Мировой судья Луковникова О.Г. УИД 38MS0***-12
РЕШЕНИЕ
г. Братск 15 марта 2022 года
Судья Братского городского суда Иркутской области Павлова Т.А., в помещении Братского городского суда Иркутской области, расположенного по адресу: 665717, <...>,
с участием лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено, ФИО1,
рассмотрев материал № 12-78/2022 по жалобе главного специалиста-эксперта отдела по защите прав субъектов персональных данных и правовой работы Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области на постановление мирового судьи судебного участка № 39 Центрального района г. Братска Иркутской области от 31.01.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка № 39 Центрального района г. Братска Иркутской области от 31.01.2022 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
25.02.2022 в адрес Братского городского суда Иркутской области поступила жалоба главного специалиста-эксперта отдела по защите прав субъектов персональных данных и правовой работы Управления Роскомнадзора по Иркутской области ФИО2, в которой он просит отменить постановление мирового судьи судебного участка № 39 Центрального района г. Братска Иркутской области от 31.01.2022 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, и дело направить на новое рассмотрение мировому судье.
В обоснование жалобы указал, что несостоятелен вывод мирового судьи о том, что из представленных материалов следует, что ФИО1 в адрес Управления направлялись пояснения о том, с какого источника им были взяты данные о гражданине ФИО3, однако, должностным лицом в ходе проверки не проверены доводы ФИО1, и не дана им надлежащая оценка. Ссылка должностного лица на то, что обязанность по предоставлению доказательств возложена на оператора не является безусловным основанием для привлечения к административной ответственности, поскольку в соответствии с ч. 2,3,4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Таким образом, бесспорных и убедительных доказательств того, что ФИО1 не соблюдаются положения закона № 152-ФЗ «О персональных данных» суду не представлено, а имеющимися материалами, вина ФИО1 во вмененном нарушении не доказана.
Управлением Роскомнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Управление) рассмотрено обращение ФИО3 по вопросу возможного нарушения положений Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» администратором интернет - сайтов судьи-россии.su, https://судьи-россии.рф ФИО1, который в отсутствие согласия заявителя и/или иных законных оснований разместил на сайтах фотографию заявителя (адрес интернет -страниц: https://xn----gtbmba8anefap3i.su/sudii/view/id/23981/from/2, https://xn----gtbmba8anefap3i.xn-plai/sudii/view/id/23981/from/).
На основании п. 3 ч. 3 ст. 23 Закона уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Управление) вправе требовать от оператора уточнения, блокирования или уничтожения недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных.
В соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона, в случае выявления неправомерной обработки персональных данных, осуществляемой оператором или лицом, действующим по поручению оператора, оператор в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты этого выявления, обязан прекратить неправомерную обработку персональных данных или обеспечить прекращение неправомерной обработки персональных данных лицом, действующим по поручению оператора.
В случае, если обеспечить правомерность обработки персональных данных невозможно, оператор в срок, не превышающий десяти рабочих дней с даты выявления неправомерной обработки персональных данных, обязан уничтожить такие персональные данные или обеспечить их уничтожение.
Во исполнение указанной нормы Управлением в адрес ФИО1 было направлено требование об удалении персональных данных ФИО3 с интернет - страниц сайтов судьи-poccии.su, судьи-россии.рф письмом от 30.09.2021 исх.№10067-06/29 (дата получения -30.09.2021).
Согласно ч. 3 ст. 9 Закона обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2-11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, возлагается на оператора.
Вместе с тем, ФИО1, как администратором сайта https://судьи-россии.рф/, не представлены документарные доказательства получения согласия Заявителя на обработку персональных данных и (или) правовые основания на распространение его персональных данных на указанных Интернет-ресурсах.
Согласно п. 1 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», согласие на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, оформляется отдельно от иных согласий субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, при этом оператор обязан обеспечить субъекту персональных данных возможность определить перечень персональных данных по каждой категории персональных данных, указанной в согласии на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения.
Требования к согласию на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, установлены Приказом Роскомнадзора от 24.02.2021 № 18.
В соответствии с положениями ч. 15 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ требования настоящей статьи не применяются в случае обработки персональных данных в целях выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления функций, полномочий и обязанностей.
Деятельность Интернет-ресурса https://судъи-россии.рф не входит в указанный перечень, поэтому, при размещении на сайте в сети «Интернет» информации о субъектах персональных данных, ФИО1 обязан получить согласие, предусмотренное ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ.
Учитывая вышеизложенное, Управление Роскомнадзора по Иркутской области имело достаточно оснований и подтверждений для составления протокола об административном правонарушении в отношении ФИО1 за невыполнение оператором в сроки, установленные законодательством Российской Федерации в области персональных данных, требования субъекта персональных данных или его представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки ч. 5 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения данного нарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: требованием Управления об удалении персональных данных от 30.09.2021 исх.№10067-06/29 с ответом администратора сайтов от 06.10.2021 вх. №7419/29; скриншотом системы электронного документооборота, подтверждающим направление и получение от 30.09.2021 исх. № 10067-06/29; скриншоты с Интернет-ресурсов судьи-россии-su, судьи-россии.рф от 20.10.2021.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в нарушении установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
Использование персональных данных - действия (операции) с персональными данными, совершаемые оператором в целях принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или других лиц либо иным образом затрагивающих права и свободы субъекта персональных данных или других лиц. Определения сбора и хранения персональных данных Закон не содержит, однако устанавливает, что под обработкой персональных данных следует понимать действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивании, блокирование, уничтожение персональных данных.
Субъектом рассматриваемых правонарушений могут являться граждане, должностные лица и юридические лица, при этом ответственность дифференцируется в зависимости от субъекта.
С субъективной стороны правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Указанное нарушение образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Закона о персональных данных.
Кроме того, проверка по факту распространения персональных данных гражданина ФИО3 Управлением не проводилась. Протокол об административном правонарушении составлен по итогам рассмотрения обращения гражданина ФИО3, а пояснения лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1 учтены при составлении протокола об административном правонарушении и приобщены к материалам дела об административном правонарушении.
Кроме того, протокол об административном правонарушении содержит оценку пояснений ФИО1
В соответствие с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства в области персональных данных не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Согласно п. 6 прокола об административном правонарушении временем и датой совершения административного правонарушения является 00:00 15.10.2021.
На рассмотрение жалобы ведущий специалист-эксперт отдела по защите прав субъектов персональных данных и правовой работы Управления Роскомнадзора по Иркутской области ФИО2 не явился, будучи извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, согласно заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствие.
При рассмотрении жалобы лицо, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено, ФИО1 пояснил, что с доводами жалобы не согласен, в силу следующего.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при: предоставление, распространение, передача и получение информации о деятельности судов в Российской Федерации, содержащей персональные данные, ведение и использование информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей в целях создания условий для доступа к указанной информации осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 (п.44) без согласия гражданина обнародование и использование его изображения допустимо в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 152.1 ГК РФ, то есть когда имеет место публичный интерес, в частности если такой гражданин является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляется в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимы (http://usd.arh.sudrf.ru/)
Вся общедоступная информация размещается Управлением Судебного департамента в Архангельской области и Ненецком автономном округе - ПРЕСС-СЛУЖБА - Журнал "Судебный вестник"; Журнал "Судебный вестник" № 3 (55) 2015 стр.20; https://files.sudrf.ru/2426/user/3_2015.pdf; РОСКОМНАДЗОР; http://36.rkn.gov.ru/p3781/p5861/pl8926/
В случае, если личная информация была взята из публичного, открытого профиля социальной сети, это не является правонарушением, поскольку данные были сделаны общедоступными самим гражданином (субъектом персональных данных), и в данном случае могут быть использованы третьими лицами.
Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ "06 обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" устанавливает, что информация о деятельности судов, размещаемая в сети "Интернет"
1. В сети "Интернет"- размещается:
1) общая информация о суде:
е) фамилии, имена и отчества председателя суда, заместителей председателя суда, судей, руководителя аппарата суда, а при согласии указанных лиц - иные сведения о них; основания наделения полномочиями председателя суда, заместителей председателя суда, судей;
Статья 4. Основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности судов. Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности судов являются:
1) открытость и доступность информации о деятельности судов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) достоверность информации о деятельности судов и своевременность ее
предоставления;
3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности судов любым законным способом;
Так же имеется постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2012 N 35 "Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов ".
Информация предоставленная судейским сообществом не регламентируется законом "О персональных данных".
В соответствии со ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод - каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
Так же ст. 29 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.
Выслушав лицо, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено, ФИО1, проверив с учетом требований ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при рассмотрении жалобы проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение в соответствии с законом.
Согласно положениям статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.
В соответствии с ч. 5 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение оператором в сроки, установленные законодательством Российской Федерации в области персональных данных, требования субъекта персональных данных или его представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, влечет административную ответственность.
Как усматривается из материалов дела, 10.11.2021 в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении № АП-38/06/1319, согласно которому, Управлением Роскомнадзора по Архангельской области в адрес ФИО1, являющегося администратором доменного имени судьи-россии.рф, направлено требование от 30.09.2021 № 10067-06/29 об удалении персональных данный ФИО3 с Интернет-страницы https://судьи-россии.рф. Однако, ФИО1 в установленный ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» срок требования Управления, являющегося в соответствии со ст. 23 Закона уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, не выполнил.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 39 Центрального района г. Братска Иркутской области от 31.01.2022 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ч. 5 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет три месяца.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 10.11.2021, установлено, что вменяемое административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имело место быть 15.10.2021, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный для данной категории дел, по настоящему делу истек 15.01.2022.
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, вынесено мировым судьей 31.01.2022, что является за сроком давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
В силу положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.
При этом, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 16.06.2009 N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО4, ФИО5 и ФИО6", лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
Руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка № 39 Центрального района г. Братска Иркутской области от 31.01.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение Братского городского суда Иркутской области может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с соблюдением требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Т.А. Павлова