Судья Дерюгина М.В. Дело № 12-78/2023
РЕШЕНИЕ
город Мурманск 22 августа 2023 года
Судья Мурманского областного суда Кривоносов Д.В., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Артик Авто» Мурашова А.А. на постановление судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 6 июля 2023 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 6 июля 2023 года общество с ограниченной ответственностью «Артик Авто» (далее – ООО «Артик Авто», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде конфискации предметов административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, защитник ООО «Артик Авто» Мурашов А.А. просит постановление судьи районного суда отменить и производство по делу прекратить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что представленные в материалы дела доказательства в их совокупности подтверждают правильность классификации обнаруженного предмета административного правонарушения-дизельный генератор как неотъемлемую часть судового снаряжения, который установлен в соответствии с Правилами технической эксплуатации морских судов.
Ссылаясь на положения Конвенции по облегчению международного морского судоходства и разъяснения, содержащиеся в письме ГТК России от 30 июня 2004 года *, полагает, что дизельный генератор не подлежит отдельной декларации с учетом его предназначения.
Указывает, что вывод судьи об отсутствии доказательств о прохождении Обществом освидетельствования судна опровергается сведениями об освидетельствовании судна классификационным обществом.
Считает, что в постановлении судьи не нашел отражение довод о несогласии Общества с выводами должностного лица административного органа о нарушении п.1.2 п.1.3 Правила 42 части D «Электрически установки» Приложения к указанной выше Конвенции.
Также указал, что протокол об административном правонарушении составлен за сроками административного расследования.
В судебное заседание не явились законный представитель ООО «Артик Авто», представитель административного органа, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что в силу статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не препятствовало рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, выслушав защитника Общества - Мурашова А.А., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.
В пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, в числе прочего, что частью 1 статьи 16.2 этого Кодекса установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).
Пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) определено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Из пунктов 1, 2 статьи 104 ТК ЕАЭС следует, что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 105 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании применяется декларация на товары.
Из пункта 2 статьи 110 ТК ЕАЭС следует, что таможенная декларация в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории Союза, подается до их убытия с таможенной территории Союза.
Частью 1 статьи 278 ТК ЕАЭС установлено, что транспортные средства международной перевозки, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному декларированию и выпуску: при ввозе на таможенную территорию Союза временно ввозимых транспортных средств международной перевозки и обратном вывозе с таможенной территории Союза таких транспортных средств международной перевозки; при вывозе с таможенной территории Союза временно вывозимых транспортных средств международной перевозки и обратном ввозе на таможенную территорию Союза таких транспортных средств международной перевозки.
Сведения, подлежащие указанию в декларации на транспортное средство, определяются Комиссией при определении порядка заполнения такой таможенной декларации в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка товаров, направления перемещения транспортного средства международной перевозки через таможенную границу Союза, а также категорий товаров, указанных в подпункте 2 пункта 7 статьи 272 настоящего Кодекса.
Частью 4 статьи 278 ТК ЕАЭС в качестве декларации на транспортное средство могут использоваться стандартные документы перевозки, предусмотренные международными договорами государств-членов с третьей стороной в области транспорта.
Если в представленных в качестве декларации на транспортное средство стандартных документах перевозчика, предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной в области транспорта, содержатся сведения, подлежащие указанию в декларации на транспортное средство, таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется путем представления декларации на транспорта средство установленной формы. При этом представленные стандартные документ перевозчика рассматриваются как неотъемлемая часть декларации на транспортное средство.
Перечень указанных документов определяется Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка товаров, и направлении перемещения транспортного средства международной перевозки через таможенную границу Союза.
В качестве декларации на транспортное средство допускается использование предварительной информации, представленной в виде электронного документа, в порядке, определяемом Комиссией.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, при убытии 10 ноября 2022 года транспортного средства международной перевозки судна «В», принадлежащего ООО «Артик Авто», с таможенной территории Евразийского экономического союза из порта Мурманск в порт Киркенес (Королевство Норвегия) таможенному органу с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов КПС «Совершение Операций» подано сообщение, содержащее документы и сведения в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 89 ТК ЕАЭС.
10 ноября 2022 года в ходе совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля при убытии транспортного средства международной перевозки судна «В» и проведении таможенного осмотра обнаружен дизельный генератор, идентифицированный как товар и не заявленный в стандартных документах перевозчика.
При проведении таможенного досмотра установлено, что обнаруженный товар представляет собой металлическое устройство, сложной формы с маркировкой «Дизельный генератор», TSS SDG12000EH3A, TSS». На корпусе изделия имеется металлическая шильда с маркировкой «Дизельный генератор модель TSS SDG12000EH3A; частота 50Гц; Ном. Мощность11,5кВт; вес нетто 15 кг.; макс.мощность12кВт; серийный номер С0000620; напряжение:400/230В; дата 22/02». Устройство состоит из металлического корпуса, представляющего собой защитный каркас с рамой синего и черного цвета. На верхней части изделия расположен топливный бак с заливной горловиной, закрытой металлической крышкой. Сбоку на устройстве установлен блок управления дизель генератора. Внутри изделия находятся элементы схожие с генератором, двигателем и аккумулятором, подключенные проводами и трубками к устройству. На раме установлены колеса, для перемещения устройства. Устройство имеет следы износа и признаки эксплуатации, страна происхождения не установлена, всего 1 штука.
По факту недекларирования дизельного генератора, принадлежащего ООО «Артик Авто» возбуждено дело об административном правонарушении и 10 апреля 2023 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Привлекая ООО «Арктик Авто» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда, применив к рассматриваемым правоотношениям положения Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, пришел к обоснованному выводу о недекларировании Обществом при установленных по делу обстоятельствах товара, подлежащего таможенному декларированию.
Вопреки доводам жалобы, фактические обстоятельства дела подтверждены собранными и исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами, подробно перечисленными в обжалуемом постановлении, которым судей районного суда дана верная оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для иной оценки добытых по делу доказательств, не имеется.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы защитника о том, что дизельный генератор является неотъемлемой частью судового снаряжения, по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, при этом, данные доводы были предметом тщательной проверки и им дана надлежащая оценка при рассмотрении дела судьей районного суда, которая сомнений в правильности не вызывает.
Как предусмотрено подпунктом 35 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное декларирование выражается в заявлении таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
В подпункте 45 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза отмечено, что товаром признается любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу; транспортные средства международной перевозки - транспортные средства, которые используются для международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования (пункт 51).
В соответствии с разделом I Приложения к Конвенции по облегчению международного морского судоходства (Лондон, 09.04.1965) к судовому снаряжению относятся предметы, за исключением судовых запасных частей, находящиеся и предназначенные для использования на судне, которые являются движимыми, но не имеют потребительского характера, включая такие принадлежности судна, как спасательные шлюпки, спасательные средства, мебель и другие предметы судового снаряжения и обстановки.
На основании части 2 статьи 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации классификация и освидетельствование судов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с положением о классификации и об освидетельствовании судов, правилами освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правилами технического наблюдения за постройкой судов, правилами технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов и правилами классификации и постройки судов с выдачей свидетельств о классификации и иных судовых документов, указанных в подпунктах 3, 4 и 6 пункта 1 статьи 14 настоящего Кодекса и подтверждающих соответствие судов этим правилам.
Из представленных сообщений Российского морского регистра судоходства следует, что ООО «Арктик Авто» с запросом о сертификации дизельного генератора в Регистр не обращалось, в составе основного электрического оборудования дизельный генератор при первоначальном освидетельствовании так же не установлен.
Данные сообщения обоснованно принято судьей районного суда допустимыми доказательствами как соответствующие части 1 статьи 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и приказу Минтранса России от 25 сентября 2012 года № 355 «О наделении федерального автономного учреждения «Российский Речной Регистр» полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях».
Кроме того, согласно служебной записке начальника отдела запретов, ограничений и товарной номенклатуры от 23 декабря 2022 года исходя из функционального назначения товара – дизельного генератора модель TSS SDG12000EH3A классифицирован в подсубпозиции 8502 11 800 0 ТН ВЭД ЕАЭС (электрогенераторные установки и вращающиеся электрические преобразователи номинальной выходной мощностью более 7,5 кВА, но не более 75 кВА).
Таким образом, обнаруженный в ходе таможенного досмотра дизельный генератор, не является неотъемлемой частью транспортного средства, на которую распространяется правовой режим, применяемый к транспортным средствам международной перевозки при выполнении морскими судами международных перевозок, а значит, товар подлежал декларированию по форме, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 14 октября 2010 года № 422.
Надлежащих доказательств, подтверждающих, что перемещаемый товар - дизельный генератор установлен на борту судна в качестве предмета судового снаряжения, предназначенного для обеспечения работы и эксплуатации судна, не представлено.
При таких обстоятельствах указание на разъяснение, содержащееся в письме письма ГТК России от 30 июня 2004 года №01-06/24115, основано на неправильном толковании права.
Доводы жалобы в части толкования пункта 1.2 Правил 42 части D «Электрические установки» Приложения к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, а также несогласии с выводами судьи об отсутствии доказательств о прохождении Обществом освидетельствования судна «В», несостоятельны, поскольку указанные обстоятельства являлись предметом рассмотрения в ходе производства по делу, и выводы соответствуют приведенным выше положениям закона.
Довод жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен за сроками административного расследования, опровергается материалами дела.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок до шести месяцев.
Материалы дела об административном правонарушении содержат определение заместителя начальника Северо-Западной оперативной таможни от 6 марта 2023 года о продлении срока административного расследования до 10 апреля 2023 года включительно. Протокол об административном правонарушении составлен 10 апреля 2023 года в рамках срока административного расследования.
Действия ООО «Арктик Авто» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего таможенного законодательства.
Несогласие защитника с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, примененного в деле, не свидетельствует о том, что судьей районного суда допущены существенные нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Признавая вину ООО «Арктик Авто» в совершенном правонарушении, судья районного суда верно в соответствии с положениями статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исходил из того, что Обществом не принято всех зависящих от него мер в целях соблюдения правил и норм, определяющих порядок декларирования товаров, при этом не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии для этого объективной возможности.
Порядок и срок давности привлечения ООО «Арктик Авто» к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ООО «Арктик Авто» в пределах санкции вмененной статьи, с соблюдением требований статей 3.1, 3.7 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера общественной опасности совершенного административного правонарушения, обстоятельств, при которых совершено правонарушение, оно является обоснованным.
Каких-либо сомнений в виновности ООО «Арктик Авто», которые могут быть истолкованы в его пользу, не имеется.
Существенные нарушения процессуальных норм в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущены.
Обстоятельства, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут прекращение производства по делу, не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 6 июля 2023 года в отношении ООО «Арктик Авто» оставить без изменения, а жалобу его защитника - Мурашова А.А. - без удовлетворения.
Судья Мурманского областного суда Д.В. Кривоносов