Дело № 12-78/2023Судья: Кончулизов И.А.Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
27 июля 2023 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного специалиста эксперта отдела по охране объектов культурного наследия Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики Сафонова И.В. на постановление судьи Алатырского районного суда Чувашской Республики от 8 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Еремеевой Валентины Яковлевны,
установил:
постановлением судьи Алатырского районного суда Чувашской Республики от 8 июня 2023 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Еремеевой В.Я. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, главный специалист эксперт отдела по охране объектов культурного наследия Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики ФИО1 ставит вопрос об отмене постановления судьи районного суда и привлечении ФИО2 к административной ответственности по части 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование жалобы указывает, что при вынесении решения судом первой инстанции не принято во внимание, что факт вручения регистрируемых почтовых отправлений 30 декабря 2021 года подтверждается подписью ФИО2; обстоятельства дела не были в полном объеме и всесторонне выяснены, а именно для подтверждения вручения предписаний ФИО2 и подтверждения подлинности ее подписи не вызван и не опрошен в качестве свидетеля оператор почтовой связи, вручивший предписания ФИО2
В судебном заседании главный специалист эксперт отдела по охране объектов культурного наследия Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики ФИО1 жалобу поддержал.
В судебное заседание ФИО2, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, не явилась.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующему.
Частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
Из материалов дела следует, что ФИО2 является собственником помещения (кадастровый № №) объекта культурного наследия регионального значения «Деревянное двухэтажное здание бывшего реального училища», конец XIX в., расположенного по адресу: <адрес>. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 3 августа 2020 года, ФИО2 является собственником помещения (кадастровый № №) объекта культурного наследия регионального значения «Деревянное двухэтажное здание бывшего реального училища», конец XIX в., расположенного по адресу: <адрес>. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 3 августа 2020 года ФИО2 является собственником помещения (кадастровый № №) объекта культурного наследия регионального значения «Деревянное двухэтажное здание бывшего реального училища», конец XIX в., расположенного по адресу: <адрес>
На основании задания Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики № от 18 августа 2021 года проведено мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия памятника истории и культуры регионального значения «Деревянное двухэтажное здание бывшего реального училища, конец XIX в.», расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе проведения мероприятий выявлены нарушения, в связи с чем 29 декабря 2021 года в адрес ФИО2 направлено предписание об устранении выявленных нарушений в области сохранения, использования и государственной охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), в соответствии с которым на нее возлагались обязанности провести работы по устранению выявленных нарушений в срок до 31 декабря 2022 года (л.д. 14-17).
Указанное предписание ФИО2 получено 30 декабря 2021 года (л.д. 21).
Согласно пункту 8 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» срок исполнения предписаний, выданных в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» до дня вступления в силу настоящего постановления и действующих на день вступления в силу настоящего постановления, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица. Контролируемое лицо вправе направить ходатайство (заявление) о дополнительном продлении срока исполнения предписания в контрольный (надзорный) орган, орган контроля не позднее предпоследнего дня срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, которое рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня его регистрации.
Учитывая указанные положения, административным органом срок для исполнения предписания был автоматически продлен до 31 марта 2023 года.
По состоянию на 19 апреля 2023 года работы по устранению выявленных нарушений ФИО2 не выполнены.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления 10 мая 2023 года в отношении ФИО2 протокола об административном правонарушении № (л.д. 3).
Вместе с тем судья районного суда прекратил производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая данное решение, судья счел, что доказательств того, что оператор почтовой связи вручил регистрируемые почтовые отправления (предписание) в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи именно адресату - ФИО2 не имеется.
Вместе с тем вывод судьи районного суда и принятое им решение обоснованными признать нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
По делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит выяснению вопрос о вручении предписания лицу, в отношении которого проведена проверка и вынесено предписание.
Прекращая производство по делу, судья районного суда, указал, что 29 декабря 2021 года Министерством культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики ФИО2 по двум адресам: месту её регистрации и жительства по адресу: <адрес> и по месту нахождения объекта культурного наследия по адресу: <адрес>, направлено предписание № с требованием устранить выявленные нарушения в области сохранения, использования и государственной охраны объекта культурного наследия в срок до 31 декабря 2022 года. Срок исполнения пункта 1 вышеуказанного предписания автоматически продлен до 31 марта 2023 года.
При этом установил, что согласно уведомлению о вручении почтовое отправление №, направленное по месту нахождения. объекта культурного наследия по адресу: Чувашская <адрес>, получено 30 декабря 2021 года. Уведомление о вручении почтовое отправление №, направленное ФИО2 по месту её регистрации и фактического проживания по адресу: <адрес>, получено 30 декабря 2021 года.
Однако судьей сделан вывод, что доказательств того, что оператор почтовой связи вручил регистрируемые почтовые отправления (предписание) в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи именно адресату - ФИО2 не имеется. Доводы ФИО2 в этой части ничем не опровергнуты. В связи с неполучением ФИО2 предписания, она не имела объективной возможности исполнить его требования в установленный срок.
Вручение потовых отправлений регулируется Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года № 234 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи».
В соответствии с пунктом 33 указанных Правил вручение простых почтовых отправлений, адресованных до востребования, регистрируемых почтовых отправлений, а также выплата почтовых переводов адресатам (уполномоченным представителям) осуществляются при предъявлении документа, удостоверяющего личность, или с использованием определенного оператором почтовой связи иного способа, обеспечивающего достоверное установление сведений о пользователе услугами почтовой связи, в том числе на основе кодов, паролей с использованием информационнокоммуникационных технологий, электронных носителей информации, а также иных технических устройств.
При этом оператор почтовой связи осуществляет фиксирование: а) данных документа, удостоверяющего личность адресата или его уполномоченного представителя (фамилия, имя, отчество (при наличии), номер документа, сведения о дате выдачи документа и выдавшем его органе);
б) реквизитов доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия представителя (в случае, если от имени адресата действует уполномоченный представитель).
Из материалов дела следует, что копия предписания об устранении выявленных нарушений № от 29 декабря 2021 года направлена ФИО2 по месту нахождения объекта культурного наследия, принадлежащего ФИО2: <адрес>, и получено ею 30 декабря 2021 года, а также по месту ее регистрации и фактического проживания по адресу: <адрес>. Отправление также было получено ФИО2 30 декабря 2021 года (л.д.14-16, 17-18, 19-22).
В подтверждение факт получения ФИО2 копий данного предписания административным органом в суд представлены копии уведомлений о вручении (л.д. 21, 22). Подлинники уведомлений представлены административным органом также в Верховный Суд Чувашской Республики.
Кроме того, на запрос судьи Верховного Суда республики АО «Почта России» направлен ответ № от 18 июля 2023 года, согласно которому заказное письмо с простым уведомлением № поступило 30 декабря 2021 года в отделение почтовой связи (ОПС) Алатырь 429826 в адрес ФИО2 и вручено 30 декабря 2021 года адресату. Заказное письмо с простым уведомлением № поступило 30 декабря 2021 года в отделение почтовой связи (ОПС) Алатырь 429826 в адрес ФИО2 и вручено 30 декабря 2021 года адресату. Простые уведомления отправлены 30 декабря 2021 года установленным порядком.
Также приложены копии извещений № и №, из которых следует, что оба почтовых отправления получены ФИО2 30 декабря 2021 года, что подтверждается ее подписью.
Таким образом, выводы суда об отсутствии доказательств вручения регистрируемых почтовых отправлений (предписания) в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи именно адресату - ФИО2 опровергаются имеющейся в материалах дела совокупностью доказательств.
Факт получения ФИО2 копий предписания № от 29 декабря 2021 года находит свое объективное подтверждение.
Указание в постановлении на то, что доводы ФИО2 в этой части ничем не опровергнуты, являются необоснованными, поскольку административным органом были представлены надлежащие доказательства получения ФИО2 предписания.
При этом судья первой инстанции не был лишен возможности истребования в АО «Почта России» дополнительных доказательств по делу о том, кому были вручены указанные почтовые отправления.
Вывод судьи районного суда о наличии оснований для прекращения производства по делу сделан без учета положений приведенных выше норм, а также требований КоАП РФ о всесторонности, полноте, объективности выяснения обстоятельств каждого дела и разрешении его в соответствии с законом.
Допущенное судьей районного суда нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях носит существенный характер, принятое им 18 июня 2023 года постановление не может быть признано законным.
Вместе с тем возможность возобновления производства по делу, устранения допущенных судом первой инстанции ошибок путем возвращения дела на новое рассмотрение исключена, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности истек.
При таких обстоятельствах постановление судьи Алатырского районного суда Чувашской Республики от 8 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Чувашской Республики жалобы должностного лица Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики ФИО1 срок давности привлечения ФИО2 к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, возможность направления данного дела на новое рассмотрение исключается.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2 подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Алатырского районного суда Чувашской Республики от 8 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФИО2, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики ФИО3