ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-78/2021 от 29.03.2021 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 12- 78/2021

55RS0002-01-2021-000371-10

Р Е Ш Е Н И Е

Куйбышевский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Пархоменко Г.Л.,

при секретаре Абулхаировой Ж.Н.,

рассмотрев 29 марта 2021 года в г. Омске в открытом судебном заседании жалобу Смиковской ФИО7 на постановление заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении коммерческого директора АО «ОмскВодоканал» Смиковской ФИО8 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ коммерческий директор АО «ОмскВодоканал» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением по делу об административном правонарушении, ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой указала, что ее действиях отсутствует событие и состав административного правонарушения, в материалах дела отсутствуют доказательства, достоверно подтверждающие, что АО «ОмскВодоканал» является субъектом вменяемого нарушения. Просит постановление заместителя председателя РЭК Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить.

ФИО1, защитник Нестерова А.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании жалобу поддержала, доводы жалобы подтвердили.

Должностное лицо, вынесшее постановление, заместитель председателя Региональной энергетической комиссии Омской области ФИО2 в судебном заседании пояснил, что правонарушение было выявлено 22.12.2020, был составлен протокол об административном правонарушении. Само событие произошло в апреле 2020 года. Есть скриншот электронного письма ООО «Коммуналсервис», направленного 09.01.2020 работнику АО «Омскводоканал» ФИО9., о направлении приказа РЭК о льготных тарифах. Ранее лицо не привлекалось к административной ответственности.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон 416-ФЗ), постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» тарифы в сфере холодного водоснабжения, водоотведения подлежат государственному регулированию.

Равным образом частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 названного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Статьей 2 Закона Омской области от 25.09.2014 № 1660-03 «Об отдельных вопросах государственного регулирования тарифов» определены лица, имеющие право на льготные тарифы (далее - Закон № 1660-03). Это граждане - потребители услуг по горячему, холодному водоснабжению и (или) водоотведению, по обращению с твердыми коммунальными отходами, тепловой энергии (мощности), теплоносителя на территории Омской области.

В соответствии с Положением о РЭК Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 02.11.2011 № 212-п, Комиссия устанавливает, в том числе тарифы на услуги в сфере холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, для потребителей Омской области, нормативы потребления коммунальных услуг, а также осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения, водоотведения.

Из материалов дела следует, что на основании заключенных ООО «Коммуналсервис» (Принципал) с ООО «ОмскВодоканал» (Агент) агентских договоров от <данные изъяты>, Агент принял на себя обязательства совершать от имени и за счет Принципала в период действия настоящего договора следующие действия: производить расчет размера платы за услуги холодного водоснабжения и водоотведения на основании сведений и информации, предоставленных Принципалом Агенту в рамках исполнения обязательств по данному договору.

Приказом РЭК Омской области от 07.05.2019 № 52/25 (ред. от 17.12.2019) (далее - Приказ № 52/25) установлены тарифы на водоотведение для потребителей ООО «Коммуналсервис» Омского муниципального района Омской области на период с 01.01.2020 по 30.06.2020 и с 01.07.2020 по 31.12.2020: для Ключевского сельского поселения (в объемах, транспортируемых по собственным сетям) в размере 31,56 руб./куб.м.(без учета НДС), 37,87 руб./куб.м.(с учетом НДС); для Ростовского сельского поселения (в объемах, транспортируемых по собственным сетям) 38,99 руб./куб.м.(без учета НДС),46,79 руб.куб.м.(с учетом НДС).

Приказом РЭК Омской области от 19.12.2019 № 536/85 (далее - Приказ № 536/85) установлены на период с 01.01.2020 по 30.06.2020 льготные тарифы (с учетом НДС) на тепловую энергию, питьевую воду, водоотведение, горячую воду для потребителей население, в том числе на водоотведение для потребителей ООО «Коммуналсервис» Омского муниципального района Омской области в следующих размерах: для населения, проживающего в Ключевском сельском поселении -29,50 руб./куб.м., для населения, проживающего в Ростовкинском сельском поселении – 33,34 руб./куб.м..

В соответствии с пунктом 7 Приказа № 536/85 льготные тарифы применяются при расчете размера платы за коммунальные услуги в отношении граждан, являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, жилых домов, домовладений, а также пользующихся на иных законных основаниях жилыми помещениями в многоквартирных домах, жилыми домами, домовладениями.

Административным органом установлено, что ООО Коммуналсервис» в соответствии с требованиями п. 2.3.1 агентских договоров от ДД.ММ.ГГГГ передало АО «Омскводоканал» 09.10.2018 базу данных лицевых счетов плательщиков.

В силу п. 2.3.2 агентских договоров от ДД.ММ.ГГГГ Принципал обязуется своевременно предоставлять Агенту информацию об изменении тарифов и надбавок к тарифам на услуги холодного водоснабжения и водоотведения и нормативов потребления коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения, в соответствии с которыми Агент производит расчет размера платы за услуги холодного водоснабжения и водоотведения плательщикам в соответствии с указанными договорами.

При этом п. 2.3.3 агентских договоров от ДД.ММ.ГГГГ предусматривает обязанность ООО «Коммуналсервис» предоставлять АО «Омскводоканал» копии лицевых счетов плательщиков, а также иные сведения и информацию только на основании соответствующего письменного запроса, направленного Агентом. Информация о направлении АО «Омскводоканал» в адрес Принципала письменного запроса в материалах дела не представлена.

Административным органом установлено, что ООО «Коммуналсервис» исполнило требования п. 2.3.2 указанных агентских договоров, направив ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> минут в адрес АО «Омскводоканал» посредством электронной почты (на адрес сотрудника (руководитель группы по начислению физическим лицам отдела по начислениям ВиВ Центра обработки и авторизации Коммерческой дирекции АО ОмскВодоканал») АО «Омскводоканал» ФИО3 ФИО10<данные изъяты> сведения (информацию) об изменении тарифов и надбавок к тарифам на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе Приказ № 536/85, которым были установлены льготные тарифы на водоотведение, а также о корректировке на 2020 год тарифов на водоотведение для потребителей ООО «Коммуналсервис» Омского муниципального района Омской области, утвержденные Приказом РЭК Омской области от № 492/83 от 17.12.2019, установленных на долгосрочный период регулирования Приказом № 52/25.

Как следует из квитанций на оплату услуг водоотведения за апрель 2020 года, предъявленных потребителям по лицевым счетам № , АО «ОмскВодоканал» в качестве абонента указало юридических лиц, применив льготный тариф на водоотведение при расчете размера платы за оказанную ООО «Коммуналсервис» в апреле 2020 года коммунальную услугу по водоотведению в отношении потребителей: ПАО Банк «Финансовая корпорация Открытие»(адрес местонахождения: <...><адрес>)- 29,50 руб./куб.м., в отношении ПАО «Промсвязьбанк»( адрес местонахождения: Омский район, п.Ростовка,д.<адрес>)- 33,34 руб./куб.м.; вместо экономически обоснованных тарифов, утвержденных Приказом № 52/25,то есть расчет размера платы был произведен АО «ОмскВодоканал» с нарушением установленного порядка ценообразования.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: копией должностной инструкции коммерческого директора ОАО «ОмскВодоканал», копией приказа (распоряжения) о переводе работника ФИО1 на другую работу с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 112-119), копиями квитанций (л.д. 124, 126), копиями агентских договоров № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных между ООО «Комуналсервис» и АО «ОмскВодоканал» (л.д. 130-137, 138-145), копией выписки из ЕГРЮЛ (л.д. 161-168), письмом о направлении ООО «Коммуналсервис» в адрес АО «ОмскВодоканал» посредством электронной почты (на адрес сотрудника (руководитель группы по начислению физическим лицам отдела по начислениям ВиВ Центра обработки и авторизации Коммерческой дирекции АО ОмскВодоканал») ФИО3 ФИО11<данные изъяты> сведений (информации) об изменении тарифов и надбавок к тарифам на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе Приказ РЭК(л.д.154-155) и иными доказательствами по делу.

Факт нарушения зафиксирован в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, отвечающем требованиям ст. 28.2 КоАП РФ (л.д.100-107).

Представленные доказательства являются допустимыми, достаточными в их совокупности для квалификации правонарушения по ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ.

По смыслу 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность начальника коммерческого директора ОАО «ОмскВодоканал» (л.д. 119).

Из содержания должностной инструкции Коммерческого директора следует, что в обязанности последнего входит, в том числе: - организация и контроль деятельности подчиненных структурных подразделений Коммерческой дирекции по надлежащему выполнению ими задач и функций, определенных соответствующими Положениями: центра обработки и авторизации; центра обслуживания абонентов; отдела продаж в нерегулируемой сфере; отдела подключения новых абонентов; отдела свода реализации, аналитики и планирования; инспекции водных ресурсов.

Согласно пункту 2.17 должностной инструкции коммерческий директор обязан осуществлять контроль за правильностью оформления, своевременностью выставления платежных документов за оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению.

Пунктом 5.2 определено, что коммерческий директор несет персональную ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных должностных обязанностей (л.д. 112-118).

Таким образом, ФИО1, являясь должностным лицом, не исполнила надлежащим образом свои служебные обязанности, так как, имея возможность проконтролировать правильность и обоснованность применения тарифов при начислении платы за коммунальную услугу по водоотведению, сведения о размере которых своевременно поступили в адрес АО «ОмскВодоканал» (Агент) от ООО «Коммуналсервис» (Принципал), допустила в апреле 2020 года начисление платы по не подлежащим применению тарифам на водоотведение за услуги, оказываемые потребителям - ПАО Банк «Финансовая корпорация Открытие», ПАО «Промсвязьбанк», не приняв должных мер к осуществлению контроля.

Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим от ФИО1 причинам заявителем не представлено.

Оценив все доказательства в совокупности в соответствии со ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ, с учетом положений ст. 2.4 КоАП РФ, должностное лицо РЭК Омской области пришло к обоснованному выводу о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, дав верную квалификацию ее действиям.

Доводы жалобы о том, что АО «ОмскВодоканал» производило расчет платы по указанным в постановлении адресам исходя из льготных тарифов на водоотведение, установленных на собственников жилых помещений физических лиц, поскольку не знало, что собственниками указанных квартир с 2019 г. стали юридические лица, являются не обоснованными и подлежат отклонению.

Факт передачи ООО «Коммуналсервис» в АО «ОмскВодоканал» данных по собственникам (нанимателям) жилых помещений в многоквартирных домах ФИО1 и стороной защиты в судебном заседании не оспаривался, а также подтверждается письмом ООО «Коммуналсервис», направленным в адрес РЭК Омской области 04.12.2020,согласно которому произведение расчетов оплаты за предоставленный коммунальный ресурс и ведение электронной базы осуществило АО «ОмскВодоканал» на основании подписанных агентских договоров. ООО «Коммуналсервис» предоставляло только сведения об изменении тарифов.

Пункт 2.3.3 агентских договоров от 02.11.2018 №1700, №1703 предусматривает обязанность ООО «Коммуналсервис» предоставлять АО «Омскводоканал» копии лицевых счетов плательщиков, а также иные сведения и информацию только на основании соответствующего письменного запроса, направленного Агентом. Информация о направлении АО «Омскводоканал» в адрес Принципала письменного запроса в материалы дела не представлена.

Однако, как усматривается из квитанций на оплату услуг водоотведения за апрель 2020 года, предъявленных потребителям по лицевым счетам № , АО «ОмскВодоканал» в качестве абонента указало юридических лиц, что свидетельствует о том, что общество на момент осуществления расчета платы, располагало сведениями о том, что собственниками являются юридические лица, а, следовательно, достоверно знало, что при расчете льготный тариф не подлежит применению. При этом в отношении другого юридического лица в этом же периоде (апрель 2020 года) АО «ОмскВодоканал» был применен экономически обоснованный тариф на водоотведение в соответствии с соблюдением требований Приказа № .Что также подтверждает получение Агентом от Принципала сведений об установленных тарифах.

Вывод должностного лица административного органа о наличии в деянии коммерческого директора АО «ОмскВодоканал» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является верным, он соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. В связи с чем доводы ФИО1 об отсутствии в ее действиях события и состава инкриминированного ей административного правонарушения являются несостоятельными.

Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ, постановление вынесено в соответствии с требованиями ст.29.9-29.10 КоАП РФ, в этой связи довод жалобы о несоответствии данных процессуальных документов требованиям КоАП РФ, является не обоснованным и подлежит отклонению.

Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и не ставят под сомнение наличие в действиях ФИО1 объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Вместе с тем, суд усматривает основания для изменения назначенного наказания, исходя из следующего.

Санкцией ч.2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификации на срок до трех лет.

Постановлением заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Омской области от 25 декабря 2020 года коммерческому директору АО «ОмскВодоканал» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).

Одним из требований принципа справедливости юридической ответственности является соразмерность наказания деянию.

Согласно части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Как установлено в судебном заседании, на иждивении у ФИО1 находится малолетний сын, правонарушение ФИО1 совершено впервые, обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

На основании изложенного, с учетом указанных выше требований закона, исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, должны быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду, учитывая конкретные обстоятельства дела, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, суд считает возможным применить в данном случае положения части 2.2 и части 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ и снизить размер назначенного ФИО1 наказания в виде административного штрафа до 25000 рублей, т.е. менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, что будет отвечать принципам достижения предупредительной цели административного производства, а также справедливости и соразмерности наказания.

В остальной части постановление подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении Смиковской ФИО12 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, снизить размер ранее назначенного ФИО1 административного наказания в виде административного штрафа до 25000 рублей, в остальной части постановление оставить без изменения. Жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение 10 суток со дня вручения копии решения.

Судья Г.Л. Пархоменко