. 15.27 К РФ об АП,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением межрайонной ИФНС России №11 по Московской области ФИО3 от 14.03.2018 г., генеральный директор ООО «Копейка-М.О.» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 К РФ об АП, а именно в том, что при проведении проверки установлено, что в ходе осуществления торговли обособленным подразделением ООО «Копейка-М.О.» по адресу: Московская область, Серпуховский район, с-за Серпуховский Центральная усадьба, 1 а, распространяются лотерейные билеты «ВГЛ 4 Спорт. – «Русское лото» и «Жилищная лотерея». При продаже 07.02.2018 г. билетов «Русское лото» №22712767, «Жилищная лотерея» №80557289 (кассовый чек №133, ФД: 37279), кассиром М. – работником обособленного подразделения ООО «Копейка-М.О.» по вышеуказанному адресу не проведена идентификация клиента. Таким образом, продавец не выполнил обязательные требования, установленные ФЗ от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В соответствии с постановлением генеральному директору ООО «Копейка-М.О.» ФИО1 назначено наказание в виде предупреждения.

Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО2 обжалует указанное постановление, просит его отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в действия генерального директора ООО «Копейка-М.О.» состава административного правонарушения. Свои требования мотивирует тем, что согласно ФЗ от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» обязанность документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения о совершении клиентом операции с денежными средствами или иным имуществом установлена только в отношении операций, подлежащих обязательному контролю. Критерии отнесения операций с денежными средствами или иным имуществом к операциям, подлежащим обязательному контролю, определен статьей 6 названного Закона. Одним из таких критериев является сумма, на которую совершается операция: сумма операции должна быть равна или превышать 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышать ее. Кроме того, по своему характеру такая операция должна относиться к одному из видов операций, поименованных в Законе (второй критерий). К таким операциям Закон, в частности, относит операцию по получению денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплате денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх (абз. 6 пункта 4 части 1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ). Следовательно, лицо, организующее и проводящее лотереи, обязано идентифицировать лицо, находящееся на ее обслуживании, только при условии совершения операций, подлежащих обязательному контролю. Таким образом, общество обязано идентифицировать только тех лиц, в пользу которых производятся денежные выплаты в виде выигрыша, полученного от участия в организованной обществом лотереи в размере или свыше 600000 рублей либо в сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей или выше. В отношении таких лиц заявитель обязан представлять информацию в уполномоченный орган. Из оспариваемого постановления и материалов административного дела факты выявления проверяющим органом выдачи выигрыша в размере 600 000 рублей и более не следуют.

Пунктом 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ установлено, что обязанность по идентификации клиента установлена во всех случаях за исключением, установленных пунктом 1.1 указанной статьи.

В соответствии с пунктом 1.1. статьи 7 Закона № 115-ФЗ идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).

Поскольку из материалов административного дела случаи выигрыша и (или) выплаты на такую сумму за проверенный период не следует, и приема платежей по покупке лотерейной квитанции свыше 15000 рублей не было, то состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ отсутствует. Более того, оспариваемое постановление в принципе не содержит сведений о размере платежа, принятых Обществом от клиента при реализации лотерейного билета.

Согласно п. 3.1.18 Договора <номер> от 01.12.2015г. на оказание услуг по распространению лотерейных билетов стороны особо оговорили, что распространитель, которым является ООО «КОПЕЙКА-М.О.» по настоящему договору, не производит выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

Довод административного органа о том, что ООО «КОПЕЙКА-М.О.», руководителем которого является ФИО1, выступает организацией, осуществляющей операции с денежными средствами, т.к получает денежные средства в виде платы за участие в лотереях и выплату денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в лотереях, является несостоятельным.

Вина должностного лица ФИО1 во вменяемом ему административном правонарушении не доказана материалами административного дела.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – генеральный директор ООО «Копейка-М.О.» ФИО1, его защитник, будучи надлежащим образом извещенными, не явились, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявляли, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть данную жалобу в отсутствие указанных лиц.

Проверив представленные письменные доказательства, судья приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ООО "Копейка-М.О." магазин «Пятерочка» по адресу: Московская область, Серпуховский район, с-за Серпуховский Центральная усадьба, 1а, является распространителем лотерейных билетов, как лицо, заключившее договор на распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов.

Согласно п. 8 ст. 2 Федерального закона N 138-ФЗ "О лотереях" под проведением лотереи понимается - оказание услуг по осуществлению мероприятий, включающих в себя распространение (реализацию, учет) лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, учет лотерейных квитанций, заключение договоров с изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, лотерейных терминалов, распространителями и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров, заключение договоров с участниками лотереи, в том числе прием и учет лотерейных ставок, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

В соответствии с п. 10 ст. 2 Закона о лотереях распространитель - лицо, заключившее договор на распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди участников лотереи, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

На основании ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.

В соответствии со ст. 2 Закона N 115-ФЗ настоящий федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Согласно ст. 3 Закона N 115 -ФЗ операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

В силу статьи 4 Закона N 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в частности, организация и осуществление внутреннего контроля.

В соответствии с частью 1 статьи 15.27 К РФ об АП неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей

Объектом указанного правонарушения является установленный законом порядок контроля финансирования, хранения и представления информации, подлежащих контролю (внешнему и внутреннему) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом.

Объективной стороной правонарушения является неисполнение или ненадлежащее исполнение организацией требований названного законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов.

Субъектом ответственности являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, в том числе кредитные.

Из оспариваемого постановления следует, что обществом при осуществлении своей деятельности по распространению лотерейных билетов идентификация клиентов не проводится, а именно не истребован документ, удостоверяющий личность клиента.

Согласно действующему законодательству, обязанность документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения о совершении клиентом операции с денежными средствами или иным имуществом установлена пунктом 1 статьи 7 Закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" только в отношении операций, подлежащих обязательному контролю.

Критерии отнесения операций с денежными средствами или иным имуществом к операциям, подлежащим обязательному контролю, определен статьей 6 ФЗ №115. Одним из таких критериев является сумма, на которую совершается операция: сумма операции должна быть равна или превышать 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышать ее. Кроме того, по своему характеру такая операция должна относиться к одному из видов операций, поименованных в Законе (второй критерий). К таким операциям Закон, в частности, относит операцию по получению денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплате денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх.

Таким образом, лицо, организующее и проводящее лотереи, обязано идентифицировать лицо, находящееся на ее обслуживании, только при условии совершения операций, подлежащих обязательному контролю, т.е. идентифицировать только тех лиц, в пользу которых производятся денежные выплаты в виде выигрыша, полученного от участия в организованной обществом лотереи в размере или свыше 600000 рублей либо в сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей или выше. В отношении таких лиц заявитель обязан представлять информацию в уполномоченный орган.

Из оспариваемого постановления и материалов административного дела факты выявления проверяющим органом таких сделок не следуют.

Пунктом 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ установлено, что обязанность по идентификации клиента установлена во всех случаях за исключением, установленных пунктом 1.1 указанной статьи.

В соответствии с пунктом 1.1. статьи 7 Закона N 115-ФЗ идентификация клиента -физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов -физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).

Поскольку из материалов административного дела случаи выигрыша и (или) выплаты на такую сумму за проверенный период не следует, и приема платежей по покупке лотерейной квитанции свыше 15000 рублей не было, то в действиях генерального директора ООО «Копейка-М.О.» ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.27 К РФ об АП.

При таких обстоятельствах, постановление начальника межрайонной ИФНС России №11 по Московской области ФИО3 от 14.03.2018 г. в отношении генерального директора ООО «Копейка-М.О.» ФИО1 подлежит отмене, а производство по данному делу прекращению, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч. 1 ст. 30.7 КРФ об АП, суд

РЕШИЛ:

Жалобу защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО2 удовлетворить.

Постановление начальника межрайонной ИФНС России №11 по Московской области ФИО3 от 14.03.2018 г. в отношении генерального директора ООО «Копейка-М.О.» ФИО1, привлекаемого к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях – отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в действиях генерального директора ООО «Копейка-М.О.» ФИО1 состава административного правонарушения

На решение может быть подана жалоба в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение 10 суток с момента вынесения.

Судья И.Д. Пантела