ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-790/19 от 11.09.2019 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 12-790/2019 Судья: Пшеничная Т.С.

РЕШЕНИЕ

11 сентября 2019 года г. Челябинск

Судья Челябинского областного суда Майорова Е.Н. при секретаре Селезневой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Уралстальмонтаж», по жалобе защитника ООО «Уралстальмонтаж» Цинка А.В. на постановление судьи Калининского районного суда г.Челябинска от 19 июля 2019 года,

установил:

постановлением судьи Калининского районного суда г.Челябинска от 19 июля 2019 года ООО «Уралстальмонтаж»признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа, с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, в размере 125 000 рублей.

В жалобе, адресованной в Челябинский областной суд, защитник ООО «Уралстальмонтаж» Цинк А.В. считает постановление районного суда необоснованным и подлежащим отмене. Полагает, что поскольку ни ФЗ 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ», ни приказ Миндздравсоцразвиия № 564н от 28 июля 2010 года прямо не запрещает иностранным гражданам осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, при наличии у них патента.

Защитники ООО ««Уралстальмонтаж» Цинк А.В., Васнев И.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержали.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, прихожу к следующим выводам.

Положения ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ устанавливают административную ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.

Согласно примечаниям к статье 18.15 КоАП РФ в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», согласно статье 2 которого разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами) (п. 4.2 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ).

В силу положений пункта 1 статьи 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Из материалов дела следует, что 05 июня 2019 года в 17 часов 10 минут по адресу: г. Челябинск, ул.40-летия Октября, д.34, было выявлено административное правонарушение, допущенное ООО «Уралстальмонтаж», которое в нарушение п.4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», 15 мая 2019 года привлекло на строительном объекте по адресу: Челябинская область, г. Челябинск. пересечение улиц Братьев Кашириных и Береговой, к трудовой деятельности гражданина Республики <данные изъяты>МАС., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в качестве дорожного рабочего, при отсутствии у указанного гражданина патента, подтверждающего право на временное осуществление трудовой деятельности на территории Челябинской области.

Факт привлечения ООО «Уралстальмонтаж» к трудовой деятельности в качестве дорожного рабочего, при отсутствии у указанного гражданина патента, подтверждающего право на временное осуществление трудовой деятельности на территории Челябинской области, подтверждается материалами дела, а именно: протоколом № О39675 об административном правонарушении от 05 июня 2019 года, объяснениями МАС., данных 15 мая 2019 года инспектору ОПНМ -2 ОИК УВМ ГУ МВД России по Челябинской области ФИО3. и иными материалами дела.

Указанные доказательства получили оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности. Оснований для признания указанных доказательств недопустимыми не имеется, в связи с чем, отклоняется довод защитника об отсутствии подтверждающих событие правонарушения сведений.

Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу, в том числе процессуальных прав ООО «Уралстальмонтаж», позволяющих признать постановление судьи незаконным и необоснованным, не установлено.

Доводы жалобы, что поскольку, ни ФЗ 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ», ни приказ Миндздравсоцразвиия № 564н от 28 июля 2010 года прямо не запрещает иностранным гражданам осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, при наличии у них патента, основаны на ином, субъективном понимании заявителем норм права.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ, который регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

В соответствии с абзацем семнадцатым пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ патент - документ, подтверждающий в соответствии с указанным Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.

Вопросы осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации определены статьей 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ, в силу пункта 1 которой иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

В силу пункта 4.2 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом и другими федеральными законами).

В соответствии с абзацем семнадцатым пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ патент - документ, подтверждающий в соответствии с указанным Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.

Таким образом, если иностранный гражданин получил патент на территории одного субъекта РФ, то для осуществления трудовой деятельности на территории другого субъекта РФ он обязан обратиться за получением патента в уполномоченный орган в субъекте РФ, на территории которого данный иностранный гражданин намеревается осуществлять трудовую деятельность.

То обстоятельство, что по отношению к иностранным гражданам, имеющим на территории Российской Федерации разрешение на работу Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)» установлены случаи осуществления трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание), не свидетельствует о возможности применения указанных положений по отношению к иностранным гражданам осуществляющим трудовую деятельность по патенту, по аналогии права, как на то указывает защитник.

Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разграничивает правовое положение иностранных граждан осуществляющих трудовую деятельность на территрии Российской Федерации, в том числе указав, что «разрешение на работу – документ … на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности», в то время как «патент – документ …. на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности».

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18 июля 2017 года № 1744-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Республики Узбекистан Рахматова Шахбоза Миркомиловича на нарушение его конституционных прав пунктами 4 и 4.2 статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» связывает, по общему правилу, возможность осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности с необходимостью получения им разрешения на работу или патента, исходя из целей миграционной политики Российской Федерации, которая как социальное государство согласно статье 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации призвана создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, включая социальную защиту, здравоохранение, рынки труда и жилья, и должна поддерживать на своей территории приемлемую для этого миграционную обстановку (Определение от 24 ноября 2016 года № 2558-О). Поэтому само по себе ограничение осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности территорией конкретного субъекта Российской Федерации не может рассматриваться как нарушение конституционных прав данного лица.

При этом случаи осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание), установлены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 июля 2010 года № 564н.

Учитывая изложеное, оснований полагать, что на иностранных граждан осуществляющих трудовую деятельность по патенту распространяются положения приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 июля 2010 года № 564н, оснований не имеется.

При этом необходимо учесть, что обществу назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, Доказательств того, что размер назначенного судьей районного суда наказания с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица, по делу не установлено.

В целом доводы жалобы на законность обжалуемого судебного постановления не влияют, поскольку основаны на неверном толковании норм права, и направлены на переоценку установленных судьей городского суда обстоятельств и исследованных доказательств.

Постановление о привлечении ООО ««Уралстальмонтаж» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

На момент рассмотрения жалобы оснований к прекращению производства по делу в отношении ООО ««Уралстальмонтаж», предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ и ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда

решил:

постановление судьи Калининского районного суда г.Челябинска от 19 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Уралстальмонтаж» оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Уралстальмонтаж» Цинка А.В. - без удовлетворения.

Судья Е.Н.Майорова