ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-78/2021 от 23.07.2021 Губахинского городского суда (Пермский край)

Дело № 12-78/2021

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Губаха 23 июля 2021 года

Судья Губахинского городского суда Пермского края Брызгалов В.Д.,

с участием защитника администрации Губахинского городского округа Пермского края Андреева П.А., действующего на основании доверенности,

представителя административного органа – ФИО1, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Андреева П.А. в интересах юридического лица администрации Губахинского городского округа Пермского края на постановление главного государственного инспектора Губахинского и Кизеловского городских округов, Александровского муниципального округа по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Пермскому краю <ФИО>2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении юридического лица администрации Губахинского городского округа Пермского края,

Защитнику юридического лица разъяснены права, предусмотренные ст. ст. 25.1, 25.4, 25.5 КоАП РФ, а также положения ст. 51 Конституции Российской Федерации.

Заявлений, ходатайств, отводов, в том числе о ведении протокола судебного заседания, защитником не представлено,

установил:

постановлением главного государственного инспектора Губахинского и Кизеловского городских округов, Александровского муниципального округа по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Пермскому краю <ФИО>2 от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - администрация Губахинского городского округа Пермского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 97 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, защитник администрации Губахинского городского округа Пермского края Андреев П.А., обратился в суд с жалобой об отмене указанного решения, мотивировав это тем, что администрацией Городского округа «Город Губаха» Пермского края осуществляются все необходимые мероприятия, направленные на соблюдение мер пожарной безопасности. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утверждены правила содержания и эксплуатации источников противопожарного водоснабжения в границах городского округа, кроме того постановлением администрации городского округа «Город Губаха» от ДД.ММ.ГГГГ утверждено создание муниципального казенного учреждения «Управление ________________», которым проводятся мероприятия по соблюдению требований пожарной безопасности. Защитник Андреев П.А. не согласен с вменением в вину представляемому юридическому лицу того обстоятельства, что причинами пожара (возгорание мусора), произошедшего на территории населенного пункта по адресу: <адрес>, послужил факт того, что на протяжении длительного времени не производилась уборка строительного мусора, поскольку в ходе составления протокола должностному лицу было пояснено, что строительный мусор появился в результате ремонтных работ ИП ________________. В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством должен нести собственник имущества. Также, Администрацией Городского округа «Город Губаха» Пермского края разработано и утверждено постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об усилении мер пожарной безопасности в весенне-летний период на территории Губахинского городского округа», вынесены постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О введении на территории Губахинского городского округа особого противопожарного режима», от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил содержания и эксплуатации источников противопожарного водоснабжения в границах Губахинского городского округа», предоставлены копии постановлений «О запрете сжигания мусора, отходов, травы, листьев, веток, тополиного пуха и иной сухой травы на территории Губахинского городского округа», «О проведении месячника санитарной очистке и благоустройству территории Губахинского городского округа Пермского края в рамках акции – Всероссийский экологический субботник «Зеленая весна-2021», «утверждении плана мероприятий и проведении на территории Губахинского городского округа Пермского края мероприятий регионального этапа Всероссийской Акции «Дни защиты от экологической опасности в 2021 году», то есть необходимые меры по соблюдению мер пожарной безопасности соблюдались (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

В судебном заседании защитник администрации Губахинского городского округа Пермского края Андреев П.А. доводы заявленной жалобы поддержал, просил постановление должностного лица <ФИО>2 от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения и его малозначительностью. При этом подтвердил, что строительный мусор появился в результате ремонтных работ ИП ________________, а не в результате того, что длительное время не производилась уборка строительного мусора, также, что администрацией принят ряд нормативно-правовых актов по соблюдению на территории Городского округа «Город Губаха» Пермского края мер пожарной безопасности. Кроме того, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, до произошедшего пожара не было осведомлено о складировании мусора. Территория на которой произошло возгорание находится в муниципальной собственности. Каких-либо документов, свидетельствующих о принадлежности указанного мусора ИП ________________, в распоряжении юридического лица не имеется.

Представитель административного органа ФИО1 в судебном заседании просил в удовлетворении жалобы отказать, доводы изложенные в отзыве административного органа поддержал. Доводы, изложенные в жалобе администрации города Губахи считает несостоятельными, факт совершения юридическим лицом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, является объективно подтвердившимся, указал, что в рамках возбужденного административного дела по факту пожара, происшедшего на территории населенного пункта по адресу: <адрес>, направлен запрос о лице являющимся собственником, производящим ремонт внутри здания по адресу <адрес>. Из полученного ответа следовало, что у представительного органа данная информация отсутствует, поэтому протокол об административном правонарушении составлен в отношении Администрации Городского округа «Город Губаха» Пермского края, поскольку указанный объект и свалка мусора находятся на территории данного муниципального образования. Также, представителем Администрации Городского округа «Город Губаха» Пермского края при обжаловании постановления об административном правонарушении не верно оценено существо вменяемого административного правонарушения, а именно указано, что складирование мусора явилось причиной пожара, в то время как вменяемой виной является наличие факта складирования мусора на территории городского округа и отсутствие принятия достаточных мер по его уборке недопущению. Администрацией Городского округа «Город Губаха» Пермского края создан ряд нормативных документов в области пожарной безопасности, однако какие либо нормативные документы о запрете складирования мусора на территории не предоставлено, не предоставлено и документов подтверждающих проводимую работу в этом направлении, контроль за обстановкой с несанкционированными свалками отсутствует. Мусор складировался в течение не менее месяца, однако мер по ликвидации данного мусора со стороны администрации города, не предпринималось. Вблизи места складирования мусора находится несколько различных организации, вместе с тем место складирование является муниципальной территорией, соответственно администрация Губахинского городского округа Пермского края является лицом, ответственным за соблюдение правил пожарной безопасности, на данной территории.

Суд, выслушав защитника Андреева П.А., должностное лицо административного органа ФИО1, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Часть 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 КоАП РФ и частями 6, 6.1 и 7 указанной статьи в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объективную сторону данных правонарушений составляют действия (бездействие), нарушающие установленные правила и требования в области пожарной безопасности.

При этом противоправное деяние виновного лица не связывается ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.

Субъективная сторона характеризуется виной.

Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в области пожарной безопасности определяются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Согласно ч. 1 ст. 38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Частью 3 ст. 38 Закона о пожарной безопасности предусмотрено, что лица, указанные в части первой данной статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, определены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (далее Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».

Пункт 65 Правил запрещает использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, мусора, травы и иных отходов, оборудования и тары, строительства (размещения) зданий и сооружений, в том числе временных, для разведения костров, приготовления пищи с применением открытого огня (мангалов, жаровен и др.) и сжигания отходов и тары.

Согласно п. 67 Правил правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.

В силу п. 69 Правил на территориях общего пользования городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, на территориях садоводства или огородничества, в том числе вне границ указанных территорий, в охранных зонах линий электропередачи, электрических станций и подстанций, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки отходов

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 указанного Федерального закона.

В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно — правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.

Согласно п. 10 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Вышеизложенное подтверждает наличие у администрации Губахинского городского округа Пермского края обязанности соблюдать требования пожарной безопасности на территории городского округа, в рамках реализации возложенных полномочий производить и предпринимать исчерпывающие меры к соблюдению требований пожарной безопасности, в частности производить очистку, находящихся в введении юридического лица объектов и прилегающих к ним территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 00.49 часов на территории населенного пункта по адресу: <адрес>, произошел пожар, нарушены п. 65, 67, 69 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.

Выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности послужили основанием для составления должностным лицом надзорного органа протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и постановления от ДД.ММ.ГГГГ, которым юридическое лицо – администрация Губахинского городского округа Пермского края признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Оценив в совокупности исследованные доказательства, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ должностным лицом обоснованно установлена вина администрации Губахинского городского округа Пермского края в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Виновность юридического лица в нарушении вышеизложенных требований пожарной безопасности подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, рапортом старшего дознавателя 8 ОНПР по Губахинскому и Кизеловскому городским округам, Александровскому муниципальному округу КНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю ФИО1 и донесением от ДД.ММ.ГГГГ о произошедшем пожаре на территории населенного пункта по адресу: <адрес>, правоустанавливающими документами Администрация городского округа «Город Губаха» и другими представленными материалами.

Доводы защитника администрации Губахинского городского округа Пермского края о том, что юридическим лицом предпринимаются все необходимые меры по соблюдению мер пожарной безопасности, а также что издан ряд нормативных документов в области пожарной безопасности надзорным органом, суд считает несостоятельными на основании следующего.

Так, из письма от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в реестре муниципального имущества Губахинского городского округа земельный участок с кадастровым номером и помещения первого этажа здания, расположенного по адресу: <адрес>, не числятся, сведений о собственниках не имеется, из чего следует, что указанный земельный участок находится в введении администрации Губахинского городского округа Пермского, в связи с чем в силу указанных выше нормативных актов на его территории именно администрация Губахинского городского округа Пермского края несет обязанность соблюдения требований пожарной безопасности.

Доводы о том, что принят ряд нормативных документов в области пожарной безопасности Администрацией городского округа «Город Губаха», не свидетельствует о том, что Администрацией Губахинского городского округа Пермского края предприняты все исчерпывающие меры по соблюдению требований пожарной безопасности, в частности по ликвидации несанкционированного складирования мусора на территории городского округа.

Доводы защитника юридического лица о том, что причиной пожара, послужил факт того, что строительный мусор появился в результате ремонтных работ ИП ФИО2, являются несостоятельными, каких-либо объективных сведений, подтверждающих данных факт защитником не представлено. Кроме того, с учетом обстоятельств дела, возложенных законодательством обязанностей юридического лица по соблюдению мер пожарной безопасности, данные доводы не исключают ответственность администрации Губахинского городского округа Пермского края в инкриминируемом правонарушении.

Кроме того, в судебном заседании установлено и сторонами не отрицалось, что администрация Губахинского городского округа Пермского края не была осведомлена о несанкционированном складировании мусора на участке местности по адресу: <адрес>, соответственно каких-либо мер по ликвидации мусора со стороны данного юридического лица, не предпринималось, а также, что место складирование мусора, является собственностью городского округа, что свидетельствует о бездействии со стороны администрации Губахинского городского округа Пермского края по соблюдению возложенных законодательством обязанностей по принятию мер, направленных на соблюдение пожарной безопасности на территории Губахинского городского округа, а соответственно о наличии признаков, административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Исходя из характера и степени потенциальной опасности, а также обстоятельств совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с учетом нахождения вблизи места пожара многоквартирного жилого дома, оснований для признания вменяемого юридическому лицу деяния малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании статьи 2.9 названного Кодекса не имеется.

Допущенные нарушения требования пожарной безопасности должностным лицом административного органа, верно, квалифицированы по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, соответственно, юридическое лицо - администрация Губахинского городского округа Пермского края обосновано признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Административное наказание назначено в виде административного штрафа с применением п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в размере 97 000 рублей, то есть ниже минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении, которые бы повлияли на законность признания юридического лица виновным в совершении административного правонарушения, допущено не было.

С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения постановления, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7. КоАП РФ, судья

решил:

постановление главного государственного инспектора Губахинского и Кизеловского городских округов, Александровского муниципального округа по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Пермскому краю <ФИО>2 от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении администрации Губахинского городского округа Пермского края по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу защитника Андреева П.А. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья В.Д. Брызгалов