РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении
№
2 июня 2022 года г. Ахтубинск
Астраханской области
Судья Ахтубинского районного суда Астраханской области Бочарников П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Ниталиевой Э.А.,
с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, администрации муниципального образования «Поселок Нижний Баскунчак» адвоката АК Ахтубинского района АОКА Нестеренко Н.В., действующей на основании ордера и доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ахтубинского районного суд Астраханской области, находящемся по адресу: <...>, в порядке пересмотра жалобу главы администрации муниципального образования «Поселок Нижний Баскунчак» ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области начальника отдела товарных рынков и естественных монополий ФИО2 от 11 марта 2022 года за № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьей 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении: администрации муниципального образования «Поселок Нижний Баскунчак» (ИНН №), находящейся по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Астраханского УФАС России начальника отдела товарных рынков и естественных монополий ФИО2 от 11 марта 2022 года за № юридическое лицо - администрация МО «Поселок Нижний Баскунчак» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьей 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, глава администрации МО «Поселок Нижний Баскунчак» ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просил отменить постановление Астраханского УФАС России о наложении штрафа по делу об административном правонарушении за № от 11 марта 2022 года. Указав, что 24 августа 2021 года между администрацией МО «Поселок Нижний Баскунчак» и ООО «Мастер-Комфорт» заключен муниципальный контракт № на приобретение топочного мазута. 31 августа 2021 года администрацией МО «Поселок Нижний Баскунчак» принято решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта по причине нарушения сроков поставки топочного мазута. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № от 31 августа 2021 года вступило в силу и контракт был расторгнут с 11 октября 2021 года. На дату расторжения контракта 11 октября 2021 года ООО «Мастер Комфорт» поставку мазута в полном объеме не осуществило. 12 октября 2021 года администрация МО «Поселок Нижний Баскунчак» обратилась в Астраханское УФАС России о включении информации об ООО «Мастер-Комфорт» в реестр недобросовестных поставщиков. 18 октября 2021 года решением комиссии по контролю в сфере закупок Астраханского УФАС России за № о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в удовлетворении заявления администрации МО «Поселок Нижний Баскунчак» о включении сведений об ООО «Мастер-Комфорт» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отказано. Администрация МО «Поселок Нижний Баскунчак» признана нарушившей ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе при размещении решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 31 августа 2021 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок. Считает указанное решение недействительным. Во исполнение ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе администрацией МО «Поселок Нижний Баскунчак» были совершены следующие действия: 31 августа 2021 года в 12.02 часов решение об одностороннем отказе от исполнения контракта за исх. от 31 августа 2021 год № направлено по адресу электронной почты masterkomfort.vlg@gmail.com, указанному в контракте; 1 сентября 2021 года решение об одностороннем отказе от исполнения контракта за исх. от 31 августа 2021 год № направлено по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте; 1 сентября 2021 года в 11.25 часов решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта за исх. от 31 августа 2021 год № размещено в единой информационной системе. Решение об отказе администрации во включении ООО «Мастер-Комфорт» в реестр недобросовестных поставщиков мотивировано отсутствием на момент рассмотрения заявления доказательств получения обществом решения от 31 августа 2021 года, что, по мнению антимонопольного органа свидетельствует о несоблюдении заказчиком установленной процедуры уведомления поставщика о принятом решении и вступлении в законную силу решения 30 октября 2021 года. Данные выводы не соответствуют действительности, так как на официальном сайте ЕИС в сфере закупок информация о расторжении контракта была размещена 1 сентября 2021 года.
Защитник юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, администрации МО «Поселок Нижний Баскунчак» адвокат Нестеренко Н.В. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в жалобе, указала, что просит отменить постановление Астраханского УФАС России о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № от 11 марта 2022 года, ввиду отсутствия в действиях юридического лица состава административного правонарушения, и прекратить производство по данному делу. Указав, что в период с 26 августа 2021 года по 28 августа 2021 года администрация МО «Поселок Верхний Баскунчак» направляла поставщику по спорному муниципальному контракту письма с требованиями о исполнении условий контракта. Поскольку в указанный период мазут топочный поставлен не был, 31 августа 2021 годы было принято решение об одностороннем отказе от спорного муниципального контракта. Указанная информация была размещена в системе 1 сентября 2021 года, однако не в том разделе, что не имеет правового значения. Также поставщик был извещен об одностороннем отказе от муниципального контракта, как по электронной почте, так и заказным письмом с уведомлением. Что касается нарушения заказчиком десятидневного срока, когда поставщик мог выполнить свои обязательства, то администрацией МО «Поселок Нижний Баскунчак» он не нарушался, так как контракт продолжал исполняться вплоть до 4 октября 2021 года. В последующим поставщик не выполнил в полном объеме свои обязательства по муниципальному контракту, не оспаривал этого, уплатив добровольно штрафы и неустойки в декабре 2021 года. Размещение информации о принятом решении об одностороннем отказе от спорного муниципального контракта не в том разделе системы, не является нарушением.
Выслушав защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, администрации МО «Поселок Нижний Баскунчак», - адвоката Нестеренко Н.В., исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях регламентирован главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствие со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Из постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № от 11 марта 2021 года следует.
3 августа 2021 года муниципальным заказчиком – администрацией МО «Поселок Нижний Баскунчак» на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку топочного мазута (номер извещения № и документация о нем.
По результатам электронного аукциона победителем было признано ООО «Мастер-Комфорт», о чем свидетельствует протокол подведения итогов электронного аукциона от 12 августа 2021 года за №, размещенный 13 августа 2021 года на официальном сайте ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
24 августа 2021 года между заказчиком и ООО «Мастер-Комфорт» был заключен муниципальный контракт №, по условиям которого поставщик обязуется передать в собственность заказчика топочный мазут, количество, существенные признаки и ассортимент которого установлены в спецификации, являющейся неотъемлемой частью контракта, а заказчик обязуется принять и оплатить товар в размере, порядке и в сроки, которые установлены контрактом. Цена контракта составила 12888765,28 рублей, срок действия контракта до 30 декабря 2021 года.
Сроки поставки товара: с момента заключения контракта в течение трех рабочих дней (п. 4.2.1), то есть с 25 августа 2021 года по 27 августа 2021 года, включительно. По состоянию на 31 августа 2021 года поставка товара ООО «Мастер-Комфорт» произведена не была, что также подтверждается обращениями администрации к ООО «Мастер-Комфорт» от 26 августа 2021 года, 27 августа 2021 года и 30 августа 2021 года.
Пунктом 9.1 контракта установлено, что его расторжение возможно в одностороннем порядке, в случаях, предусмотренных ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года за № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
31 августа 2021 года заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 24 августа 2021 года за №, в связи с неисполнением ООО «Мастер-Комфорт» обязательств по контракту.
В нарушение ч. 12 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года за № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», о том, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе, заказчик - администрация МО «Поселок Нижний Баскунчак» решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 31 августа 2021 года разместил в ЕИС в разделе «Общие сведения» «Дополнительная информация о закупках, контрактах» 11 октября 2021 года, при этом обязан был разместить это решение в указанном разделе не позднее 3 сентября 2021 года.
Кроме того, 1 сентября 2021 года в 11 ч. 22 мин. заказчик - администрация МО «Поселок Нижний Баскунчак» в разделе ЕИС «Реестр контрактов» «Информация об исполнении (о расторжении) контракта», что также подтверждается разделом «Журнал событий» разместил информацию о расторжении спорного муниципального контракта в недействующей редакции, поскольку 18 октября 2021 года им был размещен новый пакет документов, относящийся к расторжению этого контракта, в том числе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Однако по смыслу ч. 14 ст. 95 и п. 11 ч. 2 ст. 103 Федерального закона от 5 апреля 2013 года за № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», размещение решения от 31 августа 2021 года об одностороннем отказе от исполнения спорного муниципального контракта в ЕИС «Реестр контрактов» «Информация об исполнении (о расторжении) контракта» и соответственно расторжение этого контракта могло быть осуществлено заказчиком не ранее 30 октября 2021 года, в силу того, что решение от 31 августа 2021 года было получено ООО «Мастер-Комфорт» 19 октября 2021 года, при этом документов, подтверждающих получение ООО «Мастер-Комфорт» указанного решения, направленного посредством электронной почты в материалах дела не имеется, и в течение 10 дней, то есть до 29 октября 2021 года ООО «Мастер-Комфорт» вправе были устранить нарушения условий спорного муниципального контракта.
Однако, уже 1 сентября 2021 года и 18 октября 2021 года заказчик разместил в ЕИС информацию о расторжении спорного муниципального контракта, и 12 октября 2021 года обратился с заявлением в Астраханское УФАС России о включении информации об ООО «Мастер-Комфорт» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения муниципального контракта № от 24 августа 2021 года на поставку мазута топочного.
Доводы защитника о том, что не имеет правового значения, в каком разделе ЕИС было размещено 1 сентября 2021 года администрацией МО «Поселок Нижний Баскунчак» решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 31 августа 2021 года, не могут быть приняты судом, поскольку 1 сентября 2021 года администрация МО «Поселок Нижний Баскунчак» в системе ЕИС разместила информацию о расторжении спорного муниципального контракта, тогда как решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 31 августа 2021 года по состоянию на 1 сентября 2021 года не вступило в законную силу, при этом в срок до 3 сентября 2021 года в системе не было размещено указанное решение.
12 октября 2021 года в Астраханское УФАС России поступило обращение главы администрации МО «Поселок Нижний Баскунчак» о включении информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО «Мастер-Комфорт».
24 августа 2021 года между администрацией МО «Поселок Нижний Баскунчак» и ООО «Мастер-Комфорт» был заключен муниципальный контракт № на поставку топочного мазута, согласно которому поставщик обязался передать в собственность заказчика топочный мазут, количество, существенные признаки и ассортимент которых установлены в Спецификации, а заказчик обязуется принять и оплатить товар в размере, порядке и в сроки, которые установлены контрактом. В техническом задании сроки поставки товара определены с момента заключения контракта в течение трех рабочих дней (п. 4.2.1).
31 августа 2021 года администрацией МО «Поселок Нижний Баскунчак» принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, поскольку на 31 августа 2021 года поставка топочного мазута по указанному муниципальному контракту не осуществлена.
Данное решение было направлено в электронной форме на адрес электронной почты поставщика ООО «Мастер-Комфорт», и 1 сентября 2021 года направлено посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением поставщику.
Решением № от 18 октября 2021 года, вынесенным комиссией по контролю в сфере закупок, утверждённой приказом руководителя Астраханского УФАС России, по итогам рассмотрения обращения администрации МО «Поселок Нижний Баскунчак» от 12 октября 2021 года о внесении информации об ООО «Мастер-Комфорт» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), отказано, поскольку на момент рассмотрения комиссией указанного заявления 18 октября 2021 года ООО «Мастер-Комфорт» надлежащим образом не было уведомлено о решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения спорного муниципального контракта от 31 августа 2021 года, такое решение не вступило в силу, у общества имелась возможность устранить нарушения контракта, общий объем поставленного ООО «Мастер-Комфорт» мазута топочного 1 сентября 2021 года, 2 сентября 2021 года, 3 сентября 2021 года, 5 сентября 2021 года, 7 сентября 2021 года составил 118,045 т. Так же 8 сентября 2021 года, 29 сентября 2021 года, 5 октября 2021 года осуществлялись поставки мазута топочного.
9 февраля 2022 года ведущим специалистом-экспертом отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Астраханского УФАС России Р.К.В. было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении за № и проведении административного расследования в отношении должностного лица муниципального заказчика администрации МО «Поселок Нижний Баскунчак» по ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ.
24 февраля 2022 года ведущим специалистом-экспертом отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Астраханского УФАС России Р.К.В. был составлен протокол за № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ в отношении юридического лица - администрации МО «Поселок Нижний Баскунчак».
Из материалов дела следует и установлено судом, что 3 августа 2021 года муниципальным заказчиком – администрацией МО «Поселок Нижний Баскунчак» на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru были размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку топочного мазута (номер извещения №) и документация о нем.
По результатам электронного аукциона победителем признано ООО «Мастер-Комфорт» согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 12 августа 2021 года за №, размещенному 13 августа 2021 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
24 августа 2021 года между заказчиком администрацией МО «Поселок Нижний Баскунчак» и поставщиком ООО «Мастер-Комфорт» был заключен муниципальный контракт №, по условиям которого поставщик обязуется передать в собственность заказчика топочный мазут, количество, существенные признаки и ассортимент которого установлены в спецификации, являющейся неотъемлемой частью контракта, а заказчик обязуется принять и оплатить товар в размере, порядке и сроки, которые установлены контрактом. Цена контракта составила 12888765,28 рублей. Срок действия контракта до 30 декабря 2021 года. Приложением № 2 к контракту (спецификация) установлен объект контракта. Пунктом 4.1 Приложения № 1 к контракту (техническое задание) установлено место поставки товара: <адрес> Согласно п. 4.2.1 Предложения № 1 к контракту сроки поставки товара определены с момента заключения контракта в течение трех рабочих дней, то есть с 25 августа 2021 года по 27 августа 2021 года.
Пунктом 9.1 указанного контракта установлено, что его расторжение возможно в одностороннем порядке в случаях, предусмотренных ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года за № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с ч.ч. 8, 9 ст. 95 указанного Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ст. 523 Гражданского кодека Российской Федерации односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях, в том числе, неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Договор поставки считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон.
В срок до 27 августа 2021 года, включительно, ООО «Мастер-Комфорт» не осуществило поставку администрация МО «Поселок Нижний Баскунчак» мазута топочного согласно спорному муниципальному контракту, чем существенно нарушило условия этого контракта.
31 августа 2021 года заказчик в соответствии с п. 9.1 спорного муниципального контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 24 августа 2021 года за №, в связи с неисполнением ООО «Мастер-Комфорт» обязательств по контракту, в частности, в связи с неоднократным нарушением сроков поставки товара.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года за № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в редакции, действовавшей до 1 января 2022 года, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
По смыслу ч. 12 ст. 95 указанного Закона на заказчика администрацию МО «Поселок Нижний Баскунчак» возлагались обязанности не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия решения об одностороннем отказе от исполнения спорного муниципального контракта, то есть с 1 сентября 2021 года по 3 сентября 2021 года, по размещению этого решения в единой информационной системе, и по направлению поставщику ООО «Мастер-Комфорт» решения по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика, а также по адресу электронной почты либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику.
Согласно информации из ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения спорного муниципального контракта от 31 августа 2021 года было размещено администрацией МО «Поселок Нижний Баскунчак» в ЕИС в разделе «Общие сведения» «Дополнительная информация о закупках, контрактах» 11 октября 2021 года.
Доводы защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, администрации МО «Поселок Нижний Баскунчак» о том, что решение об одностороннем отказе от исполнения спорного муниципального контракта от 31 августа 2021 года было размещено в ЕИС 1 сентября 2021 года в 11.22 часов, то есть в установленные законом сроки, не могут быть приняты судом. Размещение 1 сентября 2021 года в 11.22 часов в ЕИС в разделе «Реестр контрактов» «Информация об исполнении (расторжении) контракта» информации о расторжении спорного муниципального контракта, не соответствующей действительности, и в недействующей редакции, ввиду размещения нового пакета документов, относящийся к расторжению спорного муниципального контракта, в том числе и решение об односторонним отказе от исполнения контракта, что подтверждается скриншотами, являлось неправомерным поскольку контракт не был расторгнут. При этом в нарушение ч. 12 ст. 95 Федерального закона за № 44-ФЗ, в редакции, действовавшей до 1 января 2022 года заказчиком не было размещено решение от 31 августа 2021 года в ЕИС в разделе «Общие сведения» «Дополнительная информация о закупках, контрактах» в период с 1 сентября 2021 года по 3 сентября 2021 года.
На основании п. 11 ч. 2 ст. 103 Федерального закона Российской Федерации «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года в реестр контрактов включаются следующие информация и документы, в том числе, информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.
В силу ч. 13, ч. 14 ст. 95 Федерального закона Российской Федерации «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, обязанность размещать информацию о расторжении муниципального контракта в понимании п. 11 ч. 2 ст. 103 указанного Закона наступает для заказчика через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, под которой понимается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте, либо дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе в случае невозможности получения указанных подтверждения либо информации.
Размещение 1 сентября 2021 года в 11.22 часов в ЕИС в разделе «Реестр контрактов» «Информация об исполнении (расторжении) контракта» информации о расторжении спорного муниципального контракта противоречит ч. ч. 13, 14 ст. 95, п. 11 ч. 2 ст. 103 Федерального закона Российской Федерации «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года, поскольку по состоянию на 1 сентября 2021 года решение от 31 августа 2021 года не вступило в силу, у поставщика имелась возможность устранить нарушение контракта в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом заказчиком решении.
31 августа 2021 года администрацией МО «Поселок Нижний Баскунчак» решение от 31 августа 2021 года было направлено посредством электронного письма в ООО «Мастер-Комфорт» на электронный адрес, указанный в контракте, однако подтверждения о вручении этого решения поставщику материалы дела не содержат, равно не содержат оснований о невозможности получения указанного подтверждения заказчиком, соответственно, направление решения по адресу электронной почты, и отсутствие подтверждения о вручении решения поставщику, в данном случае, не является надлежащим уведомлением поставщика о принятом решении.
1 сентября 2021 года решение от 31 августа 2021 года было направлено администрацией МО «Поселок Нижний Баскунчак» в адрес ООО «Мастер-Комфорт» заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор №), и вручено адресату 19 октября 2021 года. Таким образом, датой надлежащего уведомления подрядчика об одностороннем отказе от исполнения спорного муниципального контракта является 19 октября 2021 года, соответственно, решение от 31 августа 2021 года вступило в силу 30 октября 2021 года согласно ч. 13 ст. 95 Федерального закона Российской Федерации «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года. В период по 29 октября 2021 года поставщик был вправе исполнять обязательства по спорному муниципальному контракту, тогда как контракт фактически исполнялся только до 5 октября 2021 года. И только после 30 октября 2021 года заказчик был вправе размесить информацию о расторжении спорного муниципального контракта в ЕИС в разделе «Информация об исполнении (расторжении) контракта», и расторгнуть контракт не ранее 30 октября 2021 года.
При этом обращение заказчика о внесении информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) поступило в Астраханское УФАС России 12 октября 2021 года, было рассмотрено 18 октября 2021 года, то есть до даты вступления решения от 31 августа 2021 года в силу, когда ООО «Мастер-Комфорт» не было уведомлено о решении заказчика от 31 августа 2021 года, и когда общество имело возможность устранить нарушения условий контракта.
Часть 6 статьей 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривает ответственность за нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта.
Проанализировав в совокупности представленные материалы, суд приходит к выводу, что квалификация действий администрации МО «Поселок Нижний Баскунчак» по нарушению порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта, по части 6 статье 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правильная.
Нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только отвечать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, личности правонарушителя и степени вины, гарантируя адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и сохраняя баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от противоправных посягательств (постановления от 14 февраля 2013 года N 4-П, от 25 февраля 2014 года N 4-П, от 17 февраля 2016 года N 5-П, от 18 января 2019 года N 5-П и др.).
Исходя из этого Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях установил, в частности, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение; при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 3 статьи 4.1). Кроме того, для индивидуализации назначаемого юридическому лицу административного наказания данный Кодекс предусмотрел условия и порядок снижения административного штрафа на половину минимального размера данного вида наказания, установленного за совершение конкретного административного правонарушения (части 3.2 и 3.3 статьи 4.1).
Частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Принимая во внимание, что административное наказание должно отвечать целям административной ответственности, не ограничивать имущественные права юридического лица и представляться чрезмерным с точки зрения социальной справедливости, учитывая имущественное положение общества, совершение правонарушения впервые, отсутствие отягчающих обстоятельств, полагаю, что цель административного наказания может быть достигнута при назначении административного штрафа в размере 100 000 рублей, то есть половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Снижение размера санкции до 100 000 рублей соответствует характеру допущенного обществом правонарушения, степени его вины, и не приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов привлекаемого к административной ответственности лица.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд,
РЕШИЛ:
Жалобу представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, администрации муниципального образования «Поселок Нижний Баскунчак» ФИО1, оставить без удовлетворения.
Изменить постановление о наложении штрафа заместителя руководителя Астраханского Управления Федеральной Антимонопольной Службы по Астраханской области начальника отдела товарных рынков и естественных монополий ФИО2 за № от 11 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьей 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования «Поселок Нижний Баскунчак», в части назначенного наказания в виде административного штрафа, снизив назначенное администрации муниципального образования «Поселок Нижний Баскунчак» наказание по ч. 6 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа до 100000 (сто тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения в Судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд Астраханской области.
Судья: П.В. Бочарников